Статья "Альтернативная коммуникация в жизни детей с нарушениями умственного развития"
статья

Соколова Елена Борисовна

Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:


Статья

"Альтернативная коммуникация в жизни детей с нарушениями умственного развития"






                              Воспитатель: Соколова Елена Борисовна




Санкт-Петербург

2021


Когда мы заводим речь об общении, что первоначально приходит нам на ум? Воображение рисует себе картинку, где несколько человек, сидящих рядом, беседуют.

Общением называется не просто беседа, с помощью общения происходит обмен информацией. Общение дает возможность донести до другого человека суть своих желаний, а также свои мысли, выразить просьбу.

Специфические нарушения развития ребенка могут значительно препятствовать и ограничивать его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП делают затруднительным процесс формирования экспрессивных движений (мимические, жестикуляцию и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. С трудом используют звукоподражание и звукокомплексы, если это вообще возможно. У детей с нарушением интеллекта в сочетании с нарушениями аутистического спектра, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

Дети с выраженным нарушением интеллекта, чаще всего имеют грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. Поэтому, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру ААС — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация. Значение альтернативной коммуникации состоит в том, что ААС должна стимулировать появление речи и помогать её развитию. Использование дополнительных знаков является вспомогательным средством для развития абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом? способствует развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. К альтернативным средствам коммуникации принято относить: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные -компьютеры, компьютеры).

Главная цель: формирование навыков коммуникации и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Главное условие обучения - это активная деятельность самого воспитанника. Учителю  необходимо организовать работу  так, чтобы стимулировать самостоятельность .

Это могут быть -ответы на вопросы, выбор картинок из предложенных и т.д. При работе с «неговорящими» детьми, комментарии дает, в основном, педагог. Ребенок слушает и наблюдает за взаимодействием педагога и других детей, подтверждает или не подтверждает сообщения других детей, отвечает на обращенные к нему вопросы движением глаз, головы или отдельными звуками, словами, а также показом определённых предметов, картинок, пиктограмм, c помощью жестов.

Во время занятий, и в повседневном общении постоянно используется «Коммуникативная доска». С помощью этого пособия дети лучше усваивают последовательность режимных моментов, могут показать свои потребности на данный момент, что делает общение взрослого и ребенка более результативным. Но вместе с тем, педагог может столкнуться с рядом трудностей:

- Ребенок может пытаться брать с доски несколько предметов или картинок

- Ребенок может не обращать внимания на предложенные предметы или картинки.

- Ребенок может иметь сложности с выбором в связи с ограничением двигательной функции.

В своей работе при попытке начать обучение с карточками и предметами я обнаружила следующее: детям с тяжелыми множественными нарушениями развития довольно трудно не только самостоятельно взять в руки карточку, но и даже указать на нее. Так же представляется трудным подобрать разные карточки, вызывающие интерес у ребенка. В таком случае на помощь могут прийти современные технологии и средства.

Современные технологии (планшеты и коммуникаторы) предоставляют неограниченные возможности не только как метод времяпровождения и досуга, но и инструмент для обучения детей с проблемами в развитии. Множество приложений для планшетов, таких как игры и видеопроигрыватели, являются для таких детей так же, как и для других, нейротипичных детей, сильным мотивационным стимулом. Мобильность, легкость в использовании, красочная графика и эффекты часто настолько занимают и "затягивают" детей, что приводят чуть ли не к пристрастию и многочасовому использованию. Разумеется, необходимо дозированное предоставление доступа к этому мотиватору, но, если рассматривать планшет не только как мотиватор и поощрение, а как инструмент для обучения, то использование планшета может принести существенную пользу для детей, у которых серьезные нарушения в области коммуникации и речи, узкий круг интересов и низкая мотивация к общению.

Существует большое количество приложений, предназначенных для обучения навыкам общения. Преимущества использования приложений планшета для коммуникации могут быть следующие:

1. Мотивационный стимул. Следовательно, использование планшета как метода коммуникации повышает саму мотивационную ценность общения и обращения с просьбами к окружающим.

2. Легкость в использовании - для детей с ТМНР у которых наблюдаются серьезные моторные нарушения, будет проще научиться "тапать" на иконки, чем отрывать от липкой ленты карточки PECS или формировать различные жесты.

3. Альтернатива - для детей, у которых уже появился неудачный опыт в использовании вспомогательных или альтернативных систем коммуникации, введение новой и мотивационной системы коммуникации может стать новой отправной точкой, и помочь начать обучающий процесс с начала.

В процессе обучения навыкам коммуникации с помощью планшета, аутичный, например, ребенок может научиться дополнительным функциональным навыкам, например, отвечать "Да" или "Нет", просить помощь, перемену, составлять расширенные предложения и комментировать различные события.

Однако, как и при использовании любого другого дидактического материала, процесс обучения коммуникативным навыкам должен быть выстроен и тщательно структурирован.

Пиктограмма.

Пиктограмма дает возможность детям обозначить свои потребности и желания (питье, туалет, потребность побыть одному, слушание музыки и т.п.) Учащиеся могут рассказать о каком-либо событии с помощью пиктограммы. Ситуации, которые повторяются каждый день (еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), ситуации и их расшифровки, понятия «теплый — холодный», «большой — маленький», «много — мало», «фрукты — овощи», «колбаса — хлеб» и их развитие позволяют ввести символ. Чем ребенку с нарушением интеллекта труднее осваивать какое-либо понятие, тем больше конкретных ситуаций и примеров должно быть использовано. Это могут быть предметы, фотографии, картинки, рисунки. Все это используется для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, вводится один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Следующим шагом будет расширение понятия на других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т.п

Работа по ознакомлению ребенка со знаком-символом должна происходить постепенно, начиная со знакомства с натуральным предметом, а затем проходить через этап, на котором дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет будет соотноситься с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой.

Для детей с умственной отсталостью очень важно не торопиться при переходе с этапа на этап в обучении. Для многих из них становится затруднительным усвоить уже то, что необходимо соотнести реальный предмет и его изображение на фотографии.

Жест.

Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.

В работе с детьми, имеющими в анамнезе умеренную и тяжёлую умственную отсталость, в т.ч. «безречевых» детей, необходимо создавать ситуации, которые будут стимулировать их речь. Желательно, чтобы взрослые поощряли любую речь, даже и лепетную. В работе с «безречевыми» детьми необходимо стремиться добиваться подражания и повторения обиходных слов, простых фраз, звукоподражаний. Очень важный момент состоит именно в том, чтобы ребенок с умственной отсталостью, речевой и «безречевой», умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям.

Если ребенок подражает, он учится произносить звуки, используемые нами в речи. Со временем он учится повторять и слова, и предложения. Для этих целей педагоги используют сопряженную и отраженную речь, что позволяет формировать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, учит соблюдать паузы, логическое ударение.

Использование жестов в моей работе занимает очень важное место. Дети имеют заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, органами зрения и слуха, движения ограничены, активная речь затруднена и практически отсутствует. Именно поэтому я уделяю внимание выражению детьми своих потребностей и эмоций доступными им жестами. У некоторых детей есть свои жесты, понятные ближайшему окружению. Составляя специальную индивидуальную программу развития необходимо выбирать обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирать коммуникационные средства для реализации поставленных задач. Ребенку, не владеющему устной речью, подбирают средство альтернативной коммуникации.

Это могут быть жесты, пиктограммы, предметы, графические изображения, особая мимика и жесты, электронные устройства, коммуникаторы, планшеты, компьютерные программы.

Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.

Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.

 Очень важно помнить, что, когда речь идет о человеке с функциональными проблемами или ограничениями, может создаться впечатление, что человек не желает и не имеет способности вступать в коммуникацию. Главное, не терять надежду, и верить в успех. Известно, что понимание смысла коммуникации начинается только при вступлении в коммуникативный процесс. Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к общению с помощью средств альтернативной коммуникации способно существенно повышать уровень социализации, улучшать качество жизни. Главное, детям дается возможность чувствовать себя полноценной личностью.

Список используемой литературы:

1. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью кар-точек (PEKS)", Перевод с английского. Издательство: «Теревинф», 2011

2. «Руководство по кинезиотерапии»: Бонев Л. ,София,«Медицина и физкульту-ра», 1978

3. «Целебное прикосновение. Кинезиология», Г.Шереметева, 2009

4. «Язык телодвижений», А.Пиз, Б.Пиз, «Эксмо», 2016

5. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация.//Новосибирск, «Общество «Даун синдром», 2012

6. Солнцева В, Белова Т. «200 упражнений для развития общей и мелкой мотори-ки», М.: Астрель, 2007.

7. Сибирский вестник специального образования. Красноярский Государствен-ный педагогический университет им. В.П.Асафьева 2(15).

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образо-вания обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями умственного развития

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью,  которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны....

Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития "Коврик для собачки".

Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития Коврик для собачки....

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Проблема интеграции в образовании детей с нарушениями в развитии

Под интеграцией в общество лиц с ОВЗ понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах со­циальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Интеграция в обра...

Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...