Технологическая карта ДПИ 4 класс "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект урока (4 класс)
Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Хохлома как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 минут Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей хохломского промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать бумажный поднос). Задачи внеурочного занятия: Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития хохломского промысла; изучить особенности хохломского искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Хохлома; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам. Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу. Планируемые результаты: Метапредметные: Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования. Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки. Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии. Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 852.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель практики от организации ________________________/________________
(ФИО) (подпись)
Руководитель практики от ОУ______________________/_____________________
(ФИО) (подпись)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯё
Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна
Дата проведения: ________________
Тема занятия: "Ххлома как русский народный промысел. Роспись посуды"
Класс: 4 А»
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель внеурочного занятия: ознакомить учащихся с историей хохломского промысла, особенностями гжельской росписи и развить навыки художественного творчества (расписать бумажный поднос).
Задачи внеурочного занятия:
Дидактические (образовательные): рассказать об истории возникновения и развития хохломского промысла; изучить особенности хохломского искусства: наиболее используемые цвета и орнаменты; познакомить с техникой выполнения росписи в стиле Хохлома; совершенствовать умения работать с кистями и гуашью; формировать умение поэтапно выполнять изделие; формировать правила безопасной работы с красками во внеурочном занятии; совершенствовать умение экономно, бережно и аккуратно относятся к материалам и инструментам.
Развивающие: развивать умение перерабатывать полученную информацию; развивать умение преобразовывать информацию из устной формы в практическую – изделие; совершенствовать умение делать выводы по теме; развивать умения слушать и понимать речь других; развивать умения участвовать в диалоге; работать самостоятельно; развивать умения находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт; донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать
Воспитательные: пробуждать интерес к культуре, истории и праздникам своей страны; воспитывать потребность в использовании правил вежливого общения; воспитывать аккуратность в работе воспитывать уважительное отношение к себе, учителю и друг другу.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные УУД: формулировать цели и задачи внеурочного занятия, искать и выделять нужную информацию для её использования.
Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия; производить результаты самооценки.
Коммуникативные: УУД: положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; соблюдать правила общения на занятии.
Личностные: проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
Оборудование: кисти, гуашь, образцы, раздаточный материал.
Этапы | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность | Формы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
#1054;рганизационный этап. Эмоциональная, психологическая | Словесный | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Андреевна, и сегодня внеурочное занятие проведу я. - Проверим готовность к занятию. У вас на парте должны быть: гуашь, кисточки, непроливайка, застеленное рабочее место.
- Итак, начинаем наше занятие. Желаю вам удачи в вашей работе. Пусть всё у вас получится. | Приветствуют учителя и ппроверяют рабочее место . | Ф |
II. Актуализация знаний и способов действий. | Словесный | Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть? -А вы хорошо помните эти промыслы? А теперь ответьте на следующие вопросы: 1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д. (солярные знаки). 2. Орудие для ручного прядения. 3. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу. 4. Как называется главный угол в избе. | - Народные промыслы. - Солярные знаки. - Прялка. - Вышивка. - Красный. | Ф |
III. Целевой Объяснение задания. | Словесный, наглядный | - Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём, вы мне скажите сами, послушав стихотворение. Хохломская роспись – Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы, Рощи – перелески, Шелковые всплески. Солнечно – медовый Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд… Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша хохлома! - Так о чём это стихотворение, ребята? История Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны. Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных. Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали. Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком». Легенда о возникновении хохломы Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. - Но сначала вспомним правила техники безопасности перед рисованием: | - О хохломе - Сидеть при рисовании нужно свободно и прямо, не горбиться, рисунок держать на расстоянии и всё время сравнивать его с натурой. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами, не размахивать ими перед своим лицом и лицом других людей. 1 Нельзя краски пробовать на вкус. Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок (скотча), чтобы она не двигалась во время работы. Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте. | Ф |
Iv. Основной Постановка художественной задачи. Выполнение творческого задания | Словесный, наглядный, практический | - На отдельном листе вместе со мной попробуем порисовать элементы хохломы, чтобы составить композицию.
Секреты мастеров: в начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем. - У всех получилось? - На этом уроке наша основная задача: расписать бумажный поднос. Сначала вы смотрите мой образец, а потом рисуете сами. (Учитель показывает образец А3 на доске.) Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи
| (Выполняют распоряжения учителя.) - Да. | Ф |
V. Рефлексия | Словесный | - Ребята, кто закончил, поднимите свои работы. Посмотрим, что у нас получилось. - Какие они у вас красивые и интересные. Молодцы! (Учитель оценивает и комментирует каждую работу.) - Давайте подведём итоги нашего внеурочного занятия. - Чему мы сегодня научились? - Смогли ли мы достигнуть поставленных целей? - Сложно ли вам было? В чем были сложности? Ну ничего, сложности бывают у всех, мы ведь еще только учимся! - Что ж, наша внеурочное занятие подошло к концу! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать! Всем спасибо, до свидания! | - Расписывать поднос в технике Хохлома. - Да. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с применением игровых технологий....

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...
Технологическая карта ДПИ 4 класс "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" (Сайфутдиновой Е. Р.)
Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Гжель как русский народный промысел. Роспись посуды" Класс: 4 А» Продолжительность занятия: 45 м...
Технологическая карта ДПИ 4 класс "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" (Сайфутдиновой Е. Р.)
Ф.И.О. практиканта: Медведева Валентина Андреевна Дата проведения: ________________ Тема занятия: "Городец как русский народный промысел. Роспись разделочной доски" Класс: 4 А» Продолжительность ...