Дидактический комплекс "Технологии развития критического мышления"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Материал оказывает мотодическую помощь при подготовке к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №23 г.Тайшета
Дидактический комплекс
«Технологии развития критического мышления»
Урок окружающего мира по теме «Почва»
Рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»
На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию в учебнике проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:
Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:
№ опыта | Содержание опыта | Результат опыта |
Прием «Кластер»
Русский язык «Суффикс – значимая часть слова»
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: «Слова с непроизносимыми согласными». На этапе осмысления используются приемы «Кластер» и «Инсерт».
Обобщая результаты мозговой атаки, проведенной на этапе вызова, учащиеся по группам заполняют предложенный им на карточках кластер.
- Прочитайте еще раз все наши идеи о том, что мы знаем о непроизносимых согласных. Заполните первый уровень кластеров, указав, в каких направлениях мы будем изучать эту тему.
Дети получают примерно такие кластеры:
- На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.
На следующем этапе урока предлагается прием «Инсерт».
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи.
- По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Предлагаемая статья:
О непроизносимых согласных.
Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук Т в слове лестница . Скрываются и другие звуки: Л в слове солнце, Д в слове поздно и др.
Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.
А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что касается самого слова лъства( лъзтва) , то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса – тв (а).
Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв.
Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки.
- Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.)
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Подумайте, что можно дополнить или исправить в ваших кластерах?
На протяжении урока к кластерам возвращаются еще несколько раз, в конце урока подводится итог.
Приём «Бортовой журнал».
Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками. В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?
Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника.
Что я знаю по данной теме? | Что я узнал нового из текста по изучаемой теме? | Пометки |
Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 2 класса в ходе изучения древнерусских былин.
1.Илья. 2. Сильный, мужественный. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Он - Герой! | 1. Святогор. 2. Могучий, храбрый. 3. Встретил, побратался, умер 4.Обладал волшебной силой. 5. Богатырь. Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы |
Приём «Синквейн»
«Окружающий мир», для 4 класс, «Природные зоны. Лес.»
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Окружающий мир, 3класс, «Почва».
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Приём «Синквейн»
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Суффикс
ласкательный, новый,
образует, называет, обозначает.
Суффиксы образуют новые слова.
Часть.
При изучении темы «Что такое кровь?» у детей получился такой синквейн:
Кровь
Жидкая, красная
Пульсирует, переносит, защищает
Транспортная система нашего организма
Ткань
На уроке математики по теме «Сложение с переходом через разряд» на этапе рефлексии учащиеся составили синквейн.
Сложение с переходом.
Сложное, непонятное.
Раскладываем, дополняем, прибавляем.
Боялись, разобрали, решили, поняли.
Хорошая тема!
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/21/picture-172284-1600690853.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293301-1378737204.jpg)
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...