рабочая программа по узэглэл
рабочая программа (1 класс)

рабочая программа по узэглэл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по узэглэл96.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«РЕКОМЕНДОВАНО»

Руководитель ШМО

______ _Батомункуева С.Н.

протокол №____

от «____»__________      2022г

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

__________Янжимаева Т.В.

от «___»__________      2022г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

__________ Ламуев В.С.

приказ №______

от «___»__________      2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ для 1 КЛАССА

на  2022-2023 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю -2, всего за год 66

УЧИТЕЛЬ: БУДАЕВА БАИРМА СЕРГЕЕВНА

КАТЕГОРИЯ: ПЕРВАЯ

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ-.Е.Б.Очировой, В.Н.Очировой,Л.Д.Доржиевой, С.И.Аюшиевой        

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК- Е.Б.Очировой, В.Н.Очировой,Л.Д.Доржиевой, С.И.Аюшиевой- Yзэглэл 1кл, Буряад хэлэн 1кл        

с.Верхняя Иволга

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой язык является средством коммуникации людей, их влияния друг на друга, а также средством познания окружающей действительности, одновременно язык выполняет функцию сохранения традиционной культуры народа, на нем фиксируются произведения устного народного творчества, создаются литературные произведения, и, наконец, родной язык любого народа выражает особенность его национального самосознания.

Поэтому изучение «Родного (бурятского) языка», который преподается в статусе родного в общеобразовательных организациях Республики Бурятия и регионов Российской Федерации, имеет особое значение в познании учащимися окружающей поликультурной действительности, сохранении культуры родного народа, в формировании национального самосознания и культуры поведения в поликультурном обществе.

Примерная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

1.Конституция Российской Федерации;

2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);

5.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);

6.Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/20 от 2 июня 2020 г.);

7.Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).

8.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

9.Положение о рабочей программе МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

В основу реализации Примерной рабочей программы заложен системно-деятельностный подход, являющийся основным подходом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Примерная рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Данная программа является основой для составления рабочих программ по учебному предмету «Родной (бурятский) язык» для 1-4 классов уровня начального общего образования Организаций Республики Бурятия и регионов Российской Федерации, в которых учебный предмет изучается в статусе родного.

Общая характеристика

учебного предмета «Родной (бурятский) язык» для 1-4 классов начального общего образования

«Родной (бурятский) язык», изучаемый на уровне начального общего образования, представляет собой часть единого целого и преемственно связан с его изучением на предыдущем (дошкольном) уровне и последующих (основном, среднем) уровнях общего образования.

В современный период огромное значение придается функциональности изучения учебных предметов в школе. Сказанное имеет направленность на результаты изучения родного (бурятского) языка, а именно на предоставление возможности обучающемуся научиться бегло и осознанно читать, правильно писать на родном бурятском языке, свободно говорить на нем, с легкостью воспринимать и понимать направленную бурятскую речь, а также изучать теорию родного (бурятского) языка.

Примерная рабочая программа изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования состоит из двух модулей (разделов):

1) Обучение грамоте и развитие речи;

2) Изучение грамматики, правописания и развитие речи.

Данная примерная рабочая программа по родному (бурятскому) языку отвечает современным требованиям, возрасту обучающихся начального общего образования и уровню их развития.

К изучению родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования предъявляются иные требования. Потому основные ориентиры примерной рабочей программы по родному (бурятскому) языку на уровне начального общего образования представляются как:

1. Формирование и развитие письма как деятельности.

2. Формирование и развитие коммуникативных умений.

3. Формирование и развитие языковых понятий, знаний и умений как способов решения различных языковых, коммуникативных, исследовательских задач.

В соответствии с примерной рабочей программой изучения родного (бурятского) языка в начальной школе основной деятельностью младшего школьника выступает письмо как деятельность. Данный приоритет объясняется тремя основаниями:

1) В образовании младшего школьника письмо предстает как особый вид деятельности, как система особых учебных действий, которые вводятся впервые, и это особым образом мотивирует детей, формирует у них особые ценностные интересы и ориентиры;

2) В процессе формирования умений писать, формирования различных учебных действий, связанных с письмом, младшие школьники одновременно знакомятся с лингвистическими понятиями на бурятском языке;

3) Выполнение различных письменных действий на родном (бурятском) языке способствует отработке учебных действий с языковым материалом, материалом из теории бурятского языка, а различность ситуаций выполнения письменных заданий формирует универсальные учебные действия.

Второй не менее значимый приоритет отдается формированию и развитию умений общаться на родном (бурятском) языке. Определяются следующие положения:

1) Начальный уровень общего образования обеспечивает основы изучения слова, знакомит с уровнями его значения, его прагматики и функционирования в речи носителя;

2) Младшим школьникам предоставляется возможность осмыслить особенности речи на бурятском языке, письменной и устной; типов устной речи (диалог, монолог); главной формы письменной речи – текста и функциональных его типов (повествование, описание, рассуждение); а также предоставляется возможность сформировать у них умения применять типы и формы речи в практике собственного общения;

3) Младшие школьники знакомятся с речевым этикетом бурятского народа.

Третий приоритет – формирование языковых понятий (фонетических, графических, лексических, морфологических, синтаксических, текстовых знаний и умений) как способов решения языковых, коммуникативных и исследовательских задач как в знакомых, так и новых ситуациях.

1) Младшие школьники начинают систематическое изучение курса «Бурятский язык», знакомятся с единицами языка, а также единицами речи, учатся проводить мини-исследования в области языка, фольклора и пр.;

2) В процессе систематического изучения курса «Бурятский язык» у младших школьников формируются основные понятия, знания и умения отрабатываются при решении различных языковых задач, сформулированных на вариативности и индивидуализации, уровнях владения родным языком.

Курс родного (бурятского) языка, изучаемый на уровне начального общего образования, и реализация указанных выше трех подходов организуется в процессе изучения его разделов.

Выделяется пять разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». Все пять разделов имеют одинаковую значимость, они взаимозависимы и взаимообусловлены, а процесс их изучения становится основой для формирования универсальных учебных действий и достижения результатов, обозначенных в ФГОС НОО.

Реализация программных целей и задач изучения родного (бурятского) языка в начальной школе обеспечена учебно-методическими комплексами: учебники («Yзэглэл» 1 класс, «Буряад хэлэн» 1-4 классууд) и их электронные формы; рабочие тетради («Yзэглэл» 1 класс, «Буряад хэлэн» 1-4 классууд), методические рекомендации по изучению УМК («Yзэглэл» 1 класс, «Буряад хэлэн» 1-4 классууд), контрольно-диагностические задания (Шалгалтын хүдэлмэринүүд. 2-4 классууд), сборник диктантов (Диктантнууд. 1-4 классууд).

«Родной (бурятский) язык», изучаемый на уровне начального общего образования, содержательно связан с уровнем основного общего образования, закладывает основы указанных выше умений и решает задачи обеспечения знания своего родного языка обучающимися, формирования у них основ национального самосознания и развития их устной и письменной речи.

Цели и задачи изучения предмета

«Родной (бурятский) язык» на уровне

начального общего образования

Изучение учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

начального общего образования направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания, а также на развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном бурятском языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном бурятском языке.

Цели изучения учебного предмета «Родной (бурятский) язык» 1-4 классы на уровне начального общего образования общеобразовательных организаций:

- научить обучающихся читать, писать и общаться на родном языке;

- познакомить учащихся с родным (бурятским) языком как наукой.

Задачи изучения учебного предмета «Родной (бурятский) язык» 1-4 классы на уровне начального общего образования общеобразовательных организаций:

1. Организовать одновременное изучение родного языка и формирование мыследеятельности на нем, основываясь на принципе единства языка и мышления.

2. Научить читать на родном (бурятском) языке бегло, правильно, осознанно и выразительно.

3. Научить понимать традиции и обычаи, ценностные ориентиры, мудрость родного народа.

4. Воспитать любовь и уважительное отношение родной земле, родному тоонто, родному языку, родному народу, а также ко всем народам России и мира.

5. На каждом учебном занятии развивать родную (бурятскую) речь обучающихся, обогащать ее, научить их содержательно и последовательно излагать мысли на литературном бурятском языке в устной и письменной речи, а также сформировать умения и навыки безошибочного письма.

В основе практической направленности обучения родному (бурятскому) языку лежит компетентностный подход, реализация которого осуществляется на основе формирования у обучающихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает способность обучающихся к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, а также соблюдение социальных норм речевого поведения. Формирование коммуникативной компетенции направлено, в первую очередь, на развитие умений обучающихся в области основных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо).

Формирование языковой компетенции предполагает владение знаниями о языке, его средствах, богатстве лексического состава, а также обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, освоение норм родного (бурятского) языка.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение основами науки о родном (бурятском) языке, сведениями о языке как о знаковой системе и общественном явлении, усвоение понятийной базы курса родного (бурятского) языка, формирование представлений об устройстве языка, овладение способами действия, обеспечивающими опознавание языковых явлений и их употребление в речи.

Культуроведческая компетенция направлена на овладение первоначальными знаниями об истории родного (бурятского) языка, о бурятском речевом этикете, осознание бурятского языка как формы выражения национальной культуры бурятского народа.

Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

для 1-4 классов начального общего образования

Обучение грамоте и развитие речи является пропедевтическим курсом по отношению к изучению собственно родного (бурятского) языка в начальной школе. В данный период обучающиеся учатся читать на родном (бурятском) языке, обучаются первоначальным навыкам письма на родном (бурятском) языке.

Одновременно учащиеся знакомятся с системой родного (бурятского) языка. Отмеченное происходит как:

-знакомство со звуками и буквами бурятского языка посредством сравнительного подхода, выделение звуков из звучащей речи и определение того, какой это звук;

-осмысление различий гласных звуков как звуков переднего ряда и заднего ряда, а также звуков нейтрального ряда через последовательное изучение группы гласных звуков;

-знакомство с буквами бурятских гласных как определяющий фактор для формирования навыков чтения на бурятском языке;

-выделение согласных звуков и определение их звонкости и глухости, твердости и мягкости;

-знакомство с тем, как на письме записываются предложения различных модальных признаков и эмоциональной окраски.

В указанный период учащиеся также учатся произносить звуки бурятского языка, показывать их модель, буквенное значение, учатся писать буквы различных звуков, делят слова на слоги, слоги на звуки, учатся выделять из звучащего высказывания отдельные слова, слоги, звуки.

В то же время первоклассники в практическом плане учатся моделировать и писать слова на бурятском языке в соответствии с законом сингармонизма гласных, также обучающимся дается возможность осмыслить значение слов и познакомиться с самыми частотными случаями словообразования имен существительных.

Изучая слово, обучающийся на практике понимает, что слово не только произносится, но и что-либо обозначает и имеет значение. Дети моделируют слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Когда учащийся учится ставить вопросы к словам, он осознает связь слов в представленных в учебнике текстах. Ему дается возможность осмыслить такое морфологическое понятие, как форма слов в бурятском языке, он начинает знакомство с различными грамматическими моделями бурятского языка.

В период обучения грамоте учащиеся знакомятся с понятиями ‘предложение’ и ‘текст’. Это происходит в их практической деятельности. Учащиеся осознают, что каждое предложение на письме начинается с заглавной буквы, их конец обозначается точкой, а каждое слово записывается отдельно от предыдущего слова и следующего за ним словом. В устной речи каждое предложение отделяется особой интонацией. Дети учатся выделять предложения, как из письменного, так и из звучащего текста. Также им дается возможность распространять собственные высказывания и предложения.

 Когда учащиеся начинают читать тексты, они в практическом плане осмысливают и постепенно осваивают принципы его прочтения и обучаются чтению как деятельности.

Изучение грамматики, правописания и развитие речи начинается в первом классе и продолжается в течение дальнейших трех лет.

Во второй половине первого класса начинается изучение основ грамматики и правописания на родном (бурятском) языке. В этот период времени обучающиеся отрабатывают навыки письма и чтения на бурятском языке, отрабатывают понятия ‘звуки и буквы’, ‘слово’, ‘предложение’, ‘текст’.

Таким образом, начинается изучение собственно бурятского языка по разделам «Предложение и текст», «Слово», «Секреты речи».

Изучение грамматики, правописания и развитие речи начинается со второго класса и имеет концентрический способ изучения. Согласно указанному выше способу, выделяются три концентра - раздела.

Концентр «Предложение и текст». Главная цель его изучения на учебных занятиях по бурятскому языку в начальной школе – это формирование и развитие правильной речи, представление основ изучения бурятской речи в начальной школе.

1 класс. После обучения грамоте учащиеся в процессе выполнения практических заданий отрабатывают понятия ‘предложение’, ‘текст’, учатся записывать предложения и тексты, а также списывать их.

2 класс. Обучающиеся актуализируют для себя главные признаки предложений, повторяют их, а именно знания о том, что предложение состоит из слов, показывает законченную мысль, в предложении слова связываются между собой, к словам, вошедшим в состав предложения можно ставить вопросы. Учащиеся знакомятся с вопросительными, повествовательными и восклицательными предложениями, отрабатывают умения представления на письме указанных видов предложений. Дети отрабатывают способы прочтения предложения с различными интонациями, а также составляют их.

В процессе обучения учащиеся более глубоко осмысливают и осознают такие признаки текста, как содержательная связь предложений, основная мысль текста, которая, в том числе, может быть задана и названием текста. Перед чтением текста, во время его чтения и после его прочтения учащиеся занимаются прогностическим, актуальным и рефлексивным пониманием его содержания. Поэтому на учебных занятиях бурятского языка учащиеся применяют учебные действия занятий по литературному чтению на родном (бурятском) языке.

3 класс. Расширяется представление обучающихся о понятии ‘предложение’ посредством введения понятий ‘повествовательное предложение’, ‘вопросительное предложение’, ‘восклицательное предложение’, дается возможность осознать, в каких ситуациях речевого общения применяются указанные виды предложений, и как они интонируются. Выделяя из предложений сочетания слов, обучающиеся осознают связь слов в предложениях; учатся различать распространенные и нераспространенные предложения, на практическом уровне выделяют члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение) и осмысливают их роль в предложении.

4 класс. Продолжается работа по развитию текстовых, синтаксических умений. Осуществляется знакомство с понятием ‘однородные члены предложения’, изучаются средства их связи, дается понятие ‘союз’. Особое внимание уделяется пониманию учащимися роли пунктуации в предложениях. В процессе анализа предложений учащимся дается возможность осмыслить и узнать виды связи слов в предложении, как взаимная связь между подлежащим и сказуемым, связь по падежу, связь по смыслу. А также даются различные ситуации для понимания того, как учащийся может формулировать свою мысль, чтобы в процессе общения быть понятым, и чтобы самому понимать других.

Концентр «Слово».  Это один из основных разделов – концентров, изучаемых на учебных занятиях по бурятскому языку в начальной школе.

Слово как основная дидактическая единица изучения бурятского языка в начальной школе характеризуется следующими аспектами его изучения:

1. Слово произносится, потому имеет звуковую оболочку, звуки (фонемы) на письме записываются посредством букв.

2. Слово что-либо называет, имеет лексическое значение и применение в речи. Выделяются слова-антонимы, слова-синонимы, слова-омонимы. Слова бывают заимствованными.

3. Слова связываются между собой. Слова выделяются как части речи, обозначают предмет, признак, действие и т.д. Слова имеют различные грамматические значения.

4. Слово делится на части, имеет свой состав, слово может быть образовано от других слов.

1-2 классы. Действия по изучению, наблюдению над словом развивают и совершенствуют фонетические умения, когда из звучащего слова выделяются звуки гласных и согласных, при произнесении слова, учащиеся учатся характеризовать, какой звук гласного услышали (либо краткий, либо долгий, либо звук дифтонга), какой звук согласного услышали (либо звонкий, либо глухой; либо твердый, либо мягкий). Обучающиеся учатся правильно произносить звуки, слышать их, воспринятое слово передавать буквами, производить звуко-буквенный анализ слов, и звуковое и буквенное моделирование слов.

Изучение фонетики обеспечивает основу для формирования орфографических умений и навыков – изучая звуки и буквы, учащиеся на практике знакомятся с правилами написания гласных (сингармонизм гласных, вокализм гласных, преломление гласных), анализируют слова и сравнивают написание в них гласных ү - у; үү - уу; үй - уй.

2 класс. Учащиеся овладевают умением списывать и на практическом уровне осмысливают указанные выше правила правописания гласных, одновременно у них формируются действия самоконтроля и самооценки.

3 класс. Правила правописания, изученные во втором классе, повторяются и отрабатываются в измененных ситуациях практических заданий. В третьем классе учащиеся в процессе списывания называют правила написания и по критериям оценивают собственное списывание. 

 «Состав слова», «Словообразование» – эти специальные темы начинают изучаться со второго класса. Учащиеся знакомятся с понятиями ‘однокоренные слова’, ‘родственные слова’, они учатся выделять корень слова, отличать родственные слова от форм одного слова.

В третьем классе учащиеся в практическом аспекте узнают о словообразовании в бурятском языке, на практике познают аффиксальный способ словообразования, затем так же на практике знакомятся с понятиями ‘производная основа’, ‘производящая основа’, учатся выделять в словах корень и суффикс, окончание.

В четвертом классе изучение тем «Состав слова», «Словообразование» организуется как закрепление изученного и дальнейшее развитие словообразовательных умений и умений анализировать состав бурятских слов в прямой зависимости с изучением частей речи.

Слово – предмет лексики. Учащиеся осознают, что слова обозначают предметы и явления окружающей действительности. Данный признак слова осмысливается и осознается в каждом классе начальной школы. Учащиеся имеют возможность узнать значение слова, работая со словарями. В практической деятельности, изучая части речи, учащиеся знакомятся с синонимами, антонимами, омонимами, многозначностью слов, их переносным значением.

Слово – предмет морфологии. Представление слова как морфологической категории определяет иное его понимание посредством абстрагирования в общие грамматические значения ‘предметность’, ‘процессуальность’, ‘признаковость’, а также ‘количество’, ‘указание на предмет’, ‘признак действия’.

В первом и во втором классах учащиеся группируют слова по вопросам, на которые они отвечают ((1) что? (2) что делает? (3) какой?), характеризуют, что это слова, называющие предметы, действия предмета, признаки предметов. Затем – после введения названий частей речи – соотносят группы слов с ними, абстрагируют, определяют, что указанные группы слов обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, узнают практическим способом такие грамматические категории, как «множественность», «форма слова», знакомятся со средствами представления множественности, анализируют и сравнивают формы слов, узнают о связи слов в предложении.

В третьем и четвертом классах основными темами для изучения становятся темы, связанные с изучением частей речи бурятского языка.

В третьем классе изучаются падежные формы имен существительных без введения названий падежей. Учащимся дается возможность понять, когда появляется необходимость в формообразовании имен существительных. Одновременно формы слов имен существительных рассматриваются под углом их функционирования в речи. В прямой зависимости от формообразования имен существительных учащиеся знакомятся с послелогами (со служебными словами), которые не отвечают на вопрос, однако помогают именам существительным связываться с другими словами в высказываниях, предложениях.

В четвертом классе изучаются такие части речи, как местоимение, имя числительное, наречие. Обучающиеся осознают их роль в предложении, более глубоко осознают виды грамматической связи членов предложения (по смыслу, по падежу, по времени, взаимная связь). Учащиеся знакомятся с признаками и правописанием самых употребительных частиц (служебных слов).

Изучение частей речи способствует более полному осознанию их роли в предложении, активности их применения в речи, учащиеся, группируя слова, выявляют их синонимические и антонимические связи.

Таким образом, изучение на учебных занятиях по бурятскому языку в начальной школе концентров «Предложение и текст», «Слово» определяет практическое знакомство обучающихся с системой бурятского языка, его уровнями, как звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст, а также со взаимозависимостью названных уровней.

Концентр «Секреты речи» – это особый блок программы. Его целевой ориентир – развитие речи младших школьников. Развитие речи на учебных занятиях по бурятскому языку начальной школы осуществляется по следующим направлениям:

1. Обогащение и активизация словарного запаса младших школьников. Оно связано с осознанием детьми значения слова, его многозначности, а также с различными учебными действиями, в том числе с действиями классификации слов по разным основаниям, в том числе по различным темам, составления синонимического и антонимического ряда слов, ряда однокоренных слов, а также с работой со словарями и словниками и пр.

2. Развитие грамматической стороны речи. Учащимся дается возможность понять, что при общении людей применяются особые грамматические модели, конструкции, а потому они узнают о связи слов в высказываниях, предложениях, о связи предложений в тексте (последовательность, логика), у них формируются и развиваются умения строить грамматические модели, предложения, они учатся передавать собственные мысли кратко и распространенно.

 3. Развитие связной речи. Учащимся дается возможность самим самостоятельно порождать речь и передавать ее в устной и письменной формах. Учащиеся учатся разговорной речи, учебному диалогу и составлению различных текстов, в том числе и творческих (сочинение, эссе). Дети знакомятся с функционально-смысловыми типами речи, стилями речи.

4. Развитие выразительной стороны речи. Организуется формирование и развитие у учащихся содержательной, правильной, выразительной, четкой речи.

Место учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

для 1-4 классов в учебном плане начального общего образования

Учебный предмет «Родной (бурятский) язык» входит в обязательную часть примерного учебного плана начального общего образования.

1 класс – 64 часа (3 ч. в неделю – с сентября по февраль, 2 часа – с февраля по май-22ч);

Для интенсивного и более углубленного изучения родного (бурятского) языка образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения (бурятского) родного языка, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также за счет курсов внеурочной деятельности, организуемую в формах, отличных от урочных, предусматривающие проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы.

2)СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 «Үзэглэл» (Обучение родной (бурятской) грамоте).

Фонетика. Звуки речи

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, кратких, долгих гласных и дифтонгов, звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных. Деление слов на слоги. 

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с бурятским алфавитом.

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

-раздельное написание слов;

-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

-перенос слов по слогам;

-правописание букв э, ю, я, е в словах;

-правописание мягкого знака (ь) в словах;

-знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

 Различение слова и предложения. Работа с предложением: определение начала и конца предложения, выделение слов, определение их порядка.

Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. 

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинам, серии сюжетных картинок, из опыта и наблюдений, на основе опорных слов. Практическое овладение диалогической формой речи.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, слогов, слов, словосочетаний и предложений. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

«Үзэглэл» (Обучение родной (бурятской) грамоте). 1 класс

Подготовительный период. Моя Бурятия – край мира и согласия. Что такое слово? Из чего состоят слова? Что такое слог? Какие звуки называются гласными? Модель гласных звуков. Какие звуки называются согласными? Модель согласных звуков. “Чтение” слов по моделям, соотнесение, составление слов.

Обучение грамоте. Ознакомление с группами гласными звуков и их буквами. Гласные звуки [а], [а:], [ӕ]. Буквы Аа; Аа аа; Ай ай. Гласные звуки [о], [о:], [œ]. Буквы О о; Оо оо; Ой ой. Гласные звуки [у], [у:], [уи]. Буквы У у; Уу уу; Уй уй. Произнесение гласных букв, специфика кратких, долгих гласных и долгих гласных дифтонгов. Различение понятий ‘звук’ и ‘буква’. Соотнесение моделей и звуков, “прочтение моделей”. Написание гласных букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов.

Ознакомление с группой сонорных согласных звуков [н], [м], [л] и их буквами Н н; М м; Л л. Понятие ‘звонкий согласный’. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Гласные звуки [и], [и:]. Буквы И и; Ии ии. Гласные звуки [и:], [ы:], буква ы. Понятие ‘мягкий согласный’, ‘твердый согласный’. Мягкие звуки букв н, м, л. Чтение слогов с мягкими согласными. Понятие ‘текст’. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Группа согласных звуков и букв. Согласный звук [ш], буквы Ш ш. Понятие ‘глухой согласный’. Специфика звука [ш]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х х. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [һ], буквы Һ һ. Специфика звука [һ]. Различие звуков [х] и[һ]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г г. Согласные звуки [т], [т'], буквы Т т. Согласные звуки [д], [д'], буквы Д д. Согласные звуки [б], [б'], буквы Б б. Согласный звук [с], буквы С с. Специфика звука [с]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с группами гласных звуков и их буквами. Гласные звуки [э], [э:]. Буквы Э э; Ээ ээ; Эй эй. Гласные звуки [ү], [ү:], [үи]. Буквы Ү ү; Үүүү; Үйүй. Гласный звук [ө:], буквы Өө өө.

Введение орфографического правила – написания в основах слов букв ээ-эй, словарных слов.

Введение орфографического правила – написания в словах ү-у; үй-уй.Различие слов на основе закона сингармонизма, слова с гласными мужского ряда, слова с гласными женского ряда. Написание гласных в указанных словах. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [ж], буквы Ж ж. Согласный звук [з], буквы З з. Специфика звуков [ж], [з]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с группой йотированных гласных. Буквы йотированных гласных Яя; Е е; Е е; Ю ю. Ознакомление с ‘работой’ йотированных гласных в словах. Чтение слов с йотированными гласными. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Буква ь (мягкий знак). Буквы ь и ъ (разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак). Ознакомление с ‘работой’ букв ь и ъ в словах. Чтение бурятских слов с мягким и разделительным мягким знаками. Чтение заимствованных с русского языка слов с ъ разделительным твердым знаком. Написание букв, сочетаний букв, слогов, слов. Чтение текстов.

Ознакомление с группой согласных звуков и букв заимствованных слов. Звуки [к], [к'], буквы К к. Звуки [в], [в'], буквы В в. Звуки [п], [п'], буквы П п. Звуки [ф], [ф'], буквы Ф ф. Звук [щ'], буквы Щ щ. А также с согласными звуками [ч'], [ц] и буквами Ч ч; Ц ц.

Специфика звуков. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Послебукварный период. «Үзэглэл» Г. Чимитов. Чтение. Написание слов, предложений. Списывание. Контрольная работа.

Грамматика, правописание и развитие речи

Звуки и буквы. Повторение изученного на этапе обучения бурятской грамоте. Гласные звуки и их буквы (краткие, долгие, дифтонги), их произнесение, прочтение, написание. Чтение учебных сказок о долгих гласных. Специфика долгих гласных. Правила написания гласных ээ - эй. Правила написания гласных по законам сингармонизма и вокализма (последовательности). Йотированные гласные, «работа» йотированных гласных в словах. Написание слов с йотированными гласными.

Согласные звуки и буквы. Различие звонких и глухих согласных. Произнесение, прочтение и написание слов, сочетаний слов с буквами һ и х. «Работа» ь (мягкого знака), мягкие и твердые согласные.

Правила переноса слов. Бурятский алфавит.

Слово и предложение, текст. Повторение изученного на этапе обучения бурятской грамоте. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, их вопросы, отличия, группировка и классификация слов. Заимствованные слова: расширение понятия, написание заимствованных слов, оканчивающихся на согласную букву (сочетание согласных). Правила написания собственных имен (фамилии, имена, отчества; клички животных; названия государств, поселений, местностей, гор, рек, озер).

Правила оформления на письме видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные). Правила оформления на письме текстов. Составление текста из деформированного текста, предложения из деформированного предложения.

Списывание и развитие речи. Алгоритм списывания. Чтение текстов, ответы на вопросы, рассказывание. Контрольная работа.

3) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БУРЯТСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты освоения

учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

Изучение родного (бурятского) языка становится средством достижения результатов ФГОС НОО через формирование у обучающихся следующих личностных результатов:

а) формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;

б) ценностные установки и социально значимые качества личности;

в) активное участие в социально значимой деятельности.

Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Метапредметные результаты освоения

учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

а) универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);

б) универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);

в) универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);

Предметные результаты

учебного предмета «Родной (бурятский) язык»

1 класс

  • различать высказывание и речь, предложение и текст;
  • выделять из звучащего слова и называть по отдельности звуки, не путать понятия ‘звук’ и ‘буква’;
  • читать, опираясь на закон сингармонизма гласных, на родном (бурятском) языке;
  • различать гласные и согласные звуки, различать гласные звуки (краткие, долгие, дифтонги), различать согласные звуки (звонкие – глухие), (твердые – мягкие);
  • понимать главную роль гласных звуков, иметь представление о сингармонизме, вокализме гласных корня;
  • знать «работу» йотированных букв, мягкого знака;
  • делить слова на слоги, переносить слова;
  • составлять, читать «модели» слов;
  • знать бурятский алфавит;
  • иметь представление о словах, отвечающих на вопросы кто? что? и называющих предмет;
  • иметь представление о словах, отвечающих на вопрос что делает? и называющих действие предмета;
  • иметь представление о словах, отвечающих на вопрос какой? и обозначающих признаки предмета;
  • иметь представление о заимствованных словах;
  • писать слова с прописной буквы;

писать слова, оформлять правильно предложение, текст, ставить на конце предложений необходимые знаки препинания

4)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Основные  виды деятельности

Дата проведения

Электр.цифр.образов.ресурсы

План

Фак-ки

                                                                                                   Подготовительный период

1

 Моя Бурятия – край              

мира и согласия

1ч.

Общение, учебный диалог по темам «Бурятия – мой край родной», «Кто такой ученик?», представление учащимися прав и обязанностей учащихся на уроках бурятского языка.

Ознакомление с понятиями «устная речь» и «письменная речь», понимание их различий на уровне сказанное и написанное.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

2-3

Что называет слово?

Из чего состоят  слова?      

 

2 ч.

Ознакомление с понятием «слово». Называние различных слов, их группировка.

Понимание того, что звучащие слова состоят из слогов и звуков, выделение и называние слогов и звуков.

Понимание основного различия звуков гласных от звуков согласных.

Моделирование слова, его слогов и звуков. Различение моделей звуков. Отработка моделирования.

“Чтение” слов по моделям, соотнесение, составление слов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

Обучение грамоте

4-5

Гласные звуки [а],            

[а:], [ӕ]. Буквы Аа; Аа аа; Ай ай

 Различение понятий ‘звук’ и ‘бу  Ознакомление с моделями звуков кратких гласных, звуков долгих гласных звуков долгих гласных дифтонгов.  Соотнесение моделей и звуков, “прочтение моделей”.

Написание гласных букв прописных и строчных, написание сочетаний букв.Ознакомление с группой мужских гласных.Представление о написании букв мужских гласных в одном слове.Отработка написания.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

6-7

Гласные звуки [о], [о:], [œ]. Буквы О о; Оо оо;

Ой ой

8-9

Гласные звуки [у], [у:],

и]. Буквы У у; Уу уу;

Уйуй

10-11

Согласные звуки [н], [м],

[л]. Буквы Н н; М м; Л л

2ч.

Ознакомление с понятием ‘звонкий согласный’.

Понимание навыка чтения различных слогов с

 группами гласных. Отработка навыка чтения

слогов, слов, предложений.

Написание букв прописных и строчных,

написание сочетаний букв, слогов, слов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

12-13

Гласные звуки [и], [и:].

Буквы И и; Ии ии

Применение моделей звуков кратких

гласных, звуков долгих гласных.

Соотнесение моделей и звуков,

“прочтение моделей”.

Написание гласных букв прописных и

строчных, написание сочетаний букв.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс].Режимдоступа:https://buryadxelen.com/Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

14-15

Гласные звуки [и:],

[ы:],буква ы. Мягкие

звуки букв н, м, л

Различение звуков долгих гласных

[и:], [ы:].

Ознакомление с понятием «мягкий

согласный». Моделирование звуков.

Различение понятий ‘мягкий согласный’,

‘твердый согласный’.  

Чтение слогов с мягкими согласными.

Ознакомление с понятием ‘текст’.

Написание букв прописных и строчных,

 написание сочетаний букв, слогов, слов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

16-17

Согласный звук [ш],

буквы Ш ш.

Ознакомление с понятием

‘глухой согласный’.  

Моделирование звука.

Различение звуков глухих и

звонких согласных.

Понимание специфики звука

[ш], звука [һ], звука [с]

как звуков, имеющих только

твердое звучание.

Различие звуков [х] и [һ] при

аудировании, чтении и

 говорении.

Отработка навыка чтения

слогов, слов, предложений.

Чтение текстов.

Написание букв прописных

и строчных, написание сочетаний

 букв, слогов, слов.

Организация проектной

работы классом.

Ознакомление с моделями

звуков кратких гласных,

звуков долгих гласных и

звуков долгих гласных дифтонгов.

Соотнесение моделей и звуков,

“прочтение моделей”.

Написание гласных букв прописных и строчных, написание сочетаний букв.

Ознакомление с группой женских гласных. Представление о написании букв женских гласных в одном слове. Написание гласных в указанных словах.

Различие слов с гласными мужского ряда, слова с гласными женского ряда.

Введение орфографического правила – написания в основах слов букв ээ-эй, словарных слов.

Отработка написания.

Организация проектной работы классом.

 

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

18-19

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х х

20-21

Согласный звук [һ],  

буквы Һ һ

22-23

Согласные звуки

[г], [г'], буквы Г г

24-25

Согласные звуки

[т], [т'], буквы Т т

26-27

Согласные звуки

[д], [д'], буквы Д д

28-29

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б б

30-31

Согласный звук

с], буквы С с

32-33

Гласные звуки [э],

[э:]. Буквы Э э;  

Ээ ээ; Эй эй

34-35

Гласные звуки [ү],  

[ү:], [үи]. Буквы Ү  

ү; Үү үү; Үй үй

3637

                 

Гласный звук [ө:], буквы  Өө өө

38-39

Согласный звук

[ж],       буквы Ж ж

Понимание специфики звуков [ж], [з]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

40-41

Согласный звук [з],

буквы З з

42-43

Буквы йотированных

гласных Яя; Е е; Ё ё; Ю ю

Ознакомление с группой йотированных гласных. Буквы йотированных гласных Я я, Яа яа; Е е, Еэ еэ; Ё ё, Ёо, ёо; Ю ю, Юу юу.

Ознакомление с ‘работой’ йотированных гласных в словах. Чтение слов с йотированными гласными. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

44-45

Буква ь (мягкий знак)

Ознакомление с ‘работой’ букв ь и ъ в словах.

Чтение бурятских слов с мягким и разделительным мягким знаками.

Чтение заимствованных с русского языка слов с ъ разделительным твердым знаком. Представление о заимствованных словах.

Написание букв, сочетаний букв, слогов, слов. Чтение текстов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

46-47

Буквы ь и ъ

(разделительный

мягкий знак и  

разделительный  

твердый знак)

48-49

Согласные звуки и

Буквы заимствованных

Слов.Согласные звуки и буквы заимствованных

слов [к], [к'], К к

Ознакомление с группой согласных звуков и букв заимствованных слов.

Специфика звуков. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Чтение текстов.

Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Организация проектной работы классом.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

50-51

Согласные звуки и буквы заимствованных слов [в], [в'], В в

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс].Режимдоступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

52-53

Согласные звуки и буквы заимствованных слов [п], [п'], П п

54-55

Согласные звуки и буквы заимствованных слов [ф], [ф'], Ф ф

56-57

Согласный звук [ч'], буквы Ч ч

58-59

Согласный звук [ц], буквы Ц ц

60-61

Согласный звук [щ'], Щ щ

62-63

Гласные звуки и

их буквы

Гласные мужского,  

женского и

нейтрального рядов

Ознакомление с законом сингармонизма гласных. Группировка слов.Чтение слов. Написание слов. Отработка написания

.

Послебукварный период

64

Чтение и письмо текстов.

Развитие речи

«Үзэглэл» Г. Чимитов.

Уншалга. Бэшэлгэ. Шалгалтын хүдэлмэри

Чтение текстов с содержательным анализом.

Постановка вопросов к тексту.

Рассказывание.

Письмо. Списывание.

Организация контроля и оценки

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

«Родной (бурятский) язык»

Тема урока

Кол-во часов

Основные  виды деятельности

Дата проведения

Электр.цифр.образов.ресурсы

План

Фак-ки

1

2

Звуки и буквы

Какой гласный звук называют кратким?

1ч.

Повторение изученного на этапе

обучения бурятской грамоте.

Произнесение,

прочтение гласных звуков кратких, долгих, дифтонгов, написание их букв.

Чтение учебных сказок о долгих гласных. Работа над содержанием.

Повторение о специфике долгих гласных. Ознакомление с правилами написания гласных: ээ-эй, написание гласных по законам сингармонизма и вокализма (последовательности).

Применение знаний о «работе» йотированных гласных в словах. Написание слов с йотированными гласными.

Произнесение, прочтение согласных звуков, написание букв. Различие звонких и глухих согласных.

Произнесение, прочтение и написание слов, сочетаний слов с буквами һ и х.

Применение знаний о «работе» ь (мягкого знака), мягкие и твердые согласные.

Деление слов на слоги. Представление о переносе слов.

Формирование знаний об алфавите.

Представление слов в алфавитном порядке.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

Как записывают долгие гласные звуки?

1 ч.

3

Как записывают дифтонги?

1 ч.

4

Правило написания гласных ээ-эй

1 ч.

5

Как сочетаются гласные буквы в словах?

1 ч.

6

Какова последовательность гласных букв в словах?

1 ч.

7

Какой звук называется согласным?

1 ч.

8

Как отличить звонкий согласный звук от глухого согласного звука?

1 ч.

9

10

Какова «работа» йотированных букв?

1 ч.

Какова «работа» ь (мягкого знака)?

1 ч.

11

Как переносить слова?

1 ч.

12

Бурятский алфавит

1 ч.

13

 

Слово и предложение, текст

Какие слова отвечают на вопрос кто? Что?

1 ч.

Повторение изученного на этапе

 обучения бурятской грамоте.

Актуализация понятий слова-предметы,

слова-действия, слова-признаки.

Постановка вопросов. Различение слов,

представление  отличий, группировка

и классификация слов.

Повторение знаний о заимствованных

 словах: расширение понятия, написание

заимствованных слов, оканчивающихся

на согласную букву (сочетание согласных).

Ознакомление с правила написания

собственных имен (фамилии, имена,

отчества; клички животных; названия

государств, поселений, местностей, гор,

рек, озер). Отработка при выполнении

заданий.

Применение правил оформления на

письме видов предложений по цели

высказывания (повествовательные,

вопросительные) и по эмоциональной

окраске (восклицательные).

Применение правил оформления на

 письме текстов. Составление текста

из деформированного текста.

Составление предложения из ряда форм слов.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

14

Какие слова отвечают на вопрос что делает?

1 ч.

15

Какие слова отвечают на вопрос какой?

1 ч.

16

Как оформляются предложения на письме?

1 ч.

17

Как оформляется текст на письме?

1 ч.

18-22

Списывание.Развитие речи Работа над текстом.

5 ч.

Ознакомление с алгоритмом

списывания. Чтение текстов, ответы

на вопросы, постановка вопросов,

рассказывание.

Контроль и оценка.

Словарь. Учебник. Разговорник [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryat-lang.ru/

Словарь бурятского языка. Буряад хэлэнэй толи. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/buryad_toli

БурДик.[Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rusdelphi.burdic_lite&hl=ru

Бурятско-русский словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://uulen.gazeta-n1.ru/

Сайт электронного учебника бурятского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://buryadxelen.com/

Мультфильмы на бурятском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ehehelen.ru/xxxiv-naadam/

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Бадмаева С.М., Батуева Б.И. Тесты по бурятскому языку. 1-4 кл. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2013.
  2. Базаргуруева Т.Б., Бальжинимаева Д.Д., Дугарова Д.Б. Ошохон / Творческие и тестовые задания для уроков бурятского языка. 1-4 классы. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2014.
  3. Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Ринчинова О.В. Бурятский язык / Контрольно-диагностические работы. 2-4 классы. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2015.

Сборник диктантов. 1-4 классы (сост. Содномов С.Ц.) – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2002.

Список литературы:

  1. Очирова Е.Б., Очирова В.Н., Доржиева Л.Д., Аюшиева С.И. Үзэглэл. / Учебник для 1 класса – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2016.
  2. Очирова Е.Б., Очирова В.Н., Доржиева Л.Д., Аюшиева С.И. Үзэглэл. / рабочая тетрадь для 1 класса, ч.1 – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2016.
  3. Очирова Е.Б., Очирова В.Н., Доржиева Л.Д., Аюшиева С.И. Үзэглэл. / рабочая тетрадь для 1 класса, ч.2 – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2016.
  4. Очирова Е.Б., Очирова В.Н., Доржиева Л.Д., Аюшиева С.И. Бурятский язык. / Учебник для 1 класса – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2016.

Очирова Е.Б., Очирова В.Н., Доржиева Л.Д., Аюшиева С.И. Бурятский язык. / Рабочая тетрадь для 1 класса – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2016.

Лист корректировки рабочей программы по бурятскому языку в 1 классе

Наименование раздела,темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

рабочая программа "Узэглэл"

рабочая программа по бурятскому языку...