Технологическая карта ДПИ 4 класс "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект урока (4 класс)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 минут Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей городецкого промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать разделочную доску). Задачи внеурочного занятия: Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития городецкого промысла; изучить особенности городецкого искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Городца; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам. Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу. Планируемые результаты: Метапредметные: Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования. Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки. Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии. Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodets.docx582.41 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель практики от организации ________________________/________________

(ФИО) (подпись)

Руководитель практики от ОУ______________________/_____________________

(ФИО) (подпись)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна

Дата проведения: ________________

Тема занятия: "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски"

Класс: 4 А»

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей городецкого промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать разделочную доску).

Задачи внеурочного занятия:

Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития городецкого промысла; изучить особенности городецкого искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Городца; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам.

Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования.

Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки.

Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии.

Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: кисти, гуашь, образцы, раздаточный материал.

Этапы
урока, образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации учебной деятельности

1

2

3

4

5

#1054;рганизационный этап.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Словесный

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Андреевна, и сегодня внеурочное занятие проведу я.

- Проверим готовность к занятию.

У вас на парте должны быть: гуашь, кисточки, непроливайка, застеленное рабочее место.

- Итак, начинаем наше занятие. Желаю вам удачи в вашей работе. Пусть всё у вас получится.

Приветствуют учителя и ппроверяют рабочее место .

Ф

II. Актуализация знаний и способов действий.

Словесный

Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

-А вы хорошо помните эти промыслы?

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д. (солярные знаки).

2. Орудие для ручного прядения.

3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

4. Как называется главный угол в избе.

- Народные промыслы.

- Солярные знаки.

- Прялка.

- Вышивка.

- Красный.

Ф

III. Целевой

Объяснение задания.

Словесный, наглядный

- Послушайте, ребята, стихотворение, и правильно определите тему урока.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

- Правильно, сегодня наше занятие посвящено мастер- классу по традиционной Городецкой росписи. Для начала послушайте немного об истории возникновения этой росписи.

На берегу Волги стоит древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий, как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги разграбили и сожгли Городец, но со временем его отстроили заново. Город стоял по соседству с Макарьевской ярмаркой, на которой продавали различный товар, в том числе и изделия, сделанные своими руками.

Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью на ярмарке пользовались прялки, т.к они были оформлены росписью, а со временем мастера стали расписывать игрушки, посуду, мебель, и даже части дома- это ставни, двери, ворота.

Вся Городецкая роспись символична, например, конь в ней является как символ богатства, птица- означает счастье, а цветы как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Еще одна особенность Городецкой росписи в том, что животные изображаются в профиль, а люди только в анфас, и все эти персонажи находятся в окружении прелестных цветков и их гирлянд.

Городецкая роспись выполняется в три этапа:

сначала на изделие наносится фон, обычно он желтого цвета, ведь раньше дерево красили луковой шелухой.

Технические приёмы:

"Обратите внимание на образцы, которые я вам показала, здесь типичные мотивы — цветы и листья."

Секреты Городецкой росписи

- Но сначала вспомним правила техники безопасности перед рисованием:

- Тема урока: «Городецкая роспись.»

"Это рисунок на посуде!"

(Дети внимательно смотрят на образцы и задают вопросы о красках.)

- Сидеть при рисовании нужно свободно и прямо, не горбиться, рисунок держать на расстоянии и всё время сравнивать его с натурой.

Аккуратно работать красками, кистями, карандашами, не размахивать ими перед своим лицом и лицом других людей. 1

Нельзя краски пробовать на вкус.

Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок (скотча), чтобы она не двигалась во время работы.

Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.

Ф

Iv.

Основной Постановка художественной задачи.

Выполнение творческого задания

Словесный, наглядный, практический

Секреты мастеров: в начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.

- На отдельном листе вместе со мной заполняем уже нарисованный контур разделочной доски цветом.

1. Городецкая роспись выполняется в три этапа

  • Первый — подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
  • Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

2. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания. (Рисуем их по бокам.)

  • Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордо-вым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона.
  • У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

 Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Городецкие листья (Рисуются рядом с цветами.)

  • очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
  • Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Городецкая птица (рисуется в центре)

  • является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги.

Городецкая птица

- У всех получилось?

(Выполняют распоряжения учителя.)

- Да.

Ф

V. Рефлексия

Словесный

- Ребята, кто закончил, поднимите свои работы. Посмотрим, что у нас получилось.

- Какие они у вас красивые и интересные. Молодцы!

(Учитель оценивает и комментирует каждую работу.)

- Давайте подведём итоги нашего внеурочного занятия.

- Чему мы сегодня научились?

- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

- Сложно ли вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, мы ведь еще только учимся!

- Что ж, наша внеурочное занятие подошло к концу! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать! Всем спасибо, до свидания!

- Расписывать посуду в технике Гжель.

- Да.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта ДПИ 4 класс "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность ...

Технологическая карта ДПИ 4 класс "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 м...