ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
методическая разработка
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ( УО или ЗПР) имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать учителю дефектологу при проведении коррекции звукопроизношения. У таких детей снижена функция самоконтроля, мотивации, произвольное внимание и т.д. Эти факторы осложняют постановку и автоматизацию нарушенных звуков, увеличивая длительность коррекционной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №45 г. Иркутска.
Согласовано Зам. директора по УВР _________Фаткулина С.А. «___» __________2023 г | Утверждена Приказ №_____ от « __»______2023 г Директор ___________Байкалова Л.А. |
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
учитель-дефектолог
Лаптевой И.С.
Иркутск.
2023г.
Пояснительная записка.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ( УО или ЗПР) имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать учителю дефектологу при проведении коррекции звукопроизношения. У таких детей снижена функция самоконтроля, мотивации, произвольное внимание и т.д. Эти факторы осложняют постановку и автоматизацию нарушенных звуков, увеличивая длительность коррекционной работы.
Для улучшения качества коррекционного воздействия для детей с ОВЗ была разработана программа коррекции звукопроизношения, включающая использование полимодального подхода. В ее основе лежит активация внимания, мотивации, памяти за счет использования большего количества сенсорных раздражителей. В программе применяется артикуляционная гимнастика с элементами сенсорной стимуляции; ИКТ для закрепления и автоматизации звуков.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 15 мая, кроме зимних и весенних каникул.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики посредством использования сенсорных раздражителей, проприорецепторов.
до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умение и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие С, 3, Ц, С, 3' шипящий Ш, сонорЛ, шипящий Ж, соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ .
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет";
для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных);
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С, С-Ц, С-Ш;
Ж-3, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т', Ч-Щ;
Щ-С, Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р'-Л', Р'-Й, Л'-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
1 ЭТАП ( С )
Подготовительные упражнения
- Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах
4 Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах
#1040;втоматизация звука в спонтанной речи
2 ЭТАП (С)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах
#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах
#1044;ифференциация (С) - (С) в слогах
- Дифференциация (С) - (Сь) в словах и предложениях
- Дифференциация (С) - (Сь) в текстах
3 ЭТАП (3)
1. Постановка звука (по подражанию)
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах
#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах
#1044;ифференциация с (С) в слогах и словах
- Дифференциация с (С) в предложениях, текстах
- Дифференциация (3) - (С) в спонтанной речи
4 ЭТАП (Зь)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах, словах и в предложениях
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах
#1044;ифференциация с (3ь) в прямых слогах и словах
5. Дифференциация с (3ь) в предложениях, текстах
6. Дифференциация (3ь) в спонтанной речи
5 ЭТАП (Ц)
1. Постановка звука (сочетание (ТС))
2Автоматизация звука в прямых слогах, словах и предложениях
#1040;втоматизация звука обратных слогах, словах и предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах
#1044;ифференциация звука со звуком (С) в слогах и словах
7. Дифференциация звука со звуком (С) предложениях и текстах
#1044;ифференциация (Ц) - (С) в спонтанной речи
6 ЭТАП (Ш)
0. Подготовительные упражнения
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
5. Дифференциация звука со звуком (С) в прямых слогах, словах и предложениях #1044;ифференциация (Ш) - (С) в обратных слогах, словах и предложениях
#1044;ифференциация (Ш) - (С) в слогах, словах и предложениях со стечением согласных
#1044;ифференциация (Ш) - (С) в спонтанной речи
7 ЭТАП (Ж)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в текстах
5. Дифференциация звука со звуком (3) в прямых слогах, словах, предложениях, текстах
#1044;ифференциациясо звуком (3) в словах и предложениях со стечением согласных
7. Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях, текстах
#1040;втоматизация звука в спонтанной речи
8 ЭТАП (Ч)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
3 Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука с слогах, словах и предложениях со стечением согласных
5, Дифференциация звука со звуком (СЛ) в слогах, словах, предложениях
#1044;ифференциация со звуком (Т) в слогах, словах и предложениях
7. Автоматизация звука в спонтанной речи
9 ЭТАП (Щ)
1. Постановка звука
2,Автоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
3. Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
- Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
- Дифференциация звука со звуком (С ) в слогах, словах, предложениях, текстах i. #1044;ифференциациям звуком (Т) в слогах, словах и предложениях
- Дифференциация звука со звуком (Ч) в слогах, словах и предложениях
- Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях
- Автоматизация звука в спонтанной речи
10 ЭТАП (Л)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в спонтанной речи
11 ЭТАП (Л )
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
5. Дифференциация звука со звуком (Л) в словах, слогах и предложениях
б.Автоматизация звука в спонтанной речи
12 ЭТАП (Р)
1. Постановка звука
2. Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных (ТР) или (ДР)
#1044;ифференциация звука со звуком (Л) в слогах, словах и предложениях #1040;втоматизация звука в спонтанной речи
13 ЭТАП (Рь)
1. Постановка звука
#1040;втоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
#1044;ифференциация звука со звуком (Р) в слогах, словах, предложениях, текстах #1044;ифференциациясо звуком (Л) в слогах, словах и предложениях
#1044;ифференциация звука со звуком (И) в слогах, словах и предложениях
#1040;втоматизация звука в спонтанной речи
Список литературы.
- Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – М.: Феникс, 2015. – 24 с.
- Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений. – М.: В. Секачев, 1997. – 352 с.
- Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. – С-П.: Детство-пресс, 2012. – 301 с.
- Гегелия Н. А. Исправления недостатков произношения у подростков и взрослых: пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 270 с.
- Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи: пособие для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 423 с.
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 279 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием/ под ред. Филичевой Т. Б. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 30 с.
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов/ под ред. Т. А. Фотековой. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...
