Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Кто ищет, тот всегда найдёт"
учебно-методический материал (3, 4 класс)

Комплексное занятие направленное на формирование навыков исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки»

Предмет (направление внеурочной деятельности)

Общеинтеллектуальное

Класс

3 класс

Тип занятия

Экспериментальная площадка

Технология построения занятия

Игровая, групповая

Тема

«Кто ищет, тот всегда найдёт»

Цель

Формирование навыков исследовательской деятельности

Задачи

-формировать умение проведения экспериментальной деятельности;

-развивать познавательную активность, как важнейший компонент исследовательской деятельности;

-формировать и развивать коммуникативные навыки;

-формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем.

Этапы занятия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент.

Самоопределение к деятельности

Деление на группы.

Определение ролей в группе.

Личностные. Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности.

Коммуникативные. Осознанное управление своим поведением, с учетом требований группы, руководителя.

Регулятивные. Самоорганизация. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К общению готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

-Возьмите на столе часть картинки. Найдите детей, у которых есть другие части этого изображения.

(Получились картинки – корабль, апельсин и мячик)

-Сядьте по группам- кораблики, воздушные шары и мандарины.

-Что общего у корабля, апельсина и мячика? Ответ на этот вопрос мы получим сегодня на занятии.

-Давайте вспомним правила работы в группе  ( в группе д.б. ответственный; работают все на общий результат; один говорит, другие слушают…)

-Определите капитана.

Приветствуют учителя, гостей.

Делятся на группы.

Ищут ответ на поставленный вопрос.

Вспоминают правила работы в группе. Участвуют в коллективном обсуждении.

Определяют роль каждого в группе.

2. Определение темы и цели занятия.

Коммуникативные.

Согласование усилий для достижения общих целей.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Регулятивные.

Умение выдвигать учебную задачу и находить способы её решения.

Познавательные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-Что поможет ответить на вопрос про корабль, мандарин и воздушный шар  мы узнаем, если поработаем с «Волшебными часами». Ваша задача - пользуясь предложенным ключом, разгадать слово. (Эксперимент)

-Что такое эксперимент?

-Как определяет словарь значение этого слова? Яна, найди, пожалуйста, в словаре значение слова «эксперимент». (Опыт, попытка сделать или предпринять что-нибудь)

-Выберите пословицу, которая может стать девизом нашего занятия:

«Краткость – сестра таланта.» «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.» «Кто ищет, тот всегда найдёт.» 

-Что означает эта пословица?

-Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы.

-А вот и первые вопросы (если вы согласны, то надо хлопнуть в ладоши, если не согласны - топнуть)

-Камень, брошенный в воду - утонет.(Да)

-Если уронить в речку мячик, то он утонет. (Нет)

-Мандарин, брошенный в воду, будет плавать. (Да - нет)

-Многие засомневались… Давайте проверим при помощи эксперимента.

Выполняют задание в группе.

Формулируют определение слова «эксперимент».

Зачитывают значение слова из словаря.

Обсуждают в группе  значение пословиц.

Определяют подходящую.

Отвечают на вопросы.

3. Открытие новых знаний.          Эксперимент.

3.1Совместное исследование проблемы. Планирование.

3.2 Проведение эксперимента.

Регулятивные.

Самоорганизация учебной деятельности, планирование.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

 -Составим план нашего эксперимента (на доске пункты плана перепутались)

-Расставьте пункты плана в нужном порядке.

-Выявление проблемы.

-Выдвижение гипотезы.

-Проведение опытов.

-Вывод.

-С какой проблемой мы столкнулись? (не можем ответить на вопрос)

-Какую гипотезу мы выдвигаем? (мандарин плавает)

- Как вы думаете, что нам понадобится для проведения эксперимента? (вода и мандарин)

-Капитан с 1 помощником подойдите к столу и выберите то, что, по вашему мнению, нужно для проведения опыта. (Ёмкость, вода, мандарин)

-Опустите мандарин в ёмкость с водой. Обсудите, что вы увидели?

-Прикрепите значок мандарина на доске в той части ёмкости, где оказался ваш мандарин.

- Обсудите в группе - почему мандарин не утонул? (в кожуре содержится воздух, который легче воды)

-Как вы думаете, если очистить часть мандарина - он будет плавать или утонет?

Проверьте на опыте и покажите на доске.

-Очистим мандарин полностью - тонет или плавает? Прикрепите на доску изображение мандарина.

-Давайте сделаем вывод?

Верно, ребята, в кожуре мандарина содержится воздух, который, как спасательный жилет, удерживает мандарин на плаву.

-Вернёмся к гипотезам – какая из 2 гипотез оказалась верной? (обе, но надо пояснять – очищен мандарин или в кожуре)

Физкультминутка

-Как вы считаете, а будет ли держаться на воде кусочек пластилина? Проверьте.

-Как вы думаете, почему пластилин тонет? (нет воздуха)

-Можем ли мы сделать так, чтобы пластилин держался на воде? Как? (Вылепим лодочку)

-Проверьте, будет ли держаться на воде лодочка из пластилина?

«Найди отличие»

- Какие разные кораблики и лодочки у вас получились! Найдите у каждого кораблика на картинке деталь, которая отличает его от других.

Составляют план проведения эксперимента.

Определяют проблему.

Формулируют гипотезу.

Подбирают необходимое оборудование для проведения эксперимента.

Проводят эксперимент.

Показывают результаты эксперимента на схеме.

Обсуждают в группе результаты опыта.

Проводят опыт с частично и полностью очищенным мандарином.

Показывают результаты эксперимента на схеме.

Формулируют вывод.

Подтверждают гипотезу.

Проводят опыт с пластилином.

Делают вывод.

Лепят из пластилина лодочку и проверяют - держится ли на воде.

Выполняют задание в группе.

4. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Познавательные

Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные

Умение  ясно и четко излагать свое мнение, строить понятные высказывания.

 -Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который возник у нас в начале урока-«Что общего у корабля, мандарина и воздушного шарика?» (Они держатся на воде)

-На уроках физики в старших классах вы познакомитесь с законом Архимеда - великого математика, который выдвинул идею: «Если предмет тяжелее воды, то он тонет, а если легче, то всплывает».

-Зачем мы исследовали погружение и плавание предметов? Где в жизни мы с этим сталкиваемся?

-Выберите такой рисунок мандарина, который покажет, понравилось ли вам сегодняшнее занятие и прикрепите на мандариновое дерево :

Мандарин в кожуре  - Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.

Мандарин наполовину очищен - Мне было трудно, но я справился.

Мандарин без кожуры - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

- Cвое название мандариновое дерево получило от мандаринов - правителей Древнего Китая. В те далекие времена плод мандарина был представлен на их суд как символ уважения. Мандарин для китайцев и по сей день является символом удачи. (Угощаем гостей мандаринами в знак уважения и пожеланием удачи)

Отвечают на вопрос.

Делают выводы.

Самооценка.

Выбирают такой рисунок мандарина, который характеризует отношение к уроку и своей работе в группе, и прикрепляют на мандариновое дерево.

Угощают гостей мандаринами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения".

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Час чтения". Тема "В.Каверин "Песочные часы"....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»

Технологическая карта занятияпо внеурочной деятельности «Чарующий мир танца»в 1 классе...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Сбережём первоцветы»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельностиКласс: 2Направление внеурочной деятельности: экологическоеВид внеурочной деятельности: познавательная деятельность.Тема: Сбережем первоцветы...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "От чего зависит скорость растворения таблетки"

Формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте.·         Провести эксперименты с реальными объектами (таблетками).·...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...