Технологическая карта ДПИ 4 класс "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект урока (4 класс)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 минут Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей хохломского промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать бумажный поднос). Задачи внеурочного занятия: Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития хохломского промысла; изучить особенности хохломского искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Хохлома; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам. Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу. Планируемые результаты: Метапредметные: Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования. Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки. Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии. Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx852.17 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель практики от организации ________________________/________________

(ФИО) (подпись)

Руководитель практики от ОУ______________________/_____________________

(ФИО) (подпись)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯё

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна

Дата проведения: ________________

Тема занятия: "Ххлома как русский народный промысел. Роспись посуды"

Класс: 4 А»

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей хохломского промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать бумажный поднос).

Задачи внеурочного занятия:

Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития хохломского промысла; изучить особенности хохломского искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Хохлома; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам.

Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования.

Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки.

Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии.

Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: кисти, гуашь, образцы, раздаточный материал.

Этапы
урока, образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации учебной деятельности

1

2

3

4

5

#1054;рганизационный этап.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Словесный

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Андреевна, и сегодня внеурочное занятие проведу я.

- Проверим готовность к занятию.

У вас на парте должны быть: гуашь, кисточки, непроливайка, застеленное рабочее место.

- Итак, начинаем наше занятие. Желаю вам удачи в вашей работе. Пусть всё у вас получится.

Приветствуют учителя и ппроверяют рабочее место .

Ф

II. Актуализация знаний и способов действий.

Словесный

Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?

-А вы хорошо помните эти промыслы?

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д. (солярные знаки).

2. Орудие для ручного прядения.

3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

4. Как называется главный угол в избе.

- Народные промыслы.

- Солярные знаки.

- Прялка.

- Вышивка.

- Красный.

Ф

III. Целевой

Объяснение задания.

Словесный, наглядный

- Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём, вы мне скажите сами, послушав стихотворение.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Так о чём это стихотворение, ребята?

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.

Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных.

Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком».

Легенда о возникновении хохломы

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой". И известен этот промысел сейчас не только в России, но и во всем мире. О Хохломе сочиняют стихи. Вот послушайте.

- Но сначала вспомним правила техники безопасности перед рисованием:

- О хохломе

- Сидеть при рисовании нужно свободно и прямо, не горбиться, рисунок держать на расстоянии и всё время сравнивать его с натурой.

Аккуратно работать красками, кистями, карандашами, не размахивать ими перед своим лицом и лицом других людей. 1

Нельзя краски пробовать на вкус.

Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок (скотча), чтобы она не двигалась во время работы.

Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.

Ф

Iv.

Основной Постановка художественной задачи.

Выполнение творческого задания

Словесный, наглядный, практический

- На отдельном листе вместе со мной попробуем порисовать элементы хохломы, чтобы составить композицию.

  • Хохломская роспись делиться на три основных вида: «верховая» или «травная», «под фон» и «кудрина». Особенность хохломской росписи - завиток, от которого завиваются все элементы и используют четыре краски: красную, черную, желтую, зеленую. Обучение кистевой росписи начинается с выполнения элементов «травки» на листе бумаги – осочки, капли, завитки, усики, кустики. Отличительная особенность мазков в том, что они начинаются и заканчиваются концом кисти, а движения всегда закругленные.
  • Узор «травка». «Осочки» и «усики» рисуют концом кисти, «травинки» и «завитки» - нажимая на середину ворса кисти, начинают и заканчивают кончиком кисти. «Кустик» можно начинать рисовать снизу вверх или сверху вниз.

Секреты мастеров: в начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.

- У всех получилось?

- На этом уроке наша основная задача: расписать бумажный поднос. Сначала вы смотрите мой образец, а потом рисуете сами.

(Учитель показывает образец А3 на доске.)

Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи

  • Материалы. Гуашь, кисти №1,3 бумага желтого цвета диаметром 20 см, лист для упражнений.
  • Бутон. Рисуем, друг против друга, два мазка «травки», чтобы получился элемент «сердечко», начинаем с кончика кисточки и заканчиваем отрывистым движением руки. Слева и справа рисуем лепестки, похожие на элемент «стебелек» - удвоенный мазок «запятая», начинаем всегда с кончика кисти. Внизу ставим точку «ножкой» кисти. Украшаем черными «капельками».

  • Цветок. Рисуем вертикальный мазок «капелька». С одной стороны удвоенный мазок «запятая», который длиннее «капельки» и ее огибает. С другой стороны «капельки» такой же элемент, но длиннее. Рисуем также слева, затем справа утроенный мазок и последний слева такой же. Приступаем рисовать нижние лепестки цветка. Справа и слева от нижней части цветка рисуем лепестки похожие на «гусиную лапку», они должны быть длинные. Затем такие же лепестки, сначала один посередине, затем два между ними. Украшаем черными «капельками» все лепестки.
  • Кустик. Начинаем с одной стороны кустика рисовать «осочки» 2-3, затем «травинки» 1-2, большой «завиток» и заканчиваем «капельками». Симметрично рисуем такие же мазки с другой стороны кустика. Украшаем черными «усиками».

(Выполняют распоряжения учителя.)

- Да.

Ф

V. Рефлексия

Словесный

- Ребята, кто закончил, поднимите свои работы. Посмотрим, что у нас получилось.

- Какие они у вас красивые и интересные. Молодцы!

(Учитель оценивает и комментирует каждую работу.)

- Давайте подведём итоги нашего внеурочного занятия.

- Чему мы сегодня научились?

- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

- Сложно ли вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, мы ведь еще только учимся!

- Что ж, наша внеурочное занятие подошло к концу! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать! Всем спасибо, до свидания!

- Расписывать поднос в технике Хохлома.

- Да.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта ДПИ 4 класс "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 м...

Технологическая карта ДПИ 4 класс "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" Класс: 4 А» Продолжительность ...