Открытые уроки
план-конспект урока по русскому языку
Открытый урок
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.2 КБ | |
| 69.5 КБ | |
| 60.5 КБ | |
| 70.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Орфограммы корня.
Урок закрепления знаний, умений, навыков.
Цель урока: Учить выделять в словах орфограммы корня.
Задачи урока: 1) Закрепление знаний орфограмм корня.
2) Закрепление умений выделять орфограммы корня.
3) Закрепление умений применять правила.
4)Закрепление навыка разбора слов по составу с опорой на алгоритм.
5) Формирование умений выполнять синтаксический разбор предложения.
6) Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, памяти, развития речи.
Ход урока:
- Организационный момент. (Слайд 2).
- Подпись даты и вида работы. Дети под музыку записывают число, классная работа. (Слайд 3).
- Чистописание. ( Слайд 4.)
- Причитайте четверостишие В. Степанова.
- О чём это четверостишие?
- Какие слова говорят о щедрости родной земли?
- О каком времени года этот отрывок?
- Что означает слово вешние?
-Запомните эти строки. Через минуту вы будете писать их по памяти.
Дети записывают отрывок по памяти в тетрадь. Напомнить о соблюдении каллиграфических норм при написании.
- Орфографическая минутка. ( Слайды 5, 6, 7)
Слайд 5.
- Какие орфограммы корня вы знаете? ( После ответа детей по очереди выводить на экран название орфограмм).
- Как проверить орфограммы. ( Дети называют правила к каждой орфограмме).
Слайд 6 открывает рубрику « Орфографическая минутка»
Слайд 7. Все слова появляются вместе.
а) - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. ( Самостоятельная работа)
б) Проверка. При проверке дети должны определить тип орфограммы, озвучить проверочное слово.
в) Разобрать по составу слова: робкий, кленовый, сказка.
5) Пропедевтическая работа. Слайд 8.
Устная работа по дифференциации частей речи и членов предложения.
6)Закрепление на языковом материале. Слайд 9.
а) При появлении слова дети задают вопросы к нему и определяют часть речи. Слово занимает соответствующую ячейку таблицы.
б) Дети устно объясняют написание выделенных букв.
в) Объяснить лексическое значение слов: сторожка, галерея, толковать.
7) «Лови ошибку» Слайд 10. Слова появляются по одному с ошибкой. Дети определяют место ошибки, применяют правило, записывают слова в тетрадь. Алгоритм работы по слайду:
а) Найти ошибку в слове.
б) Объяснить правописание.
в) Слова записать в тетрадь.
В конце мешок с ошибками исчезает. Правильные ответы и хорошая работа детей вознаграждается аплодисментами.
8) Работа по составу слова. Слайд 11,12.
Слайд 11. Стихотворение о корне слова, содержащее призыв к подбору однокоренных слов.
- Подберите и запишите родственные слова к словам зима, орех.
Слайд 12 содержит алгоритм разбора слов по составу в стихотворной форме.
- Записанные слова разобрать по составу.
9) Пропедевтическая работа. Слайд 13, 14.
Определение числа и рода имён существительных и прилагательных. (Устно)
10) Работа над предложением.
Слайд 15. Игра «Корректор». После разбора записать первое предложение.
Слайд 16.Демонстрационный слайд по синтаксическому разбору предложения. Дети записывают предложение и разбор в тетрадь.
11)Резерв. Слайды 17,18. Работа проводится устно.
Слайд 17 помогает освоить падежи и падежные вопросы.
Слайд 18. Дети хором склоняют словосочетание интересное кино.
12) Итог урока. Слайд 19.
- Что нового узнали на уроке?
- Что ещё хотели бы узнать?
Данный урок был проведён во 2 «Б» классе МОУ лицей № 14г. Жуковского МО в декабре месяце.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Нетрадиционный урок.
Тема урока: Структурные единицы русского языка.
Цель урока: Сформировать целостное представление о структурных единицах русского языка.
Задачи урока: 1. Закрепить знания детей о звуке, морфеме, слове, предложении, тексте.
2. Формировать знания о четырёх способах образования слов. Знакомство с новыми терминами – префиксация, суффиксация, словосложение, комбинированный способ образования слов.
3. Закрепить умение производить разбор слов по составу. Знакомство с новым термином – интерфикс.
4. Развивать умение подбирать слова с проверяемыми гласными в корне слова, с проверяемыми согласными в корне слова, с непроизносимыми согласными в корне слова.
5. Формирование навыка каллиграфического письма.
6. Развитие речи учащихся, внимания, памяти, мышления, умения творить, анализировать, делать выводы.
7. Возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа, русского языка. Показать учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки.
Оборудование: рисунки со структурными единицами языка, музыка «Февраль», рисунки с частями слова, снежинки для эмоциональной оценки урока, раздаточный материал. Презентация урока. (Музыку желательно вставить в презентацию на слайды 2, 7.)
Ход урока:
- Организационный момент.
А) Слайд 2. Урок начинается музыкой П.И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».
Б) Слайд 3.Установка на готовность класса к уроку.
У: - Проверь, дружок,
Готов ли ты к уроку?
Всё ль на месте, все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Слайд 4. Постановка учебной задачи.
А) Мотивационный момент.
У: - Посмотрите, на экране высказывание великого русского писателя Н.В.Гоголя о русском языке.
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг».
У: - Какое сравнение провёл Н.В.Гоголь, говоря о русском языке?
У: - Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня почувствовали драгоценность того, что вы изучаете, т.е. великолепие и разнообразие русского языка.
- Я предлагаю вам, чтобы наш класс на некоторое время стал научной лабораторией по изучению структуры языка.
- А для того, чтобы нам идти верным путём, мы должны определиться с темой и планом нашей работы.
Б) У: - «Великий и могучий русский язык» предлагает нам разобраться в структуре русского языка. Он прислал в нашу лабораторию вот такой материал. ( Единицы русского языка, нарисованные на плакатах. Они хаотично расположены на доске).
У: - Выстроите в правильном порядке следования структурные единицы русского языка, и вы получите тему и план работы нашей лаборатории.
Дети должны выстроить следующий порядок следования единиц структуры языка:
ЗВУКИ МОРФЕМА СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕКСТ
У: - Прочитайте, пожалуйста, над, чем будет трудиться наша лаборатория.
- Итак, все готово для работы.
- Сайды 5. Чистописание.
А) У: - Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
У: - Подпишите дату сегодняшнего дня и вид работы: Лабораторная работа.
У: - Итак, по нашему плану мы сейчас работаем со звуками.
- Что такое звуки?
Слайд 6. (У детей справка о фонемах.) Звуки или фонемы мы слышим и произносим - это единицы восприятия речи. Они относятся к обобщающей стороне языкового общения. Впервые выделил единицу звук или фонему Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
- Чем звуки обозначаются на письме?
У: - Посмотрите, на доске написаны буквы и буквосочетания.
фе фв фр фа фл фь
- Какая буква участвует в чистописании? Какие звуки обозначает буква Ф.?
- Как вы думаете, почему мы будем писать в чистописании эту букву?
- За работу, друзья. А напутствием в этой работе вам будут слова
В.О. Ключевского. «Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости».
Слайд 7. Во время минутки чистописания звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Февраль». Под музыку прочитать стихотворение о феврале.
Б) Справка о феврале:
( читают ученики, которые уже справились с написанием букв).
У: - А вот почему февраль так назвали, мы сейчас узнаем.
Слайды 8,9,10,11,12. Февраль назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра.
Есть и другая версия - в древности февраль был последним в году. В древнем Риме, например, в феврале, старались очиститься от всего плохого, что накоплено за год. Отсюда, его название - по названию обряда культового очищения от грехов, покаяния в. Др. Риме - februarius (лат. - Очистительный), в те времена февраль был последним месяцем в году.
В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции - "фебрис", в Италии - "фебрано", в Испании - "фебрера", в Литве - "васарис".
На Русь название пришло из Византии. Украинское название – «лютый». Это название укоренилось только в конце 19-го века. Ветры в феврале холодом секут, т.е. лютуют. Оттого февраль называли «лютый».
Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также "ветродуем" и "лютнем". В феврале бывают крупные морозы, которые соответственно называются: тимофеевские (4 февраля), сретенские (15 февраля), власьевские (24 февраля).
Кроме официального существует и целый ряд народных названий: "снежень", "крутень", "зимобор", "бокогрей", "криводорог", "казиброд", "казидорога".
В) Слайд 13. У: - Давайте запишем народные названия месяца февраль.
Крутень, бокогрей, зимобор, снежень, межень, вьюговей, казидорога, криводорог.
- Слайд 14. Работа с морфемами.
А) У: - Наша лаборатория продолжает свою работу. Внимание сейчас направлено на слова, которые сейчас записали. Вы должны отгадать и записать буквы, которые я вам загадаю.
- Запишите букву, с которой начинается написание первого записанного слов. (К)
- Запишите букву, которая является безударной гласной в слове бокогрей.
- Запишите букву, которой заканчивается написание слова зимобор.
- Запишите букву, которая обозначает ударный гласный в слове снежень.
- Запишите букву, которая обозначает мягкий согласный в конце слова межень.
- Запишите букву, которая указывает на мягкость согласного, но звука не обозначает в слове межень.
Б) Слайд 15. Буквы дети записывают в столбик. У: - Какое слово получилось у моих лаборантов? А что такое корень? А ещё корень – это морфема.
(У ученика справка о морфемах. Он её зачитывает для всего класса.) Морфема – мельчайшая частица смысла в языке. Она передаёт простое понятие или представление и как смысловая единица дальше нечленима. Это другая единица, которую выделил Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Слайд 16, 17. Какие орфограммы корня вы знаете?
У: - Гласные и согласные бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.
Слайд 18. Задание Джанни Родари.
К – Придумайте и запишите 2-3 слова с парным согласным К на конце слова. (Звук, танк, кок, лук, кулак, паук, крик.)
О – Придумайте и запишите 2-3 слова с безударной О в корне слова.(Холод, голос, нога, колючка, гора, дрозды, гроза, волчата.)
Р - Придумайте и запишите 2-3 словарных слова на букву Р.( Работа, ракета, рассказ, расстояние, растения, ребята, рисунок.)
Е - Придумайте и запишите 2слова с орфограммой непроизносимая согласная в корне слова, которые заканчиваются на букву Е. (Солнце, сердце.)
Н - Придумайте и запишите 2-3 слова, в которых Н будет являться суффиксом.(Зимний, весенний, осенний, летний.)
Ь - Придумайте и запишите 2-3 слова с разделительным мягким знаком. (Вьюга, здоровье, друзья, жильё.)
В) Слайд 19, 20. У: - Одному корню было бы скучно жить. Какие части слова, морфемы он может пригласить к нам в лабораторию? Суффикс, приставку, окончание. (На доске появляются изображения частей слова). Это тоже морфемы.
- Словообразование.
У: - Какие из этих частей слова участвуют в образовании новых слов?
( Приставка, суффикс). А окончание принимает участие в словоизменении.
У: - Следующий наш этап работы лаборатории – это словообразование.
У: - Что такое слово? Кто из лаборантов нам поможет?
Слово служит для названия. Иначе говоря, оно выделяет в мире какой-либо объект (вещь, признак, действие и т. д.) и делает его пригодным для разговора. Слово – центральная единица языка. Одним из первых в мировой науке Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ поставил вопрос о том, что такое слово.
Слайд 21. У: - «Слово-ключ сердца». Л.Н.Толстой.
«Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». Л.Успенский.
Слайд 22. У: - В русском языке пять способов образования слов. Мы сегодня рассмотрим четыре из них. О пятом вы будете говорить в среднем звене школы. Итак, первый способ словообразования – это ПРЕФИКСАЦИЯ (приставочный способ). Второй способ – это СУФФИКСАЦИЯ. Третий способ – КОМБИНИРОВАННЫЙ. И, наконец, четвёртый – СЛОВОСЛОЖЕНИЕ. (На доску прикрепить название способов образования слов).
Слайд 23. У: - Определите часть речи. Объясните способ образования слов, выделенных красным цветом.
У: - Посмотрите на слово ледокол. Это слово образовано в результате слияния двух основ слов. Сколько корней в слове ледокол? А как назвать гласную между корнями? Кто из лаборантов нам поможет?
Справка об интерфиксах.
Эти строительные элементы слова не имеют значения. В русском языке их называют термином ИНТЕРФИКС, реже – «пустые морфы», «вставки». Открыл их известный отечественный языковед Николай Сергеевич Трубецкой, который назвал их соединительными морфемами или соединительными гласными.
- Динамическая пауза.
- Работа с предложением.
У: - Наша лаборатория продолжает свою работу. По плану наших действий мы сейчас должны работать с предложением. Что такое предложение?
Предложение – единица языка, которая служит для выражения мысли.
Слайд 24. У: - Я думаю, в дальнейшей работе вами будет двигать интерес.
Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
У: - Перед вами народные приметы, связанные с февралём. (У детей на партах карточки с народными приметами) Прочитайте их.
- Докажите, что это предложения.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает. (Поработать над смыслом пословицы).
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
У: - Давайте занесём народные приметы в лабораторную работу. Первый ряд списывает 1 и 2 приметы. Второй ряд списывает 3 и 4 приметы. Третий ряд списывает 5 и 6 приметы.
У: - Из второго предложения давайте выпишем словосочетания. Что такое словосочетание?
Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности.
- Работа с текстом.
- Мне бы хотелось, чтобы следующий этап работы прошёл под девизом слов Р.Декарта:
Слайд 25. «Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять».
У: - У вас на партах карточки с предложениями. Прочитайте их. Как вы думаете, можно из этих предложений составить текст? Что для этого надо сделать? А что такое текст?
Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.
Слайды 26,27,28,29 содержат все варианты, которые могут предложить дети. Учитель выводит на экран тот вариант, который дети предложили первым.
2. На лапах елей лежит снег. 2.
4.Хорошо поработал в лесу мороз! 1.
1. Красив зимний наряд леса. 4.
3. Весь в снегу стоит дуб. 3.
У: - Давайте пронумеруем предложения, так чтобы получился текст. Дайте название тексту.
У: - Спишите получившейся текст самостоятельно.
( Резерв: Во втором предложении найти грамматическую основу предложения).
- Итог урока. Слайд 30.
У: - Вам понравился урок. Что было интересного в работе нашей лаборатории?
Слайд 31. У: - Мне бы хотелось закончить урок напутствием в вашей дальнейшей работе, словами И.С.Тургенева.
«…Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это состояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Раздаточный материал к уроку.
Звуки или фонемы мы слышим и произносим - это единицы восприятия речи. Они относятся к обобщающей стороне языкового общения. Впервые выделил единицу звук или фонему Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Морфема – мельчайшая частица смысла в языке. Она передаёт простое понятие или представление и как смысловая единица дальше нечленима. Это другая единица, которую выделил Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Слово служит для названия. Иначе говоря, оно выделяет в мире какой-либо объект (вещь, признак, действие и т. д.) и делает его пригодным для разговора. Слово – центральная единица языка. Одним из первых в мировой науке Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ поставил вопрос о том, что такое слово.
Предложение – единица языка, которая служит для выражения мысли.
Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.
Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности.
Эти строительные элементы слова не имеют значения. В русском языке их называют термином ИНТЕРФИКС, реже – «пустые морфы», «вставки». Открыл их известный отечественный языковед Николай Сергеевич Трубецкой, который назвал их соединительными морфемами.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает.
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает.
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает.
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает.
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Народные приметы
*Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
*Февраль холодный и сухой - август жаркий.
*А когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: "Это к теплу!".
*В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
*Февраль зиму выдувает, а март ломает.
* Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 4 классе.
Учитель: Есенина Елена Анатольевна.
Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. Формула пути.
Цель урока: Учить детей решать усложнённые задачи на движение.
Задачи урока: 1. Закрепление знаний формулы зависимости между величинами. S, V, t.
2.На основе исследования графических моделей движения на числовом луче выявить зависимости между величинами, характеризующими движение тел и научить строить формулы, выражающие эти зависимости.
3.Формирование умений применять формулу пути при решении задач на движение.
4.Отрабатывать вычислительные навыки, приёмы действий с многозначными числами.
5.Закрепление знаний названия компонентов действий. Закрепление навыка нахождения неизвестных компонентов, навыка решения составных уравнений.
6.Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи учеников. Развитие творческой активности детей. Повышение интереса к предмету. Развитие кругозора и общей эрудиции.
7.Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, взаимопомощи, аккуратности в работе.
Оборудование: Рисунки: Аристотель и Эйлер, математические знаки, постулат в решении задач, «камни » с формулами, портреты математиков, буквы к слову ГРЕЦИЯ, телевизор, видеокассета, таблицы с историческими справками.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие гостей.
2. Актуализация знаний.
А) Учитель: Мы с вами начинаем урок математики. Но, изучая этот интереснейший предмет, мы не часто задавали себе такие вопросы.
Когда она родилась?
Зачем её изучать?
Что явилось причиной её возникновения?
Что дала математика людям?
Давайте поговорим обо всём этом сегодня. Я предлагаю вам отправиться далеко в прошлое и поискать там ответы на вопросы. В ряде книг, которые вы прочитали, любознательные люди отправлялись в путешествие на «Машине Времени». Вот и наш класс на некоторое время станет «Машиной Времени».
У: Любое путешествие связано с движением, с перемещением. А равномерное движение связано с тремя величинами. Какие это величины?
Д: Скорость, время, расстояние. (Выставить на доску буквы, обозначающие величины.)
У: Пусть эти величины будут верными спутниками в нашем путешествии.
У: Мы с собой должны взять знания, умения, навыки, тетради для записи нового, учебную литературу и бортовые дневники. Всё ли у вас готово? Тогда в путь.
Откройте тетради и подпишите дату сегодняшнего дня – 9 февраля. Считывание информации с числа.
У: Что вы можете сказать о числе 9? Назовите делители числа 9, кратные числа 9.
У: Работа с числовым рядом. Посмотрите, на панели управления «Машины Времени» зажглись числа:
94518, 3896, 3002650, 302650, 32650. Это код, который поможет завести «Машину».
- У: Прочитайте эти числа.
- Расположите их в порядке возрастания. 3896, 32650, 94518, 302650, 3002650. (Г)
- Запишите и найдите сумму самого маленького и самого большого числа. (3006546) (Р)
- Найдите разность четвертого и второго числа. (270000) (Е)
- Уменьшите полученную разность в 1000 раз. (270) (Ц)
- Найдите произведение чисел 3896 и 9. (35064) (И)
- Найдите частное чисел 94518 и 9. (10502). (Я)
Если вы, верно, справитесь с кодом, то мы сможем тронуться в путь.
(Ученикам, которые первыми находят значение выражений, выдаю таблички с буквами. По окончании дети выстраиваются, и получается слово ГРЕЦИЯ.)
Б) У: «Машина Времени» перенесла нас в Грецию. И не случайно.
Историческая справка: Именно древняя Греция подарила научному миру таких известных математиков и философов как Пифагор, Евклид, Архимед, Диофант, Фалес, Аристотель. В истории науки принято называть первым математиком ФАЛЕСА - греческого купца, путешественника и философа (он родился в 7 веке до н.э.). Фалес родился и вырос в городе Милете. Он плавал по Средиземному морю. Бывал Фалес в Египте, Ассирии, Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Именно этим наукам он посвящал свободное время. Фалес первым предложил считать в месяце 30, а в году 365 дней. Его главная заслуга в том, что он один из первых объяснил явления природы, не прибегая к мифам. Фалеса считают одним из семи мудрецов древности – основателей греческой науки и культуры.
У: Посмотрите, на «камнях мудрости», которые упали с горы Олимп, какие то иероглифы: S=a*b, P = (a +b)*2, а= b * c + r, s=v*t, V=a*b*c, P=a*4, S=a*a
Может, вы знаете, что это такое?
Д: Это формулы.
У: Что такое формула?
Д: Формула- это равенство, устанавливающее зависимость между величинами.
У: Эти формулы помогут вам в написании математического диктанта.
В) Математический диктант.
- Одна сторона прямоугольника 120 см, а другая на 20 см меньше. Чему равен периметр прямоугольника? (440 см)
- Найдите сторону квадрата с периметром 320 см. (80 см)
- При делении некоторого числа на 150 получилось частное 2 и остаток 40. Какое число делили. (340)
- Скорость поезда70 км/ч. Какое расстояние проедет поезд за 9 часов? (630 км)
Дети записывают ответы в тетрадь. К доске выходят ученики и выставляют формулы, необходимые при решении задач математического диктанта.
У: Что можно сказать об этом числовом ряде? Какое число можно сделать лишним? Почему?
У: Выберите формулу, которая связана с движением тел.
Д: Это формула пути.
У: Какие величины связаны зависимостью в этой формуле?
Д: Скорость, время, расстояние.
У: Как найти скорость? Как найти время? Как найти скорость?
Историческая справка. В формирование формулы незаменимый вклад внес древнегреческий ученый Аристотель. Аристотель понимал понятие скорости на интуитивном уровне. Он писал: «Быстрое - есть далеко продвигающееся в течение малого времени…» Превращение скорости из интуитивного понимаемого качества движения в строго определённую величину произошло благодаря Леонарду Эйлеру (1707-1783), великому швейцарскому ученому, работавшему в России и Германии. Именно он указал впервые, что скорость измеряется частным от деления пути на время, после чего это простое определение сразу было принято всеми учеными.
( Фрагмент фильма про Эйлера).
3.Постановка учебной задачи.
У: - Для чего же ученые вывели эту формулу? Для чего вы её изучаете?
Д: - Для практического применения при решении задач на движение.
У:- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
4.Определение темы урока, целей урока.
Д: - Решать задачи на движение, применяя формулу пути.
5. Работа по учебнику.
Математика Л.Г.Петерсон, 3 класс, 3 часть. Урок № 5.
У: И снова нам помогают ученые и философы Греции. Посмотрите, с помощью чего строили свои доказательства древнегреческие философы. Этот постулат действенен и в наши дни. Факты. Логика. Истина.
А) Работа с № 1, с. 13.
- Чтение условия задачи.
- Фронтальная работа по решению задачи.
У: - Уменьшается или увеличивается расстояние до Москвы? ( Увеличивается.)
- От какого числа? ( От 12.)
- На сколько? ( На пройденный путь, т.е. на 3*t)
- Каким оно станет через t часов? (12+ 3*t километров.)
- Запишите формулу зависимости d от t (d= 12+3*t)
- Уменьшается или увеличивается расстояние до Икши? ( Уменьшается.)
- От какого числа? ( От 30-12=18)
- На сколько? (На пройденный путь, т.е. на 3*t)
- Каким оно станет через t часов? (18- 3*t)
- Запишите формулу зависимости D от t (D=18-3*t)
Физминутка.
Б) Работа с № 2, с 13.
- Чтение условия задачи.
- Беседа по содержанию:
- Чему равно расстояние от Солнечного до Тучкого?
- Что сказано про расстояние от Тучкова до Маросейкино?
- Чему равна скорость автобуса?
- Что надо узнать главным вопросом задачи?
- Как найти время?
- Из чего состоит расстояние от Солнечного до Маросейкино?
Дети записывают решение задачи, рассуждая по каждому действию?
В) Самостоятельная работа. № 4, с. 14. Индивидуальная проверка.
Г) У: « Машина Времени» продолжает своё движение. И перед нами современные уравнения. А в становление уравнений внесли свой вклад Диокрит и аль-Хорезми.
Историческая справка: В те далёкие времена мудрецы впервые стали задумываться о равенствах, содержащих неизвестные величины. В древних математических задачах неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей. Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приёмами решения задач с неизвестными величинами. Но ни в одном папирусе не дано описание этих приёмов. В этом смысле исключением является «Арифметика» греческого математика Доифанта - собрание задач на составление уравнений с систематическим изложением их решений.
Однако первым руководством по решению уравнений стал труд багдадского ученого Мухаммеда аль-Хорезми. Сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений.
Решение уравнений с комментированием. № 6, с. 14 ( а, б.) Ученики у доски.
У: Какие математические действия участвовали в уравнениях?
У: «Машина Времени» перенесла нас в средневековье. Перед вами даты и имена учёных, которые ввели знаки и их значение. ( На доску прикрепить рисунок.)
Я.Вадман – чешский учёный ввёл знаки «+», « - « и действия сложение и вычитание,
Р.Рекорд – английский математик ввёл знак «=»,
У.Оутред – тоже английский математик ввёл знак и действие «Х»,
Г.В.Лейбниц – немецкий философ и математик ввёл знаки и действия «:», « . ».
6. Итог урока.
У: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравился урок? Что интересного вы узнали на уроке? Чем занимались на уроке? В дальнейшем знание формулы пути поможет вам на уроках физики. И вы её будете рассматривать как формулу равномерного прямолинейного движения. А хотели бы вы продолжить искать ответы на вопросы, которые мы ставили в начале урока?
У: Мне бы хотелось закончить наш урок цитатой Германа Вейля:
«Математика играет весьма существенную роль в формировании нашего духовного облика. Занятие математикой – подобно мифотворчеству, литературе или музыке – это одна из наиболее присущих человеку областей его творческой деятельности, в которой проявляется его человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере жизни, являющейся одним из проявлений мировой гармонии».
7.Оценка деятельности учеников.
8. Домашнее задание. С.13 № 2, с.14 №4(б), № 6 (в, г.)
Дополнительная информация: Пифагор первым назвал себя философом (от греческого «филео» - «люблю» и «софия» - «мудрость»), т.е. любителем мудрости, а не мудрецом.
Информация о становлении математики как науки с.33 Энциклопедия для детей Математика.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «Б» классе на тему:
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
по программе «Школа России».
Учитель: Есенина Елена Анатольевна, учитель нач.классов МБОУ школа №6 г.о.Жуковский
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
Задачи:
- закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных
- воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
- развитие речи обучающихся, логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Экран
3. Презентация
4. Карточки со словами - для демонстрации на доске.
5. Карточки для индивидуальной работы
6. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2023.
I. Орг.момент
- Ребята, на этом уроке я хочу вам пожелать хорошего настроения, грамотного письма, чтобы у каждого всё получилось.
- А может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?
ДОП ВОПРОС : А может быть гости нам что-то пожелают.
– Ребята, верю в вас и знаю – у вас всё получится.
– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:
«Думай медленно, а работай быстро»
Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому
открываем тетради:
– Запишите число, классная работа.
II. Орфографическая разминка
- Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, переход, дождь,Маше.
Слайд
- Найдите слово с…
Непроизносимым согласным в корне слова
C парным согласным в середине слова
Безударным гласным в корне слова
Мягким знаком после шипящего
С безударным гласным в приставке слова
Разделительным мягким знаком
С парным согласным в конце слова слова
С безударным гласным в приставке слова
С безударным гласным в окончании имени существительного
III.Введение в тему уроку.
– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?
– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы отправиться в гости к временам года?
– Осенью созревает урожай на грядках. Овощи выращивать – это большая работа. Давайте соберем его в корзину.
А для этого вспомним ещё одну орфограмму – непроверяемый безуд.гласный в корне слова; выполним словарную работу.
– Вот нам надо разгадать загадки и записать отгадки.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
(Горох)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(Капуста)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
Кто играет с нами в прятки
На осенней дачной грядке?
Спрятался под листиком Хитрец
Это пупырчатый… (огурец)
Вкусный, красный, но не сладкий.
Зреет на садовой грядке,
В сказках, помнишь, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»!
(Помидор)
Ребята записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка.
Слайд слова.
– Какое слово лишнее и почему?
На слайде только список слов.
Проверка по слайду (склонения слов)
– Для чего нужно знать склонение слов?
– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше.
– В каком времени года мы окажемся после осени?
Слайд
-Верно, зима.
– Чтобы в зимний мороз мы не замёрзли, поиграем в игру «Мухобойка» и узнаем, а хорошо ли вы знаете склонения сущ?
- Молодцы! Справились с заданием!
– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).
Слайд
Склонение | Падежи | Окончания |
– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Слайд
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы писать или вставлять на месте пропуска нужное безударное падежное окончание имён существительных.
– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного.
IV. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных
окончаниях имён существительных.
(дифференцированное задание)
Уровень 1
- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные окончания. Подчеркните лишнее
слово в строке, приготовьтесь доказать свой выбор.
На мороз..., в долин..., о каприз..., в дом... .
На полян..., на солнышк..., о квартир..., в пустын... .
В тишин..., о ноч..., на сирен..., на изгород… .
Уровень 2
- Подберите подходящие по смыслу слова, употребляя их в нужном падеже.
Пушистый снег лежит на ... (1 скл, П.п., ед. ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.), ... (2 скл., П.п., ед.
ч.), ... (3 скл., П.п., ед. ч.). Мы идём кататься на ... (1скл., П.п., ед.ч.), ... (1скл., П.п., ед.ч.).
Физкультминутка.
- Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если падеж и вопрос совпадают -
хлопаете, если нет - приседаете.
И. Кого? Что? И. Кто? Что?
Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего?
В. Кого? Что? Т. Кем? Чем?
Р. Кем? Чем? Д. В ком? В чем?
Т. Кого? Чего? Р. Кого? Чего?
П. п. О ком? О чём?
– После зимы какое время года?
- Весной принято наводить порядок. В наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Давайте вместе наводить порядок. Так будет веселее.
Работаете в паре по рядам на карточках.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
-Вставьте пропущенные окончание, определите падеж.
Проверка по карточкам по цепочке по рядам.
Оцените свою работу по таблице Слайд
- Подумайте, а куда нас могут привести эти слова (в лес, в зоопарк, в парк). А в какое время года мы любим гулять в лесу, наблюдать за животными в зоопарке или кататься на каруселях) (ЛЕТОМ)
– Молодцы. В каком времени года мы оказались?
– Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр. А вот летний дождь смыл часть текста.
Его надо восстановить (задание выполняется устно).
- Дополните предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавьте.
Слайд
Наша семья проводит лето в ______________. Мы любим гулять по-летнему___________.
На высокой___________ поет птичка. По__________бежит колючий ежик. Хорошо летом в лесу!
V. Домашнее задание.
Дома вы выполните упр.12,13 из распечатки (вставите пропущенные окончания, укажите склонение и падеж)
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Давайте подведем итог нашего небольшого путешествия по временам года.
-Чем же мы занимались на уроке, что вспомнили, повторили?
– Ребята, изобразите, пожалуйста, шкалу успеха. Покажите, насколько вы сегодня успешно поработали и разобрались с темой урока.
Слайд
(Сидя за партами – плохо, слабо;
просто стоят – хорошо;
хлопают в ладоши – отлично)
- Лето – время отдыха. Вот и мы с вами идем отдыхать на переменку. Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....




