Технологическая карта урока русского языка 3 кл.
материал

Цюрук Елена Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkogo_yazyka_3_kl.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цюрук Елена Петровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ пгт. Вахрушев

Технологическая карта урока «Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу» (3 класс)

 

Учитель

Цюрук Елена Петровна МБОУ СОШ пгт. Вахрушев

Тема

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу

Цель 

Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова; проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание;      

развивать  умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Тип урока

Урок систематизации знаний

Планируемые результаты

Личностные умения  

Проявляют интерес к изучению темы.

Осознают собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные  умения

Познавательные умения 

Понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму.

Раскрывают смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения 

Выполняют самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Ориентируются в разных способах выполнения задания. 

Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности. 

Коммуникативные умения

Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Договариваются и приходят к общему решению при работе в паре и группе; 

Предметные умения 

Знают определение частей слова, их роль. Умеют различать части слова.

Образовывают  новые слова, используя разные способы словообразования.

Основные понятия

Окончание, основа, корень, приставка, суффикс, морфемы.

Межпредметные связи 

Развитие речи, физическая культура.

Ресурсы:

Учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Организация пространства 

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Технологическая карта урока «Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу» (3 класс).

Этапы урока

Содержание учебного материала каждого этапа

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Формы, методы и приемы

Самоопределение.

Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Приветствует учащихся.

Проверим готовность к уроку. Показывает написание элементов букв и буквосочетаний.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Выполняют письмо по образцу.

Разгадывают шараду.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Организует письмо по образцу.

Фронтальная.

Создание ситуации успеха.

Слово учителя.

Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

– Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне, 

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)

– Что помогло отгадать шараду?

– Кто может назвать тему урока?

Вспоминают, что такое состав слова, окончание.

Контролирует формулировку понятий.   

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

– Какое слово является отгадкой шарады?

– Что такое «оценка»?

ОЦЕНКА – выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качество его работы).

– Исходя из определения слова «оценка», сформулируйте задачи нашего урока.

– У вас на столе лежат оценочные листы, и в конце нашего урока у каждого из вас получится оценка знаний по теме «Состав слова».

Организует  работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопросы. Управляет процессом определения  уровня знаний.

Работа в группах.

Метод проблемного изложения.

Беседа.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Цель – закрепить знания о составе слова.

– Проверять наши знания мы будем в соответствии с порядком разбора слова по составу. С какой морфемы начинаем разбор слова?

Отвечают на вопросы.

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий. 

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.

Реализация выбранного проекта.

Цель – закрепить умение образовывать новые слова  и выделять морфемы в словах.

Рефлексия учебной деятельности. 

Цель – подвести итог урока.

Окончание и основа.

– Что такое окончание? Какую функцию выполняет в слове? Как найти в слове? Что такое основа?

Карточка №1

Прочитайте, найдите лишнее слово, напишите остальные слова, выделите основу и окончание.

*белый, белая, белка, белое 

*лиса, в лесу, за лесом, лес 

*солнце, пальто, облако, блюдо 

– В нашей работе встретились слова, в которых нет окончания. А существуют ли слова, в которых два окончания? Почему?

В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок.

– Какую морфему выделяем в слове дальше?

Корень.

– Что такое корень? Какую функцию выполняет? Как найти корень в слове?

Карточка №2 

Выберите однокоренные слова, запишите их в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый.

– Есть ли в русском языке слова с двумя корнями? Как называются? Приведите примеры.

– Есть ли слова, в которых нет корня? Почему?      ВЫНУТЬ

В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вашей пары нет ошибок, спокойный – если одну группу слов смогли выделить и грустный – если нет групп, которые выделили верно.

– Какую морфему выделяем в слове после корня?

Приставка.

– Что такое приставка? Для чего служит в слове? Как выделить приставку?

Самостоятельная работа по учебнику упр.183 с.97.

  • Запишите слова в тетрадь, выделите приставки. 

– Назовите слово с двумя приставками. Назовите другие слова с двумя приставками. Существуют ли слова, в которых нет приставок?

В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок.

– Следующая часть слова – суффикс. Как найти в слове? Для чего служит? Сейчас вам предстоит попытаться образовать новые слова.

Карточка №3

Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом, выделите суффикс.

*музыкант, играющий на трубе 

*момент бросания мяча 

*смелый человек 

*любящий мечтать 

*детёныш орла 

* участник игры 

* музыкант, играющий на пианино * жадный ребёнок 

В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вашей группы нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок.

Образуют новые слова, проговаривают их  и контролируют себя, существует ли такое слово.

Участвуют в учебном диалоге.

Рисуют смайлики.

Участвуют в учебном диалоге.

Работают в парах.

Участвуют в учебном диалоге.

Работают с оценочным листом.

Участвуют в учебном диалоге.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Участвуют в учебном диалоге.

Работают в оценочном листе.

Участвуют в учебном диалоге.

Работают в группе.

Участвуют в учебном диалоге.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует верность ответов, управляет осмыслением информации.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Контролирует выполнение задания.

Коллективная.

Познавательная игра.

Чтение.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

– Какие слова на рисунке подходят к этим схемам?

– Подведем итог нашего урока. Ответьте на вопрос и поставьте в тетрадь «+», если вы отвечаете «да» и «-» – если «нет».

* верно ли, что слово может состоять из корня и окончания?

* верно ли, что слово может состоять из приставки и окончания?

* верно ли, что слово может состоять из приставки, суффикса и окончания?

* верно ли, что слово может состоять из корня, окончания, приставки и суффикса?

* верно ли, что слово может состоять из корня, суффикса и окончания?

Проверка: слайд на доске.

+ – – + +

В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок.

Участвуют в учебном диалоге.

Контролирует выполнение задания.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Этап рефлексии деятельности.

– Сегодня на уроке мы повторили и оценили наши знания по теме «Состав слова». Посмотрите нам ваши оценочные листы. Проанализируйте результаты, которые вы получили. Поднимите руки, у кого все смайлики грустные. Выберите себе пожелание из представленных на вашем оценочном листе.

– Поднимите руки, у кого один или два грустных смайлика. Что вы можете пожелать себе?

– У кого все смайлики улыбающиеся? Ваше пожелание?

Участвуют в учебном диалоге.

Контролирует выполнение задания.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...