Использование языковых игр на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста
методическая разработка (3 класс)

Игры на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование языковых игр на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

У школьников младших классов наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за ряда разных причин, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие обучающиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимых.

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен.

По - мимо этого, перед преподавателем иностранного языка в школе стоит ряд серьезных задач. Одной из приоритетных задач является развитие ответственного и инициативного ребенка, его подготовка к качественному взаимодействию с окружающим миром: ребенка нужно адаптировать к стремительно меняющимся условиям, научить умению осуществлять множественный выбор, способствовать его самообразованию и саморазвитию.

Идеальным считается занятие, которое, во-первых, обеспечивает активное участие в уроке каждого ребенка, во-вторых, повышает авторитет знаний, в-третьих, обеспечивает личную ответственность ребенка за результаты учебной деятельности. В этой связи особенно эффективной, а, следовательно, чрезвычайно популярной среди педагогов является технология игровых форм обучения, обеспечивающая успешное решение названных задач.

Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. Все мы хорошо знаем, что, придя домой из школы, младшие школьники, прежде всего, направляются к своим игрушкам. Сюжеты игр самые незатейливые, однако, детям такая игра доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе, особенно при обучении иностранному языку, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младших школьников непроизвольная, они быстро и без труда запоминают то, что ему нравится.

При использовании игр на уроке улучшается дисциплина, появляется заинтересованность ребят в работе, повышается активность, так как в урок вносятся элементы соперничества и соревнования. Они содействуют воспитанию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма.

Цель работы:

  • установление связи между игровыми технологиями и развитием коммуникативных навыков;
  • обосновать эффективность использования игр в процессе обучения английскому языку младших школьников.

Задачи:

  • изучить имеющуюся литературу и Интернет-ресурсы по данной теме;
  • описать психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов;
  • охарактеризовать игровую деятельность младших школьников;
  • классифицировать игры, применяемые на уроках английского языка на начальном этапе обучения;
  • анализировать развитие коммуникативных навыков у обучающихся;
  • использовать новые педагогические технологии в преподавании английского языка.

ГЛАВА 1. Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста.

  1. Психолого-возрастные особенности обучающихся начальной школы

Младший школьный возраст – это возраст детей, соответствующий годам их обучения в начальной школе, т.е. примерно от 7 до 10 лет. С точки зрения физического развития ребенка этот возраст считается относительно спокойным и равномерным. Однако с точки зрения психологии, это возраст важнейших изменений в жизнь ребенка. Ребенок поступает в школу, соответственно он вынужден резко изменить уклад своей жизни, поскольку теперь его социальное положение в коллективе и семье отлично от периода дошкольного обучения. Теперь учение становится основной ведущей деятельностью, а важнейшей обязанностью становится обязанность учиться и приобретать знания. Учиться в школе – это серьезный труд для ребенка. Теперь от него требуют большей дисциплинированности, организованности. Ребенок становится частью нового для него коллектива, в котором он будет жить, учиться, воспитываться, развиваться.

В начальной школе идет развитие произвольного внимания, мотивации учения, чувства ответственности за успех учебной деятельности. Кроме того, младшие школьники более уравновешены, мотивированы и положительно настроены, нежели дошкольники или подростки.

Существует три фактора, являющиеся причиной внимательного отношения к обучению иностранного языка младшими школьниками. Они описаны в работе Натальи Дмитриевны Гальсковой (доктор педагогических наук) и Зинаиды Николаевны Никитенко (профессор, доктор педагогических наук, доцент):

  1. Психофизиологические факторы.

По мнению психологов и физиологов, ранее обучение иностранному языку определяется природной расположенностью детей к овладению языка и эмоциональной готовности к овладению им. Кроме того, младшие школьники мотивированы игрой, которая, как правило, способствует эффективному формированию способности общения на другом языке за счет взаимодействия игровой мотивации и повышенного интереса к обучению.

  1. Антропологические факторы.

В процессе изучения иностранного языка младший школьник приобретает опыт общения с окружающим миром и другими людьми, тем самым социализируется. В младшем школьном возрасте ребенок чрезвычайно открыт и восприимчив ко всем обстоятельствам. Эта природная особенность определяет его развитие. Обычно ребенок приобретает социальный опыт в пределах носителей одного языка и одной культуры. Однако существующие современные информационные технологии способствуют межкультурному и межъязыковому общению школьников из любой страны.

  1. Педагогические факторы

По мнению педагогов, иностранный язык помогает детям лучше ориентировать в постоянно изменяющемся мире. При обучении иностранному языку стоит помнить психолого-педагогическую концепцию, когда дети подражают взрослым, имитируют их речь нецеленаправленно. Так или иначе, немаловажную роль играет психологопедагогическая организация деятельности и взаимодействия педагога и детей в процессе обучения. Также, существует мнение, что то, что усвоено в детстве запоминается навсегда.

Таким образом, все вышеупомянутые особенности младшего школьного возраста и перечисленные факторы обязательно должны быть учтены в обучении в целом и иностранному языку в частности. Обучение необходимо вести, отталкиваясь от естественных перспектив психического развития младшего школьника.

  1. Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Основная цель обучения английскому языку в начальной школе:

  • формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

  1. Плюсы и минусы игровой деятельности на уроках английского языка

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Антон Семенович Макаренко (всемирно известный воспитатель, педагог и писатель)

Игра на уроках английского языка имеет многоступенчатую цель – обучающую, развивающую, воспитательную.

Игра помогает объяснить те или иные языковые особенности, развивает навыки учебной деятельности, формирует интерес к изучаемому предмету.

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.

Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей младших возрастов.

Сергей Леонидович Рубинштейн (советский психолог, философ) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Даниила Борисовича Эльконина (советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Игровые технологии могут быть использованы на любых этапах урока:

  • изложение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • автоматизации использования нового материала на практике;
  • в качестве контрольной точки проверки усвоения информации.

Кроме того, игровые приёмы гарантируют положительный результат обучения как для ученика, так и для учителя, потому что:

  • все ученики включаются в учебный процесс (эмоциональность игр захватывает детей);
  • каждый участник игры может проявить свои личностные качества (спонтанность совместной деятельности проявляет не только учебные способности ребёнка, но и черты его характера, помогает социализироваться в кругу сверстников и учителей);
  • даже трудный языковой материал может быть изложен доступно для детей;
  • учитель испытывает профессиональное удовлетворение, так как с помощью игры не только усвоение материала идёт быстрее, но и урок в целом проходит на эмоциональном подъёме.

Однако, несмотря на все позитивные стороны игровой деятельности, существует ряд моментов, которые заставляют некоторых методистов с опаской относиться к введению игровых моментов в урок английского языка:

  • игровые элементы отвлекают от учебного материала (в процессе игры ребёнку гораздо важнее концентрироваться на условиях игры, а не на её содержании);
  • возникает трудность поддержания дисциплины на уроке (на объяснение правил уходит много времени – дети отвлекаются от учебного материала);
  • дети включаются в игру не одновременно (кто-то слишком поздно, а кто-то вообще играть не хочет, так как не ассоциирует развлекательную форму деятельности с уроком);
  • учеников любого возраста трудно вывести из игры, сконцентрировать внимание на других формах работы;
  • учителю приходится тратить много времени на подготовку дидактического материала к игре;
  • игры на уроках часто провоцируют конфликты между детьми.

ГЛАВА 2. Применение игровой формы на практике

Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

По теории Михаила Федоровича Стронина (переводчик, один из крупнейших знатоков британской литературы), который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

Рассмотрим теорию подробнее. Игры на уроках английского языка бывают:


1. Лексические игры.

Цель игры:

  • тренировать обучающихся в употреблении лексики в разных ситуациях;
  • активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;
  • развивать речевую реакцию обучающихся;
  • знакомить обучающихся с новыми словами.
  1. «Память»

Тема урока «Weather» (можно выбрать любую тему). Играют все дети одновременно. Первый ребенок называет слово:

: Sun

Следующий ребенок называет слово, которое сказал первый, а затем своё.

: Sun, sky

Третий называет sun, sky и своё слово

#1056;: Sun, sky, snow…

И так продолжаем до конца. Главное, чтобы слова не повторялись. Проигрывает тот, кто не может назвать новое слово.

  1. «То, что я вижу».

Играем на свежем воздухе. Ребята встают в большой круг. Тот, кто начинает игру, называет любое слово, которое он видит сейчас.

#1056;: Tree

Следующий называет слово первого игрока, а затем своё.

2Р: Tree, flower

3Р: Tree, flower, leaf…

И так до конца. Проигрывает тот, кто не может назвать новое слово.

  1. «Кто быстрей»

Один из учащихся начинает игру, сказав какое-либо слово по-английски. Представители команд по очереди быстро называют слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, например: dog, garden, nose, eagle, easy т. д.
Если играющий не смог быстро придумать слово, он выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры осталось больше игроков.

4. «Части тела» (можно использовать разные темы: цвета, животные, овощи, фрукты и тд).
Учитель в быстром темпе даёт задание представителям двух команд поочерёдно, например: «Touch your shoulders», «Show your mouth» и т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает 2 балла, если ошибся, команда теряет 1 балл.

2. Грамматические игры.

Цель игры:

  • научить обучающихся употреблению новых речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

  1. «Веселый алфавит»

Вначале урока, учитель раздает каждому обучающемуся по одной букве латинского алфавита. Если буквы остались, то, можно выдать по две или даже по три буквы. Поделить класс на две команды.

На доске учитель пишет любое слово из пройденного материала

Например: SCHOOL

И на счет три, дети должны выстроить слово из выданных букв. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

  1. «Я грамотей»

Вначале урока, учитель раздает каждому обучающемуся по одной букве латинского алфавита. Если буквы остались, то, можно выдать по две или даже по три буквы. Поделить класс на две команды.

На доске учитель пишет любое слово из пройденного материала с грамматической ошибкой.

Например: CAROT

И на счет три, дети должны выстроить слово из выданных букв. Выигрывает та команда, которая правильно без ошибок составить слово и быстро выполнит задание.

  1. «Лото»

Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing?

Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

He is doing.

При правильном ответе он получает фишку.

А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?

Can a cat fly? Do books sing?

Can a fish run? Do you live in a tree?

Can a bird fly? Does Pete go in for sports?

Can you swim?

  1. Фонетические игры.

Цель игры:

  • тренировать обучающихся в произнесении английских букв и звуков;
  • научить обучающихся грамотно и четко читать стихотворения, скороговорки, потешки и тд.

  1. «Сказка»

Когда обучающиесяеще не знают достаточное количество слов можно составить рассказ на родном языке, но в котором будут встречаться слова на определенный звук на английском. Когда в рассказе встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором. Приведем пример рассказа на тренировку звука [A]:«В одном большом и темном (Wood), жил большой и серый (Wolf). Несмотря на то, что (Wolf) был большим, он был очень добрым. На завтрак он ел (Waffles), а на ужин (Walnuts) и пил много (Water). И каждый новый день для (Wolf) был (Wonderful), потому что все в (Wood) любили и уважали его».

  1. «Потерянная буква»

Учитель на доске пишет слова, в которых пропущены буквы:

C_t

D_g

M_us_

T_g_r

Обучающиеся находят ошибки и хором произносят звук или букву которая «потерялась».

  1. «Скороговорка»

Чаще всего, во время использования фонетических игр, педагог использует различные веселые потешки и скороговорки. Так, как именно благодаря им хорошо отрабатываются звуки.

[æ]

A black cat sat on a mat

And ate a fat rat

  1. Орфографические игры

Цель игры:

  • упражнение в написании английских слов, тренировка памяти;
  • развивать внимание, воображение, логику, гибкость мышления.

  1. «Загадки»

Учитель загадывает загадку на английском языке на любую пройденную тему. Для примера, я использовала тему «animals»/

  1. In winter it is white,
    In summer it is gray,
    It likes carrot and cabbage,
    Who is it?
  2. I have four legs,
    I like bones and meat,
    I can jump and swim,
    But I can’t read.
  3. I’m a little red animal,
    So busy as can be,

I gather some nuts,
For the winter food me.

  1. «Самый быстрый»

Обучающиеся делятся на 2 команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) фрукты и т.д.

  1. Творческие игры

Цель игры:

  • способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений;
  • возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении;
  • творческие игры тренируют обучающихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

1. «Рифма»

Обучающиеся должны подобрать рифму к словам, которые предложит учитель.

Например:

T: box

P: fox

Проиграет тот, кто не сможет подобрать рифму к предложенному слову.

2. «Мой друг»

Необходимо составить небольшой рассказ про своего друга.

Образец можно составить на доске:

I have a friend

His name is__

He lives is the__

He has a green__

He has a__

Игровые моменты в учебной деятельности – обязательные этапы урока. Задача учителя вводить их дозированно, и даже при добавлении нового материала больше опираться на то, что детям уже известно. Тогда цель игровых технологий и обучения иностранному языку в целом будет достигаться легко и гармонично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....

Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста.

В данной презентации " Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста" , актуальность темы обусловлена тем, что мл...

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...

Роль коммуникативного подхода в формировании навыков говорения на английском языке у детей младшего школьного возраста

Данная статья рассматривает роль коммуникативного подхода в формировании навыков говорения на английском языке у детей младшего школьного возраста...