ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
методическая разработка

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ( УО или ЗПР)  имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать учителю дефектологу при проведении коррекции звукопроизношения.  У таких детей снижена функция самоконтроля, мотивации, произвольное внимание и т.д. Эти факторы осложняют постановку и автоматизацию нарушенных звуков, увеличивая длительность коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_ind._raboty_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №45 г. Иркутска.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________Фаткулина С.А.

«___» __________2023 г

Утверждена

Приказ №_____

от « __»______2023 г

Директор

___________Байкалова Л.А.

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

учитель-дефектолог

Лаптевой И.С.

Иркутск.

2023г.

Пояснительная записка.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ( УО или ЗПР) имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать учителю дефектологу при проведении коррекции звукопроизношения. У таких детей снижена функция самоконтроля, мотивации, произвольное внимание и т.д. Эти факторы осложняют постановку и автоматизацию нарушенных звуков, увеличивая длительность коррекционной работы.

Для улучшения качества коррекционного воздействия для детей с ОВЗ была разработана программа коррекции звукопроизношения, включающая использование полимодального подхода. В ее основе лежит активация внимания, мотивации, памяти за счет использования большего количества сенсорных раздражителей. В программе применяется артикуляционная гимнастика с элементами сенсорной стимуляции; ИКТ для закрепления и автоматизации звуков.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Проводится ежедневно до 15 мая, кроме зимних и весенних каникул.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I. Подготовительный

Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики посредством использования сенсорных раздражителей, проприорецепторов.
до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II. Формирование произносительных умение и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие С, 3, Ц, С, 3' шипящий Ш, сонорЛ, шипящий Ж, соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ .

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет";

для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных);

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С, С-Ц, С-Ш;

Ж-3, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т', Ч-Щ;

Щ-С, Щ-Т', Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Р', Р'-Л', Р'-Й, Л'-Л;

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).

  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

  1. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.

1 ЭТАП ( С )

Подготовительные упражнения

  1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах

3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах

4 Автоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах

#1040;втоматизация звука в спонтанной речи

2 ЭТАП (С)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах

3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах

#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных

#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах

#1044;ифференциация (С) - (С) в слогах

  1. Дифференциация (С) - (Сь) в словах и предложениях
  2. Дифференциация (С) - (Сь) в текстах

3 ЭТАП (3)

1. Постановка звука (по подражанию)

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах

#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных

#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах

#1044;ифференциация с (С) в слогах и словах

  1. Дифференциация с (С) в предложениях, текстах
  2. Дифференциация (3) - (С) в спонтанной речи

4 ЭТАП (Зь)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах, словах и в предложениях

#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах

#1044;ифференциация с (3ь) в прямых слогах и словах

5. Дифференциация с (3ь) в предложениях, текстах

6. Дифференциация (3ь) в спонтанной речи

5 ЭТАП (Ц)

1. Постановка звука (сочетание (ТС))

2Автоматизация звука в прямых слогах, словах и предложениях

#1040;втоматизация звука обратных слогах, словах и предложениях
#1040;втоматизация звука в слогах и словах со стечением согласных
#1040;втоматизация звука в предложениях, текстах

#1044;ифференциация звука со звуком (С) в слогах и словах

7. Дифференциация звука со звуком (С) предложениях и текстах

#1044;ифференциация (Ц) - (С) в спонтанной речи

6 ЭТАП (Ш)

0. Подготовительные упражнения

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

5. Дифференциация звука со звуком (С) в прямых слогах, словах и предложениях #1044;ифференциация (Ш) - (С) в обратных слогах, словах и предложениях

#1044;ифференциация (Ш) - (С) в слогах, словах и предложениях со стечением согласных

#1044;ифференциация (Ш) - (С) в спонтанной речи

7 ЭТАП (Ж)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

#1040;втоматизация звука в текстах

5. Дифференциация звука со звуком (3) в прямых слогах, словах, предложениях, текстах

#1044;ифференциациясо звуком (3) в словах и предложениях со стечением согласных

7. Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях, текстах

#1040;втоматизация звука в спонтанной речи

8 ЭТАП (Ч)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях

3 Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука с слогах, словах и предложениях со стечением согласных

5, Дифференциация звука со звуком (СЛ) в слогах, словах, предложениях

#1044;ифференциация со звуком (Т) в слогах, словах и предложениях

7. Автоматизация звука в спонтанной речи

9 ЭТАП (Щ)

1. Постановка звука

2,Автоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях

3. Автоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

  1. Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях
  2. Дифференциация звука со звуком (С ) в слогах, словах, предложениях, текстах i. #1044;ифференциациям звуком (Т) в слогах, словах и предложениях
  1. Дифференциация звука со звуком (Ч) в слогах, словах и предложениях
  2. Дифференциация звука со звуком (Ш) в слогах, словах и предложениях
  3. Автоматизация звука в спонтанной речи

10 ЭТАП (Л)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

#1040;втоматизация звука в спонтанной речи

11 ЭТАП (Л )

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

5. Дифференциация звука со звуком (Л) в словах, слогах и предложениях

б.Автоматизация звука в спонтанной речи

12 ЭТАП (Р)

1. Постановка звука

2. Автоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

3 .Автоматизация звука обратных слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных (ТР) или (ДР)

#1044;ифференциация звука со звуком (Л) в слогах, словах и предложениях #1040;втоматизация звука в спонтанной речи

13 ЭТАП (Рь)

1. Постановка звука

#1040;втоматизация звука в обратных слогах и словах, предложениях

#1040;втоматизация звука в слогах и словах, предложениях со стечением согласных

#1040;втоматизация звука в прямых слогах и словах, предложениях

#1044;ифференциация звука со звуком (Р) в слогах, словах, предложениях, текстах #1044;ифференциациясо звуком (Л) в слогах, словах и предложениях

#1044;ифференциация звука со звуком (И) в слогах, словах и предложениях

#1040;втоматизация звука в спонтанной речи

Список литературы.

  • Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – М.: Феникс, 2015. – 24 с.
  • Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений. – М.: В. Секачев, 1997. – 352 с.
  • Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. – С-П.: Детство-пресс, 2012. – 301 с.
  • Гегелия Н. А. Исправления недостатков произношения у подростков и взрослых: пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 270 с.
  • Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи: пособие для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 423 с.
  • Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 279 с.
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием/ под ред. Филичевой Т. Б. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 30 с.
  • Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов/ под ред. Т. А. Фотековой. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...