Конспекты уроков для детей с нарушениями в развитии
план-конспект урока

Приступа Елена Юрьевна

Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

План-конспект открытого урока по предмету письмо и развитие речи

6 класс

«Предложение»

        C:\Users\admin\Desktop\фото учеников\20210210_091835.jpg

             Учитель – дефектолог: Приступа Е.Ю.

2023

Тема урока: «Предложение».

Тип урока:   Комбинированный.

Цель урока: закрепление умения составления фразы, графической схемы и анализа  предложения.

Оборудование:

  • для учителя: учебные принадлежности; обучающее пособие Н. Шестернина «Азбука действий», набор двухсторонних карточек с цветными картинками и текстом «Читаем предложения», мячи - массажеры, компьютер.
  • для учащихся: учебные принадлежности
  • План урока: 
  • I. Организационный момент.

                     II. Вводная беседа. Игра «Добавлялки».

                        III. Объяснение темы урока.

  1. Понятие «Слово».
  2. Понятие «Предложение». Работа с карточками.
  3. Упражнение «Составь из слов предложение».
  4. Главные члены предложения.
  5. Графическая схема предложения.
  6. Коррекционные упражнения с мячом-массажером.
  7. Выполнение письменной работы.

IV. Закрепление темы урока.

V. Подведение итога урока.

Организованное окончание урока(оценка работы ученика)

  1. Организационный момент

Здравствуй. Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения из слов. Познакомимся со словами, которые обозначают предмет и словами, которые обозначают действия. 

  1. Вводная беседа

Всё что мы говорим это речь. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. В предложении слова всегда «дружат» друг с другом. Предложение выражает законченную мысль. Составь из частей картинку, а потом прочитай: «Ракета летит на Луну» – это не предложение. Слова «живут в согласии, дружат друг с другом», значит, это предложение и предложение выражает законченную мысль.

В предложении может быть разное количество слов (2,3,4,5,6 и т.д.) Сколько слов в предложении?

Как построить схему предложения?

Каждое слово обозначается так

Первое предложение начинается с большой буквы и обозначается так

В конце ставим точку.

Например: Собака живёт в будке. .

Девочка любит читать. .

1. Предложение состоит из слов. Работа с сюжетным рисунком к сказке «Репка» (учебник, с. 7)

2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 7)

– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Описание: hello_html_mf264282.png

Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.

– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди?

– Как можно узнать, что предложение закончено?

  1. Игра «Добавлялки»

- Сейчас я посмотрю, какие вы внимательный. Нужно добавить слово подходящее по смыслу.

  • Ко-ко-ко кошка любит… (молоко)
  • Та-та-та хвост пушистый у … (кота)
  • Чи-чи-чи прилетели к нам… (грачи)
  • Жа-жа-жа есть иголки у … (ежа)
  • Са-са-са под кустом сидит… (оса)

- Мы добавили слово и получилось предложение.

- Какие это предложения ? (распространенные)

- Кошка это подлежащее.

- Любит – это сказуемое, обозначает действие и отвечает на вопрос: Что делает?

- Любит что? (молоко).

- Сколько слов в предложении? (три)

- Предложение распространенное.

  1. Понятие «Слово»

-Что мы добавляли в игре? (Слова)

-А знаешь ли ты, что все слова живут в волшебной стране «Грамота». А вот когда слова дружат между собой и становятся рядом, то получается предложение.

- Сейчас мы называли предметы, произнося разные слова.

-  Всё, что мы видим вокруг нас, можно назвать словами. Например, пол, стол, что ты  ещё видишь? (Ответыученика)

Этими словами мы обозначаем различные предметы. А есть слова - действия. Итак, есть слова, которые обозначают название предметов, они являются подлежащим, а есть слова-действия, которые являются в предложении сказуемым. И много самых разных слов, которые дополняют предложение, делают его распрстраненным. Сегодня мы будем учиться составлять предложения.

  1. А поможет нам в этом азбука действий.

 

Физкультминутка с мячом

Разогреем наши руки и пальчики и подготовим их к письму.

« Я мячом круги катаю, назад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

А потом сожму немножко

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк-мяч летает между рук

  1. Упражнение: Сложи картинку и прочитай предложение.

Самостоятельная работа ученика

  1. Упражнение  «Составь из слов предложение»

- Я говорю предложение: «Рома дергает морковь» Всё понятно, что я сказала? (Да)Дальше я называю три слова « Лена, цветы, поливать». Всё понятно? (Нет)Непонятно, потому, что я назвала слова, которые меду собой «не дружат» У них нет согласияДавайте составим из них предложение. «Лена поливает цветы». О ком мы узнали? (О Лене). Что она делает? (Поливает цветы.)

Подведение итогов

Если «подружить» слова, то получится всё понятно, мы составим предложение. Значит, предложение выражает законченную мысль.

- Когда получаются предложения? (Когда слова дружат)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль)

-Какие бывают предложения? (простые и распространенные)

                                                                        

10.09.2023



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

План-конспект открытого урока по предмету окружающий природный мир

2 класс

« Признаки зимы »

                C:\Users\admin\Desktop\20210210_121032.jpg

Учитель –дефектолог:  Приступа Е.Ю.

2022

Тема урока: « Признаки зимы».

Тип урока:   Комбинированный.

Цель урока: закрепление знаний признаков зимы, активизация речи, развитие восприятия, памяти и мышления.

Оборудование:

  • для учителя: мячи – картинка с улыбкой, массажеры, компьютер.
  • для учащихся: картинки с изображением признаков зимы, сезонной одежды, три белых круга из картона, лист бумаги голубого цвета, клей.
  • План урока: 
  • I. Организационный момент.

                     II. Вводная беседа. Игра «Свойства снега».

                        III. Занимательные коррекционные упражнения.

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
  2. Презентация «Животные зимой»  
  3. Массаж биологически активных зон «Неболейка»
  4. Дидактическая игра «Что лишнее»
  5.  Физкультминутка
  6. Артикуляционная гимнастика
  7. Попевка на тему «Зима»

IV. Объяснение поэтапного выполнения аппликации снеговика

V. Подведение итога урока.

Организованное окончание урока (оценка работы ученика)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй! Давай с тобой поздороваемся. Сегодня у меня хорошее настроение. Я улыбаюсь, как это лицо(графическое изображение улыбки). Я хочу своим настроением поделиться с тобой.

Картинка с улыбкой у меня и у ребенка.

  1. Вводная беседа.

 А сейчас, мы с тобой посмотрим в окно. У нас за окном самая настоящая зима. Зимой на улице много снега. А давай вспомним, снег какой? – по цвету: белый. Снег какой на ощупь? Холодный, колючий мокрый, липкий.

  1. Занимательные коррекционные упражнения
  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег.)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые …(снежинки.)

На дорожки, на лужок

Тихо падает …(снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…( снегопад.)

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик.)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой …(снегири.)

  1. Просмотр презентации на тему «Животные зимой»

- у зайца зимой шубка белая

- у белки зимой шубка серая

- медведь спит в берлоге до весны

Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Потому что сейчас мы с тобой поиграем в «Неболейку».

  1. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (профилактика простудных заболеваний).

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживать ладонями сверху-вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

(прикладываем ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны-вместе».

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна!(потирают обе ладони).

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?» (собираемся на прогулку).

А еще, чтобы быть здоровыми и бодрыми, надо много гулять. Вспомни. Как нужно одеться на прогулку зимой?

На столе картинки с изображением вещей разных сезонов (одежда, обувь, головные уборы).

  Задание: Найти и обвести карандашом зимние вещи (шуба, валенки, шапка-ушанка, свитер, носки, шарф, варежки).

.

Молодец, справился с этим заданием, Мы оделись тепло и готовы идти на прогулку.

4.Физкультминутка.

  1. Артикуляционная гимнастика

Как на улице холодно зимой! Чтобы наши язычки не замерзли, поиграем с ними. Но сначала, вспомним, как нужно правильно дышать на улице зимой.

- Дыхательное упражнение (вдох через нос, выдох через рот)

- Окошко

Описание. Жарко-широко открыть рот, холодно – закрыть рот, плотно сжимая губы.

- Заборчик  -  Дудочка

Описание. Широко улыбнуться, растянуть губы в улыбке. Затем вытянуть губы дудочкой. Выполнять поочередно.

- Качели

Описание. Рот открыт. Поочередно  поднять язык к верхним зубам, потом к нижним.

- Месим тесто

Описание. Язык между зубами. Слегка сомкнуть зубы, потом разомкнуть.

Размяли язычки, теперь они у нас точно не замерзнут.

Давай послушаем песенку, о том, что бывает зимой.

Звучит попевка

Ля-ля-ля-ля-побелела вся земля.

Ли-ли-ли-ли улетели журавли.

Ло-ло-ло-ло –все дорожки замело.

Лю-лю-лю-лю –Новый год встречать люблю

Отгадай загадку:

Красный нос

А хочешь, мы с тобой тоже слепим снеговика. Только не из снега, а из бумаги.

IV. Объяснение поэтапного выполнения аппликации снеговика.

  1. Берем лист бумаги.
  2. Берем 3 круга из картона.
  3. Раскладываем круги на лист бумаги, начиная снизу вверх (от большого к маленькому).
  4. Приклеиваем круги на лист бумаги.
  1. Выполнение работы

Пальчиковая гимнастика. Давай согреем наши руки, которые замерзли на улице. Подышим на них, потрем и погладим.

А теперь соберем нашего снеговика. Возьми сначала большой комок, потом поменьше, а самый маленький  на верх. Это голова. Молодец! Какой чудесный снеговик у нас получился!

                                                                                        22.01.23



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Устное составление рассказа с опорой на вопросы

C:\Users\admin\Desktop\20210210_093321 (1).jpg

Учитель – дефектолог: Приступа Е.Ю.

2022

ЦЕЛИ: - формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

ОБОРУДОВАНИЕ:   предметные картинки, запись на доске, схема предложения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

— Отгадай загадку, назови предмет на картинке-отгадке и выдели гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)

Пухом богата, клюв — лопата,

В речке бродит, вперевалочку ходит.

Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома— Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту.

Ходит ... (окунь) в глубине, В глубине, на самом дне, Равнодушным круглым оком На меня косится ... (окунь).

(Ю. Вронский)


https://fs.znanio.ru/8c0997/07/68/c5dff8ccfe07257124d13c63e0f947dd25.jpg

назовите   «лишнюю»? картинка   «лишняя»? - птицы.)

—   Посмотрите   на   картинки,
(Окунь.)   Объясните,   почему   эта
(Окунь — это рыба, все остальные -

— Запомните эту картинку.

3. Знакомство с текстом «Кит». Словарная работа

Учитель выставляет картинку, изображающую кита.

— Послушай стихотворение Б. Заходера «Кит».

КИТ

Всю жизнь в воде проводит кит,

Хотя он и не рыба. 

Он в море ест и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

—  Поэт говорит: «Всю жизнь в воде проводит кит, хотя он
и не рыба». К какой группе животных относится кит?

—  Послушайте рассказ. (Учитель читает рассказ один раз.)

КИТ

Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов.


      Раньше на китов охотились и почти истребили их. Теперь охота на китов запрещена.

— Объясните значение слов:

ОКЕАН — это ... (водное пространство, омывающее материки Земли)

ЗООПАРК — это ... (зоологический парк, где живут звери, птицы)

ИСТРЕБИТЬ — ... (убить, уничтожить)

4. Динамическая пауза

Шум моря»

Речевое дыхание, релаксация

Учащийся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

5. Работа с текстом «Кит». Последовательный пересказ с опорой на вопросы

На листе план-вопросы:

1.      Какое животное самое большое на свете?

2.      Где могут жить киты?

3.      Почему китов нет в зоопарке?

4.      Почему охота на китов запрещена?

 — Дай полные ответы на вопросы.

— Используя вопросный план, перескажи рассказ. (Пересказ ученика, учитель задает наводящие вопросы)

5. Физкультминутка

Взмахи руками, словно крыльями.

Плавательные движения руками.

Ходьба на месте. .

6. Работа с текстом «Окунь»

Над волнами чайки кружат, 

Полетим за ними дружно. 

Брызги пены, шум прибоя, 

А над морем — мы с тобою! 

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе. 

Веселее загребай 

И дельфинов догоняй.

 Поглядите: чайки важно 

Ходят по морскому пляжу.

 Сядьте, дети, на песок, 

Продолжаем наш урок.

— Вспомни, какая картинка была «лишняя» в первом задании. (Окунь.)


—- Объясните, почему эта картинка «лишняя»? (Окунь — это рыба.)

— Послушайте рассказ. (Логопед читает рассказ один раз).

ОКУНЬ

Окунь живет в пресной воде. У окуня есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть. Главная добыча окуня — маленькая рыбка. Враги окуня — это щука, сом, птицы.

На доске план-вопросы:

1.          Где живет окунь?

2.      Что есть у окуня?

3.      Как окунь защищается?

4.      Кто главная добыча окуня?

5.      Кто враги окуня?

 

— Давай полные ответы на вопросы.

— Используя вопросный план, перескажи рассказ.

— Сколько предложений в этом рассказе?

— Назовите второе предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить второе предложение?

— Назовите третье предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить третье предложение?

— Назовите пятое предложение рассказа. Какой вопрос
поможет нам вспомнить пятое предложение?

— Какой вопрос поможет нам вспомнить первое предло
жение рассказа? Назовите первое предложение рассказа.

— Сколько слов в первом предложении? Назовите первое
(3, 2, 5, 4) слово предложения?

— Запишите первое предложение в тетрадь ( учитель диктует предложение)
Обозначь предлог. Запиши схему предложения.

Динамическая пауза

7. Итог занятия

—   Что   использовали   при   пересказе   текстов  «Кит»,
«Окунь»?

— Выучи наизусть стихотворение Б. Заходера «Кит».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект урокаhttp://www.playcast.ru/uploads/2017/01/05/21167779.png

C:\Users\Елена\Desktop\улитка.jpg        по лепке

1а класс

«Улитка»

Учитель -дефектолог: Приступа Елена Юрьевна

2024

Тема урока: «Улитка».

Тип урока:   Комбинированный.

Цель урока: Закрепление умения скатывать шары разной величины,  раскатывать между ладонями  длинную колбаску из пластилина, формирование навыка надрезания стекой; коррекция мелкой моторики кисти рук; воспитание мотивации к учению.

Оборудование:

  • для учителя: учебные принадлежности; обучающее пособие М. Навацкой «Пластилиновые секреты»; пластилин; стека, мяч, компьютер, слайды с изображением улитки.
  • для учащихся: учебные принадлежности; пластилин, стека, доска для лепки, лоскутик ткани.

План урока:  I. Организационный момент.

                      II. Вводная беседа.

                      III. Коррекционные упражнения

1.        игровые упражнения с массажным мячом - «ежиком»

2.        работа с пластилином.

IV. Объяснение поэтапного выполнения лепки улитки ( пошаговые иллюстрированные инструкции, словарная работа ).

V.   Выполнение работы.

1.        пальчиковая гимнастика.

VI. Закрепление темы урока.

VII. Подведение итога урока.

1.        Анализ работы.

2.        Организованное окончание урока(домашнее задание)

Ход урока

I.        Организация, подготовка необходимых учебных принадлежностей.

II. Вводная беседа

 На узкой дорожке-

Голова да ножки.

Кто так медленно ползёт,

На себе свой дом везёт (Улитка)

Как ты думаешь, почему улитка медленно ползёт (Потому что у неё нет ножек).

Давай посмотрим веселые картинки с улитками! (Просмотр слайдов с изображением улиток)

Посмотри  на её домик. Какой он формы (Круглой)

По другому он называется раковина.

Если улитка испугается, то она всегда прячется в свой домик. Так она защищается.

Ещё у улитки есть рожки, которыми она любит шевелить. Какой они формы? ( Колбаски: толстые с одной стороны, тонкие с другой)

Стихотворение.

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине,

Ползёт тихонько, не спешит.

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Давай мы с тобой слепим весёлую улитку.

Наши ручки мы разогрели, помассировали их. А теперь вспомним,  как скатать шар из пластилина? (Круговыми движениями ладоней).

III. 1.Поиграем с мячом-ежиком и разогреем наши ладошки.

(Выполнение движений кистей рук и пальцев в сопровождении текста ребенком вместе с учителем).

Я мячом круги катаю,                Катают мяч между ладонями.

Взад-вперед его гоняю,                Смена рук.

Им поглажу я ладошку,                Поглаживают мячом ладони.

Будто я сметаю крошку.                Смена рук.

И сожму его немножко,                Сжимают мяч в ладони.

Как сжимает лапу кошка.                Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму        Прижимают каждым пальцем мяч.

И другой рукой начну.                Смена рук.

А теперь последний трюк:                Переброс мяча из руки в руку.

Мяч летает между рук.

2. Поиграли с ежиком и  ручки наши разогрели.

  А теперь вспомним, как скатать шар из пластилина? (Показываю лепку шара  круговыми движениями ладоней). Повтори за мной.

А как сделать колбаску? (Показываю прием лепки движениями ладоней вперед назад). Повтори за мной.

IV. А теперь посмотрим  как мы будем лепить улитку. И что нам понадобится для работы. (Знакомство с пошаговой  наглядной инструкцией лепки по М. Новацкой)

- Между ладонями раскатываем кусок пластилина.

- Скатаем один большой розовый шар и три пары маленьких: розового, белого и голубого цвета. Из большого шара сделаем тело. Из маленьких –рожки и глазки.

- Большой шар и маленькие розовые  шарики раскатаем в колбаски-морковки (толстые с одной стороны и острые с другой). Большая станет телом, маленькие – рожками.

-  Изогнем колбаску – тело, прикрепим рожки. Белые шарики чуть сплющим, в их центр прикрепим маленькие шарики-зрачки. Проткнем зубочисткой носик.

-  Стеком нарисуем улыбку . Для того, чтобы улыбка была ровной , ее надо сперва чуть наметить стеком, провести, оставив черту. И только потом по ровной линии чуть разрезать пластилин.

-  Для «домика» Улитки скатываем большой голубой шар

-  Раскатаем шарик-домик в длинную колбаску и скрутим ее в спираль.( у всех улиток раковина закручивается слева направо).

-  Поставить Улитке домик на спинку. С новосельем!

«Прежде, чем приступить к лепке, давай разомнём пальчики.»

Пальчиковая гимнастика

У улитки -крошки

Подрастают рожки.

Научу её ходить,

Если будут ножки.

(Пальцы сжать в кулак. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаться медленно вперёд и "шевелить усиками)

V.Самостоятельная работа ученика. (Оказание индивидуальной помощи)

Куда мы посадим твою улитку?

Предлагаю посадить ее на листик.

VI. Вопрос:

Из каких форм мы лепили улитку?      Шары большие и маленькие, колбаски длинные и короткие.

Какого цвета ты использовал пластилин?    Розовый и синий.

Зачем нужен улитке домик на спине?   Для отдыха и защиты.

Как сделать шар?    Круговыми движениями ладошек

Как скатать колбаску?    Движениями вперед назад.

Тебе понравилось лепить улитку?

На следующем занятии ты узнаешь новый пластилиновый секрет.

VII. 1. Мы завершили урок, уберем рабочее место, пластилин ставим в центр стола. Вытираем тряпочкой руки от пластилина.  

 Урок окончен.

2.Ты молодец, слушал меня внимательно, старался и у тебя получилась веселая сказочная улитка! И чтобы ей не было скучно, сделай нашей улитке друга. Когда две улитки встречаются, то уже не разлучаются никогда. Придумай им имена. Это и будет твое домашнее задание.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием вопросного плана

C:\Users\admin\Desktop\20210210_101720 (2).jpg

Учитель – дефектолог: Приступа Е.Ю.

2022

ЦЕЛИ:   •   формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая 

связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные

 языковые средства;

                • совершенствовать навыки фонематического синтеза слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Пособие Н. Радлова «Рассказы в картинках», серия картинок «Как белка спасла зайчика» 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Отгадай слова по звукам:

[Л*], потом [И], потом [С*], потом [И], потом [Ц], потом [А]

(ЛИСИЦА)

[3], потом [А], потом [Й^], потом[Ч^], потом [И], потом [К]

(ЗАЙЧИК)

[Б^], потом [Э], потом [Л], потом [К], потом [А] (БЕЛКА)

— Повторите слова. Это — герои рассказа.


— Будем составлять рассказ, героями которого, будут зайчик, белка и лисица.

3. Работа с серией сюжетных картинок

Учитель предлагает рассмотреть серию сюжетных картинок ученику.

- Кого ты видишь на картинках? (зайца, белку, лису)

Установление правильной последовательности событий.

-  Расположи данные картинки в правильной последовательности.

После установления правильной последовательности событий на доске материал расположен так:

 

1 картинка

2 картинка

3 картинка

Где сидел зайчик?

Кто заметил зайчика?

Кто сидел на елке?

Что он делал?

Что лиса стала делать?

Что решила сделать белочка?

 

 

Как она спасла зайчика?

4. Работа над структурой устного сочинения

https://fs.znanio.ru/8c0997/6c/ef/030510e0d234077c419752bf1717b8b083.jpg


https://fs.znanio.ru/8c0997/58/e1/cf52eab67dda44d1bc33011cd3290962b4.jpg


https://fs.znanio.ru/8c0997/ac/8f/ff6c4b198956790a33a922f0af5149e391.jpg


Чтение вопросов сначала учителем, затем вопросы читает кченик вслух

-  Что главное в рассказе?


- Предложи  название рассказа. (Как белка спасла зайчика.)

— Ответим на каждый вопрос полным предложением или
предложениями, и у нас получится рассказ.

— Прочитайте вопросы к первой картинке. Составьте по
первой картинке предложения.

Под кустом сидел зайчик. Он грыз веточку и не смотрел по сторонам.

— Прочитайте вопросы ко второй картинке. Составьте по
второй картинке предложения.

Заметила зайца хитрая лисица. Она стала тихонько подкрадываться к зайчику.

— Прочитайте вопросы к третьей картинке. Составьте по
третьей картинке предложения.

На елке сидела белка и грызла шишку. Она заметила хитрую лисицу и решила спасти зайчика. Белка бросила шишку прямо лисице в лоб. Лисица испугалась и бросилась наутек. Так белка спасла зайчика.

5. Физкультминутка

Скачет зайка косой

Под высокой сосной. 

Под другою сосной 

Скачет зайка второй.

ЗАЙЦЫ

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

6. Устное составление рассказа с опорой на вопросы и картинки

Совместное составление предложений-ответов на вопросы с опорой на последовательность картинок.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.

Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на последовательность вопросов, картинок, редактирует высказывания учащихся.

7. Итог занятия

— Получился ли рассказ «Как белка спасла зайчика»?

— Что помогло тебе составить рассказ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития "Коврик для собачки".

Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития Коврик для собачки....

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"

Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Статья "Альтернативная коммуникация в жизни детей с нарушениями умственного развития"

Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться....

Проблема интеграции в образовании детей с нарушениями в развитии

Под интеграцией в общество лиц с ОВЗ понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах со­циальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Интеграция в обра...

Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...