Конспект занятия на тему "Линейный мат"
методическая разработка

Шалимов Алексей Николаевич

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lineynyy_mat.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

             

         Тема занятия: «Линейный мат»

Цель занятия: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.

Задачи:

Образовательные:

- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Развивающие:

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в коллективе;

Воспитательные:

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Материалы, используемые на занятии:

  • Демонстрационная доска
  • Шахматные доски
  • Шахматная шкатулка

Ход занятия

Педагог: - Здравствуйте ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Педагог:

- Слово «Шахматы» в переводе означает «конец королю»! А гибель короля – это немедленный конец шахматной партии. Чтоб закончить шахматную партию, нам нужно поставить королю мат. Сегодня я хочу вас научить ставить линейный мат королю двумя ладьями.

В один из солнечных дней вышел белый король на прогулку и с ним его две ладьи. Встречается им на пути чёрный король. Белый король разозлился и потребовал захватить в плен чёрного короля. А чёрному королю ничего не оставалось, как убегать от них, ведь он был совсем один. Де ладьи переглянулись, улыбнулись и пообещали белому королю поймать его давнего врага.

Линейный мат королю ставим на краю шахматной доски.

Шахматный план - как ставить мат двумя ладьями?

А. Выбрать край доски.

Педагог: - Где будем ставить мат королю?

Дети: - На краю!

Педагог:
- У доски 4 края (вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали). Сегодня мы с вами разучим линейный мат по горизонтали, а по вертикали мы изучим на следующем уроке. Давайте посчитаем, сколько клеток до 1-й и 8-й горизонтали чёрному королю. До 8-й горизонтали – всего 3 клетки, а до 1-й – 4 клеток. Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё. Нужный нам край выбран!

  1. Отрезать короля.

Педагог:

- Вредный чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 5-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски. 
Две ладьи договорились между собой, что одна будет охранником и не даст королю уйти вперёд, а другая – охотником, и будет гнать короля назад. Ход ладьёй с поля h1 на поле h4 
«отрезает» шахматного короля от центра доски.

1. Лh1 – h4 + Kpe5 – f5 (проговариваю с шахматами)

Педагог:
- Ладья берёт на себя роль 
СТОРОЖА. Теперь король чёрных не может пойти на 4-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых. 
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно смогла справится с ролью сторожа.

Понятно, что после 4-й горизонтали идёт 5-я. Плохо начинать атаку на короля ладьёй h4. Если наш сторож уйдёт с 4-й линии, на ней сразу же с радостью окажется чёрный король
 2. Лh4–h5+? Круf5–f4. (проговариваю с шахматами)

Педагог:
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую, то есть берёт на себя роль охотника и ставит королю шах.

3. Ла1 – а5 (проговариваю с шахматами).

Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»

Дети: - ШАХ!

Педагог:

- Король может сдаться и без сопротивления. Просто убегать назад. Но даже если король остался один, он всё равно должен биться до последнего хода. Что и делает чёрный король.

4. Круf5 – g6. (проговариваю с шахматами).

Педагог:

Ладья оттеснила короля с 5-й линии.

Б. Переброска ладьи.

Педагог:

Теперь без дела осталась ладья h4. Но на h6 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Битое поле. Беги от короля как можно дальше.

5. Лh4 – b4 (проговариваю с шахматами).

Педагог:

Чёрный король разозлился, что ладья h4 не попалась в его ловушку, и он не смог её забрать. Но он всё равно не сдаётся и продолжает погоню за ладьёй и делает следующий ход, в направлении ладьи.

6. Kpg6 – f6 (проговариваю с шахматами).

Педагог:
- Посмотри внимательно. Ладья h4 специально не дошла одну клетку и остановилась на вертикали «b». Чтобы не мешать друг другу, ладьи работают на соседних линиях!

Ладья продолжает выполнять задуманный план и делает следующий ход.

Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»

Дети: - ШАХ!

Педагог:

7. Лb4 – b6 Kpf6 – e7,

Педагог:

Король продолжает двигаться в направлении ладьи.

8. Ла5 – а7 + Кре7 – d8

Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»

Дети: - ШАХ!

Педагог: - Дети, обратите внимание, чёрный король дошёл до 8 горизонтали.

И ладья b6 делает свой решающий ход.

9.Лb6 –b8
Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»

Дети:-Шах и МАТ!!!
Педагог:

Каток из двух белых ладей неумолимо накатывается на чёрного короля. Ладья a7 контролирует 7-ю линию, а ладья b8 отняла все поля на 8-й. И таким образом мы поставили чёрному королю линейный мат двумя ладьями!

Физ. минутка.

Педагог:

Дети, вы, наверное, устали уже сидеть.

Давайте с вами вместе встанем,

 физ. минутку мы начнём,

 вместе с музыкой попляшем,

 а потом играть начнём.

Проходит физ. Минутка, дети смотрят видео на интерактивной доске.

Педагог: - Границы королевства охраняют?

Дети: -  Ладьи.

Педагог: - Рядом с ладьями пасутся?

Дети: - Кони.

Педагог: - Коней защищают?

Дети: - Слоны.

Педагог: - Правит в королевстве?

Дети: - Король.

Педагог: - Во всём ему помогает?

Дети: - Ферзь.

Педагог: - И всё королевство защищают?

Дети: - Пешки.

Педагог:

- Сегодня мы с вами научились ставить линейный мат двумя ладьями. Пока вы ещё не достигли полного совершенства, обязательно ставьте мат по строгому алгоритм.

Строгий алгоритм.

  • Выбрать край доски.
  • Отрезать королю ход назад.
  • Оттеснить короля шахом к краю доски.
  • Поставить мат.

Игра.

Педагог: - А теперь давайте закрепим ваши знания игрой. Перед вами лежит шахматная доска, расставьте фигуры точно так, как и у меня на демонстрационной доске. После того, как расставите правильно фигуры, можно приступать к игре.

Педагог: - Дети, какие вы молодцы! У вас всё получилось, и вы смогли поставить своему сопернику линейный мат.

А сейчас я хочу показать вам вот эту шахматную шкатулку. Педагог: - Как вы думаете, что там может быть?

Дети: - (предлагают свои варианты)

Педагог: - там вас ждут загадки про шахматы и шахматные фигуры. Попробуем отгадать?

Дети: - Да!

Занимательная викторина.

Загадки из шахматной шкатулки.

Педагог: - Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

Дети: - Шахматы

Педагог: -  Съест коня, слоном закусит.

Все подметит, не упустит.

Прозевать ему нельзя —

Потеряет короля.

Дети: - Шахматист

Педагог: - Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра.

Дети: - Шахматный король

Педагог: - На шахматной доске —

Сильнейший он.

«Плывет», ну, как ладья,

И «топает», как слон.

Дети: - Ферзь

Педагог: - Иногда король с ладьей

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…

Дети: - Рокировкой

Педагог: - Стою на самом я краю,

Путь откроют – подойду.

Только прямо за хожу,

Как зовут, я не скажу

Дети: - Ладья

Итог занятия:

Педагог: - Сегодня мы с вами на занятии научились ставить линейный мат королю двумя ладьями. Закрепили нашу новую тему игрой и у вас это замечательно получилось. Даже успели поиграть с вами в шахматную шкатулку.

Домашнее задание.
Педагог:
 - Дома, вместе с родителями, братьями, сёстрами поиграйте в шахматы и постарайтесь поставить линейный мат двумя ладьями!

А на сегодня я с вами прощаюсь. Скажем нашим гостям до свидания!

Дети: - До свидания!

Педагог: - До свидания ребята, жду вас на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...