Приемы смыслового чтения во внеурочной деятельности
статья

В современном обществе навык чтения у школьников не может быть ограничен просто овладением техникой чтения. Чтение представляет собой непрерывно развивающийся комплекс знаний, навыков и умений, являющихся неотъемлемой частью развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_smyslovogo_chteniya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Смысловое чтение, как основа формирования функциональной грамотности младших школьников».

«Приемы смыслового чтения во внеурочной деятельности».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Еськова Е.А. и тема, о которой я продолжу говорить, звучит так: «Приемы смыслового чтения во внеурочной деятельности».

Сегодня я расскажу об актуальности формирования функциональной грамотности младшего школьника, поделюсь своим опытом работы с текстом.

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Умение обучаться - это умение самостоятельно приобретать и применять новые знания, используя учебники, дополнительную литературу и другие источники информации. Для достижения этой цели необходимо, чтобы каждый урок был ориентирован на развитие важного метапредметного универсального навыка - навыка осмысленного чтения.

Основная цель смыслового чтения заключается в тщательном и всестороннем осмыслении содержания текста, улавливании каждой детали и практическом осмыслении извлеченной информации.

Приемы "Смыслового чтения" на занятиях внеурочной деятельности не уступают урочной, поэтому я применяю множество методов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В рамках курса внеклассной деятельности "Занимательный русский" при использовании уникального инструмента – журнала "ПАУК", представленного Гимназией №63 "Академия успеха", моим намерением было привлечение внимания юных учеников и ознакомление их с первым выпуском журнала через захватывающую статью под названием "Прогулки по Москве".

«Мы отправляемся в путешествие. Какое? Узнаете позже». На столах у ребят лежат маршрутные листы, где необходимо прочитать приветствие юного путешественника. После такого «Письма», ребят встречает прием «Перестановка букв», где необходимо каждому ученику прочитать текст.

« Дорбый день, доргоие дрзуья! Как незаменто пролетело лето. Каджый проевл свое лето по-ранзому: кто-то побывал на море, кто-то сеъздил в лагерь, кто-то поехал в путешетсвие. А я побывал в Моксве. Прилгашаю вас в путешетсвие по стоилце нашей Родины», где ребятам понадобится найти и исправить ошибки.

Приём "Ассоциативный куст". Какие ассоциации возникают у вас при слове «Москва»?» Ответы ребят могут быть разнообразными: Путин, Родина, столица, Кремль, москвичи и другие.

Просмотровое чтение.

Перед тем, как приступить к тексту, предлагаю детям ответить на вопрос: "Вспомните, как вы читаете газеты. С чего начинаете?" Практически все захотели посмотреть фотографию статьи перед прочтением, и мы начали именно с этого.

Затем следует ознакомительное чтение, где каждый обучающийся читает статью самостоятельно. Я редко использую метод «Чтение цепочкой, по частям», так как считаю, что прием "Читай самому себе" - самый эффективный.

Изучающее чтение

Приём "Восстановление текста с пропущенными элементами"

Москва – самый… и самый … город в России. Он был основан более … лет назад и имеет … историю. Москва является … России и расположена на реке… В Москве живут более … миллионов человек, и это делает его одним из самых… городов в мире. Москва также является одним из самых важных … центров России. Здесь находятся многие… компании и банки.

Приём "Замени синонимами"

Туристы (путешественники) Москвы – приезжающие из других городов, стран, любят посещать необычные (необыкновенные) места. Завораживающие (захватывающие) достопримечательности окружают их повсюду. В мавзолее, например, сохранена фигура вождя (глава,правитель) революции Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

«Изменение типа текста»

Прочитайте текс про Парк Горького и составьте (сочините):

  • Рекламу

Заключение

Успешное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и мн.др.

Таким образом, эффективность и качество процесса обучения зависит от умения учителя правильно выбрать технологические приемы и методы смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать на уроках в начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности ...

Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...

Из опыта работы «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности»

Обучение смысловому  чтению учащихся начальных классов  через образовательный курс внеурочной деятельности  «В мире информации.  Работаем с информационными источник...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Приемы смыслового чтения на уроках чтения

Эффективные приемы смыслового чтения из опыта работы...