Конспект на тему "Гамбиты"
методическая разработка

Шалимов Алексей Николаевич

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gambity.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гамбиты. 

Цель: применение острых методов шахматной игры в дебюте.

Задачи: познакомить с классификацией гамбитов, уметь применять их на практике, а также противостоять при острых моментах игры.

Оборудование: демонстрационная доска, интерактивная доска, индивидуальные шахматы.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.  

Первоначальная расстановка шахматных фигур на демонстрационной доске.  

  1. Повторение. 3 стадии шахматной партии.

       Дебют. Требование к разыгрыванию дебюта.

  1. Основная часть.

Характеристика гамбита.

Гамбит – это коварный и острый метод игры, ловушка, подвох.

Гамбиты особенно были распространены в 19-м, начале 20-го века, в эпоху расцвета комбинационной атакующей игры.

В дословном переводе с итальянского языка, гамбит означает «подставить ножку».  Ясно одно: Гамбит – весьма острый и хитроумный способ постановки дебюта.

Сущность гамбита. Не числом, а умением!

Смысл гамбитного метода игры.

Один из компонентов игры – материальные ресурсы (фигуры и пешки) трансформируются на выгоды – пространство, время, активность фигур, возможности для атаки, инициатива. При этом во главе угла использование четкое взаимодействия фигур, когда побеждают не числом, а умением.

Какие бывают гамбиты?

Давайте сделаем небольшой обзор наиболее популярных и распространенных гамбитов, как за белых, так и за черные фигуры.

1)Королевский гамбит.

Гамбит начинается ходами:

  1. е2 – е4 е7 – е5 2. f2 – f4

Идея: устранение пешки е5, вскрыть вертикаль f, захватить центр ходом d4, атаки на f7. Один из самых острых и сложных дебютов.

2) Ферзевый гамбит – дебют начинается ходами

1.d2 – d4 d7 – d5 2.c2 – c4

Один из самых распространённых современных дебютов. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: принятый гамбит, отказанный,

Контргамбит Альбина:

1.d2 – d4 d7 – d5 2. с2 – с4 е7 – е5.

3) Гамбит Эванса:

1.е2 – е4 е7 – е5 2. Кf3 Кс6 3.С с4 с с5 4. b4 Сb4 5. с3 с а5 6.Ф b3

4) Волжский гамбит

1. d2 – d4 Кg8 – f6 2. c2 – c4 c7 – c5 3. d4 – d5 b7 – b5 4. cxb5 a6

  Весьма популярный и сегодня гамбит за черных. Идея гамбита чисто позиционная – организовать давление на ферзевом фланге по открытым линиям «а» и «в» при поддержке фианкеттированного слона g7. Идея оказалась весьма жизнеспособной и волжский гамбит – частый гость современных турниров.

Похожая идея используется в еще одном гамбите   В гамбите Блюменфельда

1. d2 – d4 Кg8 – f6 2. c2 – c4 e7 – e6 3. Кg1 – f3 с7 – с5 4. d4 – d5 b7 – b5

4. Фронтальный опрос с опорой на демонстрационную доску и индивидуальные комплекты шахмат (Решение заданий по теме на примере партий выдающихся шахматистов мира)

5. Рефлексия. Понравились ли учащимся такие дебюты.  

Ход занятия

Части занятия

Частные задачи

Содержание

Дозировка нагрузки

Организационно – методические указания

1. 30 мин.

Подготовительный этап.

Разминка.

Применение острых методов шахматной игры в дебюте.

Решение  заданий по теме на примере партий выдающихся шахматистов мира

5 – 6 заданий

Фронтальный опрос с опорой на демонстрационную доску и индивидуальные комплекты шахмат.

2. 50 мин.

Основная часть.

Итоги. Выводы.

Формирование комбинационных навыков.

Уметь применять   на практике изученные гамбиты, а также противостоять при острых моментах игры в дебюте

Психологические аспекты при игре «решающей партии».

Разбор шахматных партий.

Партии учащихся группы.

 

2 партии

Коллективная работа по разбору партий с использованием демонстрационной доски, на примере собственного творчества.

3. 55 мин.

Практическая часть.

Развитие фантазии, комбинационного зрения  при игре в шахматы.

Практическая игра.

6 партий

Тематический Блиц-турнир  в парах с использованием  шахмат и шахматных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...