Индивидуальное сопровождение обучающихся с с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими расстройствами аутистического спектра
презентация к уроку
В материале представлено описание помощи детям с нарушением интеллекта и сопутствующими расстройствами аутистического спектра
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аутизм (от лат.autos – сам) нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности , стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения. Аутизм - полный или частичный отказ от общения с окружающими. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Особенности детей с РАС: - выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия; - сложность организации собственной деятельности и поведения; - неравномерность и специфика развития психических функций; - трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими; - необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
Клинико – психологическая классификация полная отрешенность от происходящего; активное отвержение; захваченность аутистическими интересами; чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Основные критерии данной классификации : Характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой; 2) Характер и степень первичных расстройств.
Коррекционная помощь Лечебная помощь. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, вегето - сосудистой и вегето - висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РАС.
Этапы деятельности ППк по сопровождению ребенка с РАС Предварительный этап – анализ актуальных ресурсов специалистов ОУ в соответствии с полученными рекомендациями ПМПК по сопровождению ребенка: Потребность в сопровождении (тьютор) родитель Логопед Психолог Дефектолог ЛФК
Первый этап- первичное обследование специалистами: педагог – психолог учитель - логопед учитель - дефектолог Второй этап коллегиальное обсуждение полученных результатов координация и согласованность взаимодействия специалистов индивидуальная программа сопровождения в соответствии с его особенностями и возможностями Третий этап коррекционная развивающая работа итоговое обследование оценка возможности
Общий коллегиальный подход Учитель- логопед Общие подходы Учитель - дефектолог Инструктор ЛФК Педагог Педагог - психолог Комплексная диагностика ребенка Коллегиальное заключение и рекомендации Составление индивидуальной программы
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа дефектолога с обучающ и м и ся с нарушением интеллекта осложненная РАС базируется на следующих основных положения специальной педагогики и психологии: - учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.); - идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребёнка. (Никольская О.С.)
Главные задачи дефектолога при работе с детьми с РАС: Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком. Все пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха и т.п. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы – это формирование у детей продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применения специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (альтернативная коммуникация, глобальное чтение). При работе необходимо учитывать следующее: - преобладание наглядных средств в предоставлении материала; - рациональное дозирование информации; - адекватный возможностям восприятия темп подачи материала; - вариативность уровня сложности заданий. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание должно уделяться работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. Коммуникацию необходимо сделать как можно конкретной и неотъемлемой частью жизни. Сопровождение образовательного процесса. При организации образовательного процесса дефектолог ориентируется на индивидуальную адаптированную образовательную программу. Наблюдения за ребенком в свободной о организованной деятельности дает возможность отслеживать достижения ребенка и своевременно вносить коррективы.
Цель программы: Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; Развитие познавательных процессов; Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; Обучение его простым навыкам контакта; Обучение ребенка более сложным формам поведения; Развитие самосознания аутичного ребенка; Развитие ВПФ;
Основные этапы сопровождения I этап - установление контакта. II этап - формирование навыков учебного поведения III этап - развитие познавательной сферы
1 этап. В ходе данного этапа дефектолог наблюдает за ребенком, выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться, какие аффективные реакции наблюдаются у него. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы – волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки и др.) 2 этап. . Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребёнка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кра тко. 3 этап. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей. Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление эмоциональных нарушений детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психокоррекционных занятий
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) – особый раздел специальной психологии и специальной педагогики. Особенности дизонтогенеза при аутист...

Программа индивидуального сопровождения обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра
Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения и коррекции познавательных процессов и развитию речи составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для де...

Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентирован...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра
Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Самообразование учителя затрагивающий все стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...

План взаимодействия с семьей обучающегося с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра.
В условиях, когда в семье воспитываетсяя ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с РАС, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходим...

Логопедическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра
Статья о ключевых направлениях работы учителя-логопеда и приемах работы по развитию речи, глобальному чтению, письму у детей с расстройством аутистического спектра....
