Узнаем свой край
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Изучение родного края позволяет нам глубже понять свою историю, культуру и общество, а также сохранить и передать это наследие будущим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi.docx162.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествовать необходимо тем, кто учится»

Марк Твен

Какова роль краеведения в воспитании школьников?

Любовь к родному краю имеет огромное значение для:

  1. Формирования личности. Человек, который любит свою малую родину, чувствует себя частью своего народа, своей культуры и истории.
  1. Уважения к традициям и культуре. Любовь к родному краю позволяет уважать традиции и культуру своего народа.
  1. Сохранения природы и экологии. Любовь к родному краю предполагает заботу о природе и экологии.
  1. Развития экономики. Любовь к родному краю способствует развитию экономики региона.
  1. Патриотизма и гражданственности. Любить свой родной край означает быть патриотом своей страны и гражданином своего государства.

Внеклассные занятия как раз предполагают пополнить свои знания и побывать в роли путешественника. В нашем путешествии принимали участие, прежде всего дети, родители, и конечно же, как связующая нить-учитель. Траекторию нашего путешествия мы отмечали на географической карте Ярославской области. Путешествие включало в себя и литературный туризм, и непосредственное посещение мест. Чтобы добраться до того или иного места назначения ребятам, которые разделены на три команды, выдавались задания. Победитель быстрее всех «прибывал»в пункт назначения. Первым пунктом назначения был город Углич. По некоторым историческим справкам этот город был упомянут первым. Ссылки на Википедию «Ярославский край был заселён уже в конце позднего палеолита (около 20—13 тыс. лет до н. э.) после отступления последнего ледника, когда его территория была покрыта приледнековой тундрой, на которой паслись стада мамонтов. Стоянки располагались около Углича. Далее упомянут Переславль-Залесский и Данилов.».

Для выполнения первого задания мы с ребятами провели работу в группах. Задания были задействованы из программы двух учебных предметов: математика, окружающий мир.

На рисунке пятеро ребят. Одного из них зовут Колей, и он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы рядом со своим тёзкой. Кто где стоит?


Кто где стоит?

Ответ: Итак, по порядку: Коля, Володя, Петя, Нюра, Петя.

Встретились на улице 2 друга:
— Здравствуй, Стёпа. Ты куда?
— Я иду в дом №23, — говорит Стёпа. — А ты куда, Петя?
— А я — к приятелю Ванюше. Он живёт в доме №7, — отвечает Петя.
Вот теперь скажите: кого из них зовут Стёпой, а кого Петей.

советские логические задачи

Ответ: Стёпа — это мальчик в кепке. Почему? Обратите внимание на номер дома — 19. Если идти от первого дома на улице, то дома с нечётными номерами будут на левой стороне, мальчик в кепке движется по направлению к домам с большими номерами, 23 больше, чем 19, а значит, это Стёпа.

На рисунке три подружки: Ира, Таня и Галя. С ними кот Мурзик. Только вот чей он? Кто хозяйка Мурзика?

советские логические задачи

Ответ: Мурзик принадлежит Гале — девочке с одним бантом. Второй она отдала Мурзику.

Далее был выдан материал для закрепления счета на повторение пройденного материала по математике.

Закрепляющим материалом по окружающему миру также являлся опрос по следующим вопросам.

В какой строке перечислены символы России?

1) гимн, граница, флаг 2) герб, флаг, гимн

3) национальность, язык, гимн, флаг

2. Что такое природа?

1) всё, что окружает человека 2) все живые существа

3) всё, что окружает человека и не сделано его руками

4) всё, что сделано руками человека

3. Что относится к неживой природе?

1) куст 2) ручей 3) гриб 4) рак

11. Что относится к живой природе?

1) вулкан 2) сосулька 3 ) дуб 4) звезда

4. Как по-другому называют понятия: заморозки, молния, увядание растений?

1) климат 2) неживая природа

3) природные явления 4) деятельность человека

5. Что не относится к явлениям природы?

1) буран 2) полив растений

3) ледостав 4) осадки

6. Что относится к явлениям неживой природы?

1) цветение 2) рождение

3) дыхание 4) восход солнца

7. Как называется наука о погоде?

1) метеорология 2) экология 3) биология 4) физика

8. Какие птицы не улетают на юг?

1) зяблики 2) дятлы 3) гуси 4) чайки

9. Что такое ветер?

1) движение воздуха 2) похолодание 3) движение туч 4) сжатие воздуха

10. Какого цвета воздух?

1) белого 2) голубого 3) он бесцветный 4) серого

11. Самое опасное для здоровья загрязнение воды происходит:

1) из-за остатков пищи, попавших в воду

2) из-за вредных веществ, выбрасываемых заводами и фабриками

3) из-за попадания песка и глины

4) из-за дождей

12. Как очищается использованная вода?

1) в трубах 2) в земле 3) на очистных сооружениях 4) очищается сама

13. Почему на Земле сменяется день и ночь?

  1. Земля имеет шарообразную форму 3) Земля вращается вокруг своей оси
  2. Земля вращается вокруг Солнца 4) Солнце вращается вокруг Земли

14. Что относится к общественным учреждениям?

  1. улица 2) город 3) жилой дом 4) библиотека

По итогам соревнований вышла 1 команда вперед. «Путешествуя» по Угличу, ребята приготовили доклады о городе по трем темам: традиции, природа, знаменитые люди. Тему для рассказа команды выбирали с помощью жеребьевки.

Для путешествия в следующий географический пункт «Переславль-Залесский»три команды соревновались в блиц-опросе.

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино». А Толстой.)

3) Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть побольше ноготка.

(«Дюймовочка». Г. – Х. Андерсен.)

4) Кто – то за кого – то

Ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

(«Репка». Русская народная сказка.)

5) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь». Русская народная сказка.)

6) Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто – то страшный встретится

Девочке сейчас.

(«Красная Шапочка». Ш. Перро.)

7) В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто – то голову срубил.

(«Муха – цокотуха». К. Чуковский.)

  1. Ответь на вопросы

1)Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Что это за предмет и какого героя можно убить?(Игла, Кощей Бессмертный)

2). В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

3). Из какой сказки эти слова?

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые –

Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4). Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

  1. Сказочные задачки

Посадила мама в печь

Пироги с капустой.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги

Сосчитай-ка пироги. (9 штук)

-В снег упал Сережа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена,

Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

Сколько на снегу ребят? (7).

В итоге по количеству правильных ответов команда 2 победила и, согласно правилам нашего путешествия, первыми «приехали» в городе Переславль-Залесский. Команды обменялись темами сообщений (традиции, природа, знаменитые люди) и поделились с нами интереснейшей информацией об этом замечательном городе.

В город Данилов мы «собирались», соревнуясь вновь командами.

На этот раз были творческие соревнования. Команды выполняли тематическую поделку. Победителей выбирали родители ( в родительской беседе были выложены фотоматериалы, запущен онлайн опрос ). Критерии оценивания были: соответствие теме, аккуратность выполнения, творческий подход.

Команда 3 первыми «прибыли» на остановку. Ребята опять обменялись темами (традиции, природа, знаменитые люди). С большим интересом мы выслушали доклад своих товарищей.

Наш маршрут к концу года выстроился траекторией, обозначенной на карте Ярославской области (Углич-Переславль-Залесский-Данилов-Любим-Рыбинск-Некоуз-Мышкин-Борисоглебский). Совершить реальную поездку по некоторым пунктам у нас получилось тоже ! Активное участие приняли наши родители.

Дети и родители получили огромное удовольствие от проделанной работе. В следующем году планируем продолжить путешествие, ведь еще столько неизведанных мест осталось, где очень хотелось бы побывать…

«Тот, кто живет, видит много. Тот, кто путешествует, видит больше»

Арабская пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай свой край

Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

Программа по патриотическому воспитанию "Познай себя, свой край, свою страну"

Данная программа разработана для учащихся 1 класса. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на протяжении всех лет является и будет являться важных аспектов в воспитании. На данных занятиях ...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Консультация для родителей Узнай своего ребёнка: Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания

Консультация для родителей Узнай своего ребёнка: Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания...