Конспект занятия
учебно-методическое пособие (3 класс)

Макарушкина Ольга Геннадьевна

В ходе занятия ребята узнают историю празднования Нового года в России, научатся изготавливать кусудаму в технике "оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kusudama.docx827.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования

Плавский район «Дом детского творчества»

Конспект открытого занятия

Тема: «Изготовление украшения для интерьера «Кусудама»

Объединение «Волшебное искусство оригами»

Подготовила и провела:

Педагог ДО

Макарушкина Ольга Геннадьевна

Декабрь 2023 г.

Дата проведения: 11.12.2023 г.

Тема занятия: «Изготовление украшения для интерьера «Кусудама»

Тип занятия: изучение нового материала

Цель занятия:познакомить с технологией изготовления изделия «Кусудама», научить складывать классическую модель в технике «оригами».

Задачи воспитательные:

*воспитывать любовь к традициям празднования Нового года в России, к русской культуре, традициям, праздникам;

- воспитывать чувство сотоварищества и взаимопомощи среди сверстников, ответственности, сопричастности к общему делу;

 - воспитывать умения общаться, прислушиваться к другому мнению.

 - воспитывать эстетический вкус у обучающихся;

Задачи образовательные:

 * познакомить детей с историей празднования Нового года в России;

 - познакомить с технологией выполнения украшения «Кусудама»;

 - закрепить знания ТБ труда при работе с бумагой, ножницами, клеем-карандашом, клеевым термопистолетом;

 - отработать способы складывания заготовок из бумаги в модули, умения аккуратно склеивать модули в изделие.

Задачи развивающие:

- развить познавательную мотивацию обучающихся;

 - развивать аналитических способности, память, мелкую моторику рук;

 - развивать стремление к самостоятельной работе, творческие способности обучающихся;

 - развивать оценку,самооценку у обучающихся, художественный вкус;

* способствовать развитию культуры речи: монологической, диалогической речи.

Формы работы: фронтальная, коллективная (групповая).

Методы обучения:  

 - объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);

 -  метод демонстрации, работа с источником;

-  исследовательский метод обучения;

- метод коллективного творческого поиска;

 - деятельностный метод обучения.

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация.

Реквизиты:

             Для педагога:

 - персональный компьютер;

 - выставка  советских ёлочных игрушек, новогодних открыток;

 - выставка изделий «кусудама» разных форм;

- готовое изделие для образца;

- плакат «Технологическая карта изготовления изделия»;

 - диск с презентацией;

 - музыкальное оформление;

 - заготовка из бумаги для показа изготовления модуля для изделия;

 - клеевой термопистолет;

 - лента, бусины для украшения.

 У каждого обучающегося:

 - заготовки из цветной бумаги (10x10 – 5 шт.);

 - клей-карандаш;

 - ножницы;

 - клеёнка;

 - схема с этапами изготовления изделия.

Содержание занятия:

I. Организационный момент. Приветствие педагога, проверка готовности к занятию.

II.1. Вступительное слово педагога.

 - Здравствуйте ребята, начинаем наше занятие первая часть нашей встречи будет состоять из просмотра презентации, вторая –изготовления изделия.

Показ презентации

Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами,

Если ёлка в дом идет, что за праздник? (Новый год).

2. История появления праздника.

Сейчас мы не можем представить себе Новый год без Дедушки Мороза, Снегурочки, новогодней ёлки, и даже самый маленький ребёнок знает, что Новый год приходит к нам.

Но так было не всегда. Наши предки – древние славяне – отмечали Новый год в марте. Приход весны означал приход Нового года. Позже (примерно 500 лет назад) Новый год стали отмечать 1 сентября.

И только при царе Петре I (Великом) Новый год стали встречать 1 января. Именно Петр своим указом повелел украшать дома еловыми и сосновыми ветками. Указ звучал так: «… в друг друга поздравлять с Новым годом…по знатным проездам и улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…чинить стрельбу их небольших пушечек и ружей, пускать ракеты… и зажигать огни».

Вот уже более трёхсот лет мы празднуем Новый год, как и велел Петр I, украшая свои дома и центральные улицы новогодними ёлками, устраивая салюты и фейерверки, веселясь. Главный символ Нового года, конечно, ёлка.

Обратите внимание на нашу выставку советских ёлочных игрушек, новогодних открыток.

Педагог:- Ребята, а как вы нарядили ёлочку? (ответы детей). Сейчас большое разнообразие ёлочных украшений их можно купить, сходив в магазин или заказать в интернете. Выбрать свой стиль оформления интерьера к празднику.

На занятиях в нашем объединении в качестве материала мы используем фантики. Что же такое фантик? давайте вспомним. Фантик-это обертка для конфет.

Слово «ФАНТ» происходит т немецкого «Pfant» - залог, заклад. Фантики -  удивительный материал для поделок:

1.Безопасный материал.

2.Не требует денежных затрат.

3. Самый податливый материал.

С фантиками можно сделать все, что угодно-резать, клеить, сворачивать, сминать, рвать просто руками.

Поделки к Новому году их фантиков: звездочки, ёлочку из модульного оригами, и даже дракона.

3. Формулировка темы занятия.

Педагог:- Мы сегодня с вами изготовим украшение для нашего кабинета к празднику: разноцветную  шар-кусудаму.

4.История кусудамы.

Кусудамы - это разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветков или других деталей. Кусудама в переводе с японского означает «лекарственный шар». В древности японцы наполняли такие шары лекарственными травами и верили, что они излучают положительную энергию.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались во время религиозных ритуалов, основанных на символе-солнце. Солнце символизировали огромные шары, состоящие из бумажных гвоздик. Шары располагались по четырём углам площадки. Ещё вVII – XIIвеках вкладывали в бумажные фигуры плоды камфорного дерева (это деревья – долгожители, их возраст превышает 800-1000 лет) – камфорные шарики,которые обладают целебными свойствами. Фигурки с ними раскладывались или подшивались в спальне, источали приятный аромат и благотворно влияли на здоровье находившихся в ней людей(а японцы знают толк в здоровье. Кусудамы- первые настоящие букеты цветов и трав.

 Само слово представляет соединение двух японских слов: КУСУРИ (лекарство) и Тама (шар).

Кусудама_ бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых модулей. Обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги, так что получается тело шарообразной формы. В отличие от оригами, отдельные компоненты могут быть склеены.

Ведущие мастера: ТомокоФусэ, Мио Цугама (Япония), Джим Планк (США), М. Литвинов, Е. Лукашева (Россия).

Квадрат символизирует одну из стихий (первооснов) – землю, обладающую такими качествами, как твердость, постоянство, неразрушимость. Значительная часть современных модульных оригами-конструкций, кусудам, базируется на сонобэ-молуле, изобретенном в конце XX века японским оригамистомИицунобуСонобэ. Модульное оригами активно развивается в России, начиная с 19888 года, благодаря инициативе Михаила Маскимовича Литвинова и его ученика Романа Владимировича Свиридова было создано первое российское объединение «Московский центр оригами». За рубежом известны российские авторы многих оригинальных моделей: Сергей и Елена Афонькины, Нина Острун. Кусудамы имеют глубокие традиции. На нашей большой земле всех людей объединяет одна замечательная церемония – приготовление и вручение подарка другому человеку. Это чрезвычайно интересное и трудное занятие, ведь в подарок мы вкладываем частичку своей души и вниманием – к другой душе. Но нам будет легче, если мы знакомы с японским искусством складывания бумаги – оригами.

Кусудамы: шары из лекарственных трав для подарка и украшения для интерьера комнаты, символ добра и чистоты, символ счастья, праздника. Маленькие хитрости при изготовлении изделия:

- Не крутите без надобности фигурку во время работы;

- Помните! Внешний вид кусудамы зависит от аккуратности вашего складывании, но и от качества бумаги, которую вы используете;

- Хорошие результаты получаются при использовании двухцветной бумаги, у которой две стороны окрашены по-разному.

-В чем же польза складывания кусудамы? При складывании бумаги в изделие развивается:память, внимание, пространственное мышление (при  чтении схем), профилактика для людей пожилого возраста (если хотите быть долгожителями, сохранить светлую голову и твердую память, то необходимо уделять внимание мелкой моторике, и как одному из методов её вырабатывания – складыванию кусудамы.

         Вопрос педагога: - Приближается 2024 год. Год какого животного? (Дракона)

 - Правильно, год зеленого Деревянного Дракона.В настоящее время в Японии построены храмы в честь драконов, которые располагаются на берегу озёр, рек и морей. Скульптуры драконов украшают множество храмов, тем самым показывая свою важность в мире людей

Дракон Тацу, означает благополучие, ум, позитивную энергию и защиту. Тацу - покровитель героев и одиночек, следующих особенным, ни на что не похожим путем.

Вопрос педагога:- Итак, какая же тема нашего сегодняшнего занятия? «Изготовление украшения для интерьера «Кусудама». Чтобы настроится на хорошую работу, проведем физкультурную паузу.

III.Физкультурная пауза (звучит музыка со словами, дети повторяют движения)

IV.Продолжение работы по теме.

  1. Повторение правил ТБ труда (при работе с бумагой, ножницами, клеем-карандашом, клеевым термопистолетом).Педагог спрашивает правила, дети отвечают.
  2. Устная презентация образца изделия.

Педагог: - Я вам предлагаю сделать классическую кусудаму вот такой формы (показ), у меня она небольшая, мы с вами сделаем форму больше.  Каждый из вас сделает, сложит модули соединит их в цветок, а уже после мы все цветочки при помощи клеевого термопистолета соединим в одно изделие «Кусудама».

Вопрос педагога: - Какая же цель нашего сегодняшнего занятия? (изготовить одну большую кусудаму)

  1. Работа над плакатом «Технологическая карта изготовления украшения «Кусудама».

Этапы выполнения работы:

  1. Складывание модулей.
  2. Собирание из модулей шара.
  3. Украшение и крепление шара.

Технология изготовления классической кусудамы в технике «оригами»:

1.Берём квадрат.

2. Складываем его по диагонали.

https://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image002.jpg

3.Нижние уголки треугольника совмещаем с верхним углом.

https://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image003.jpghttps://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image004.jpg

  1. Отворачиваем получившийся уголок и "расплющиваем" его.https://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image005.jpghttps://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image006.jpg
  2. Получившиеся маленькие треугольные выступы загибаем на себя, а затем аккуратно складываем точно посередине, чтобы вновь получить квадрат.

https://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image007.jpghttps://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image008.jpg

  1. Смазываем маленькие треугольники клеем и склеиваем из вместе, чтобы получился такой своеобразный "кулечек".

https://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image009.jpghttps://documents.infourok.ru/310b59ea-dab4-4a7c-8949-19acb3cc8dc6/0/image010.jpg

  1. Склеивание 5 лепестков в цветок.

Педагог: - В классическом шаре-кусудаме 12 цветков.  Объединив свои цветки, мы соединим наше изделие, в нем будет частичка каждого из вас.  

V. Самостоятельная работа.

(Индивидуальная помощь, консультация педагога во время самостоятельной работы)

VI. ИТОГ занятия.

  1. Вопросы:

 – Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

 - Как вы думаете, цель занятия достигнута?

 VII.Рефлексия.

Педагог: - Вы молодцы!  Сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к занятию. Перед вами зимнее дерево, а рядом на подносе яблочки красного и зеленого цвета. Если у вас после занятия настроение хорошее и оно вам понравилось, то повесьте на дерево яблоко красного цвета, а если настроение не очень хорошее, то вешайте яблоко зеленого цвета.

Педагог: - У меня для вас есть сюрприз.  Посмотрите, какая у меня нарядная новогодняя ёлочка.  Чем же она украшена? (чупа - чупсами). Так как приближается Новый год и на этот праздник принято дарить подарки, я попрошу вас подойти к ёлочке и снять сладкие призы, это для вас.

VIII. Дежурство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...