Дидактический комплекс "Технологии развития критического мышления"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Колесникова Ирина Валентиновна

Материал оказывает мотодическую помощь при подготовке к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №23 г.Тайшета

Дидактический комплекс

«Технологии развития критического мышления»

        

Урок окружающего мира по теме «Почва»

Рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию   в учебнике  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:

№ опыта

Содержание опыта

 Результат опыта

                                         Прием «Кластер»

Русский язык «Суффикс – значимая часть слова»

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: «Слова с непроизносимыми согласными». На этапе осмысления используются приемы «Кластер» и «Инсерт».

Обобщая результаты мозговой атаки, проведенной на этапе вызова, учащиеся по группам заполняют предложенный им на карточках кластер.

- Прочитайте еще раз все наши идеи о том, что мы знаем о непроизносимых согласных. Заполните первый уровень кластеров, указав, в каких направлениях мы будем изучать эту тему.

Дети получают примерно такие кластеры:

- На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.

На следующем этапе урока предлагается прием «Инсерт».

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи.

- По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Предлагаемая статья:

О непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук  Т  в слове  лестница . Скрываются и другие звуки: Л в слове солнце, Д в слове поздно  и др.

Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть.  Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т?  В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу  под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница.  Что касается самого слова лъства( лъзтва) , то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса – тв (а).

Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв.

Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки.

- Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.)

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Подумайте, что можно дополнить или исправить в ваших кластерах?

На протяжении урока к кластерам возвращаются еще несколько раз, в конце урока подводится итог.

Приём «Бортовой журнал».

Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками.  В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок,  учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника.

Что я знаю по данной теме?

Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Пометки

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 2 класса в ходе изучения древнерусских былин.

1.Илья.

2.  Сильный,  мужественный.

3. Ехал, сражался, победил.  

4. Всем людям радость дарил.                                                    5.  Он - Герой!      

1. Святогор.

2. Могучий, храбрый.

3.  Встретил, побратался, умер                                                              

4.Обладал волшебной силой.

5. Богатырь.            

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Приём «Синквейн»

«Окружающий мир», для 4 класс, «Природные зоны. Лес.»

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Суффикс

ласкательный, новый,

образует, называет, обозначает.

Суффиксы образуют новые слова.

Часть.

При изучении темы «Что такое кровь?» у детей получился такой синквейн:  

                                                 Кровь

                                                 Жидкая, красная

                                                  Пульсирует, переносит, защищает

                                                  Транспортная система нашего организма

                                                  Ткань

На уроке математики по теме «Сложение с переходом через разряд» на этапе рефлексии учащиеся составили синквейн. 

Сложение с переходом.

Сложное, непонятное.

Раскладываем, дополняем, прибавляем.

Боялись, разобрали, решили, поняли.

Хорошая тема!

Приём «Корзина идей»

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»

- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...