ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «Туристические узлы» 3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)
план-конспект занятия (3 класс)

Ф.И.О. практикантка: Сайфутдинова Есфирь Рафисовна Дата проведения: Тема занятия: «Туристические узлы» Класс: 3 «Б» Продолжительность занятия: 45 минут. Тип занятия: открытие новых знаний Цель занятия: создание условий для ознакомления обучающихся с приёмами работы с верёвкой, способами и методами её использования. Объяснить значение туристических узлов; их практическое применение; последовательность техники вязания. Задачи занятия: Дидактические (образовательные): - познакомить с историей возникновения узлов, их классификацией; - формировать у обучающихся основные знания по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов; - изучить и совершенствовать практические навыки вязки узлов. Развивающие: - прививать обучающимся устойчивый интерес к занятию туризма; - совершенствовать координацию движений, гибкость  пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий; - развивать  мышление, память, внимание; - совершенствовать   умение  работать  с  информацией. Воспитательные: - воспитывать чувство товарищества и взаимовыручку; - воспитывать бережное отношение к  окружающему миру, историческим и  культурным  ценностям; - воспитывать культуру  поведения. Планируемые результаты: Предметные: - ознакомятся с историей возникновения узлов, их классификацией; - сформируют основные знания по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов; - изучат практические навыки вязки узлов. Метапредметные: - усовершенствуют координацию движений, гибкость  пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий; - разовьют  мышление, память, внимание; - усовершенствуют  умение  работать  с  информацией. Личностные: - приобретут устойчивый интерес к занятию туризма; - воспитают чувство товарищества и взаимовыручку; - воспитают бережное отношение к  окружающему миру, историческим и  культурным  ценностям; - сформируют  культуру  поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch_uzly.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж

Заверено:

Руководитель практики от организации ________________________/________________

(ФИО) (подпись)

Руководитель практики от ОУ______________________/_____________________

(ФИО) (подпись)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. практикантка: Сайфутдинова Есфирь Рафисовна

Дата проведения:

Тема занятия: «Туристические узлы»

Класс: 3 «Б»

Продолжительность занятия: 45 минут.

Тип занятия: открытие новых знаний

Цель занятия: создание условий для ознакомления обучающихся с приёмами работы с верёвкой, способами и методами её использования. Объяснить значение туристических узлов; их практическое применение; последовательность техники вязания.

Задачи занятия:

Дидактические (образовательные):

- познакомить с историей возникновения узлов, их классификацией;

- формировать у обучающихся основные знания по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов;

- изучить и совершенствовать практические навыки вязки узлов.

Развивающие:

- прививать обучающимся устойчивый интерес к занятию туризма;

- совершенствовать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий;

- развивать мышление, память, внимание;

- совершенствовать умение работать с информацией.

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручку;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, историческим и культурным ценностям;

- воспитывать культуру поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- ознакомятся с историей возникновения узлов, их классификацией;

- сформируют основные знания по технике вязания узлов, положительных и отрицательных качествах узлов, области применения узлов;

- изучат практические навыки вязки узлов.

Метапредметные:

- усовершенствуют координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий;

- разовьют мышление, память, внимание;

- усовершенствуют умение работать с информацией.

Личностные:

- приобретут устойчивый интерес к занятию туризма;

- воспитают чувство товарищества и взаимовыручку;

- воспитают бережное отношение к окружающему миру, историческим и культурным ценностям;

- сформируют культуру поведения.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: ноутбук, проектор.

Этапы
занятия, образовательная задача этапа занятия

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации учебной деятельности

1

2

3

4

5

#1054;рганизационный этап

Эмоциональная, психологическая подготовка

Словесный

-Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Есфирь Рафисовна и сегодня

внеурочное занятие проведу я.

- Садитесь.

Приветствуют учителя.

Садятся.

Ф

II. Актуализация знаний и способов действий

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» новых знаний, выявление затруднений в индивидуальной деятельности обучающихся

Словесный

Наглядный

- Посмотрите на доску. Кто угадает, какая тема нашего занятия будет?

(На доске нарисован узел) Кто скажет, что нарисовано?

- Правильно, сегодня тема нашего занятия – узлы.

- Кто может сказать, что такое узел?

- Молодцы, вы правильно сказали и на занятии мы сначала узнаем историю возникновения узлов, а затем рассмотрим узлы и схемы их связок.

История возникновения узлов

- Слайд 1 Завязывание узлов на верёвке относится к числу древнейших изобретений человечества. Человек связывал жерди и бревна своего жилища, прикреплял каменный молоток и топор к деревянной рукоятке, соединял бревна плота и т.д

- Слайд 2 Посмотрите на слайд. Один из самых древних узлов, найденный исследователями, служил для крепления наконечника копья к дереву.

- Слайд 3 С помощью узлов можно было передавать информацию. Посмотрите на слайде, как они это делали. Они на толстую верёвку привязывали разноцветные шнурки разной длины и на этих шнурках делали узлы. Так они передавали информацию, ведь цвет, узелки и их расположение говорили о разном.

- Слайд 4 Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Например, дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона (1323 г. до н. э.) была прикреплена верёвкой, завязанной «выбленочным» узлом.

- Слайд 5 Широко известен Гераклов узел (прямой), который был распространён у древних греков и римлян. Своё название узел получил благодаря древнегреческому герою Гераклу, победившему кровожадного льва, шкуру которого он носил на себе в виде плаща, завязывая передние лапы шкуры именно этим узлом.

- Слайд 6 На рубеже каменного и бронзового веков выделяется своеобразное искусство вязки узлов и плетений. Появляются особые узлы, имеющие культовое значение. У многих народов мира существовали священные узлы китайский «узел счастья», перевязывание пряди волос у арабов и др.

- Слайд 7 В древней Руси существовали специальные узлы «наузы». Считалось, что наузы, как обереги, способны передавать волшебную силу, охранять от несчастий и даже лечить. От этого слова возникло современное название науки о узлах наузистика.

- Слайд 8 Одним из применений мастерства завязывания узлов стало морское дело. Моряки оказались изобретателями самых хитроумных и надёжных узлов. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с верёвками гораздо чаще. Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без верёвок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса. Многими изобретёнными в те времена узлами мы пользуемся и сейчас.

- Слайд 9 Узел «беседочный» (булинь) был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Название этого узла произошло от "Беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъёма человека на мачту или спускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъёмному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе е его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть.

- Слайд 10 Еще один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых «фламандский узел». Это узел «встречная восьмёрка», который и сейчас используется для связывания двух верёвок.

- Слайд 11 С появлением специфической деятельности туризма техника вязки узлов получила дальнейшее развитие, узлы стали выполняться на новых по свойствам материалах, появилось большое количество узлов, неизвестных раннее (узел Прусика, узел Гарда и.т.д.)

- Слайд 12 Узлы помогают спасать человеческие жизни - в медицине, когда накладывается хирургический шов, или при поисково - спасательной операции. Узлы применяются в туризме, альпинизме, спелеологии, декоративном искусство (макраме, вязание, плетение кружев), электромонтаже (протягивание кабелей), рыболовстве, и др.

- А теперь, когда мы изучили и узнали историю о вязке узлов, перейдём к самому интересному и сами попробуем эти узлу завязать

- Но сначала, перед тем как попробуем сами вязку узлов - мы проведём вводный инструктаж

Вводный инструктаж.

Давайте обратим наше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. Кстати, они именуются репшнурами.

- Повторите за мной «Репшнуры»

- И так первое, и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т.п.

- Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнуть концами ни свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.

-Все поняли?

- Узлами называют не только способы соединения верёвок, способы образования петель, способы привязывания верёвки к разнообразным предметам, но, собственно, и само соединение верёвок. Узлов очень много, все они уникальны, и у каждого есть своё назначение.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец верёвки (тот, вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязания (тот, который вяжут) будем называть рабочим концом.

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определённые требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости.

- У каждого на столе лежат схемы разнообразных узлов. Давайте рассмотрим их.

- нарисован узел

- узлы это способы переплетения или связывания верёвок или других материалов

Слушают учителя

Задают вопросы, если они у них есть, в процессе беседы

Рассматривают слайды.

Внимательно слушают.

Слушают водный инструктаж

- Репшнуры

-Да!

Вместе с учителем рассматривают схемы и участвуют в обсуждении

Ф

III. «Открытие» нового знания

Постановка проблемы и пути ее решения

Словесный

Наглядный

Практический

Булинь или беседочный

Булинь применяется для присоединения верёвки к опоре. Для вязки на конце верёвки незатягивающейся петли. Для обеспечения самостраховки при отсутствии страховочной системы.

На сдвоенном конце верёвки вяжется контрольный узел.

(В старину булинь называли королём узлов.)

Двойной проводник (австрийский проводник)

Двойной проводник используется для обеспечения страховки и увеличения надёжности петли верёвки.

Контрольные узлы не нужны

Брамшкотовый

Брамшкотовый узел применяется для связывания верёвок разного диаметра

На обоих концах верёвки вяжутся контрольные узлы

Проводник «восьмёрка»

Проводник «восьмёрка» применяется для самостраховки, присоединения верёвки к опоре, для образования надёжной незатягивающейся петли.

Контрольных узлов не требуется.

Срединный проводник или бергвахт

(австрийский)

Бергвахт применяют для образования в середине верёвки незатягивающейся петли, например для исключения повреждённого участка верёвки.

Контрольных узлов не требуется.

Простой штык

Простой штык применяется для присоединения верёвки к опоре.

Необходимое условие: узел имеет не менее 3-х шлагов с контрольным узлом на конце.

Встречный

Встречный узел применяется для связывания верёвок одинакового диаметра.

Контрольных узлов не требуется

Прямой

Прямой узел применяется для связывания верёвок одинакового диаметра.

На обоих концах верёвки вяжутся контрольные узлы

Академический

Академическим узлом связывают две верёвки разного диаметра

На обоих концах верёвки вяжутся контрольные узлы

Простой проводник

Простой проводник применяется для присоединения верёвки к опоре, для образования на конце верёвки незатягивающейся петли.

Конец верёвки закрепляется контрольным узлом

Ткацкий

Ткацким узлом связывают две верёвки одинакового диаметра.

На обоих концах верёвки вяжутся контрольные узлы

Схватывающий

симметричный

Схватывающий узел применяют для создания вспомогательного тормозного устройства, для самостраховки, для присоединения верёвки к опоре.

Вяжется прусиком. Если узел вяжется на одинарной верёвке, то конец верёвки закрепляется контрольным узлом.

Удавка простая

Удавка применяется для присоединения верёвки к опоре.

Конец верёвки закрепляется контрольным узлом. Узел требует не менее 5-и рабочих шлагов распределенных на 2\3 окружности опоры

Грейпвайн

Грейпвайн применяется для связывания верёвок одинакового диаметра. Очень надёжен, т.к. является самозатягивающимся узлом.

Контрольных узлов не требуется

Косой (австрийский

схватывающий)

Косой схватывающий узел применяют для создания вспомогательного тормозного устройства, для самостраховки, для присоединения верёвки к опоре. Узел работает даже на обледенелой верёвке

Вяжется прусиком. Если узел вяжется на одинарной верёвке, то конец верёвки закрепляется контрольным узлом. Узел имеет не менее 3-х рабочих шлагов.

Стремя

Стремя применяется для присоединения верёвки к опоре. Многократно завязанный узел стремя имеет название «выбленочный узел». Таким узлом закрепляют висячее бревно.

Конец верёвки закрепляется контрольным узлом

Двойной булинь

Двойной булинь применяется для блокировки беседки и верхней обвязки страховочной системы.

На концах верёвок вяжутся узлы проводника.

Бахмана

(схватывающий)

Схватывающий узел Бахмана применяют для создания вспомогательного тормозного устройства, для самостраховки.

Вяжется прусиком с карабином на основной верёвке. Узел должен иметь не менее 3-х рабочих шлагов (витков).

Контрольный узел

простой

Контрольный узел вяжется на многих узлах для увеличения их надёжности. Контрольный узел закрепляет свободный конец верёвки.

Контрольный узел

«восьмёрка»

Контрольный узел «восьмёрка» более надёжен и вяжется вместо простого контрольного узла.

Ф

И

- И вот мы рассмотрели все узлы и наконец мы можем приступить к самой вязке узлов!

- Каждый может выбрать по 3 узла, которые ему больше всего понравились. Вновь рассмотреть их схему и попробовать самим завязать эти узлы. Как будут готовы все 3 узла, подумайте и расскажите, где можно будет применить их.

- Молодцы! Мы сегодня хорошо постарались и уже стали на шаг ближе. Чтобы пойти в настоящий поход

- Сегодня на занятии мы познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы. Вы показали свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Возможно, правильно завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери верёвку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить своё умение в любой ситуации.

- Да!

Учащиеся выбирают понравившиеся узлы, рассматривают схемы и пробуют завязать их по схеме. И объясняют когда и где можно их применить

V. Итоги занятия. Рефлексия учебной деятельности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Словесный

Подведение итогов

- Чем интересен был сегодняшнее занятие?

Какую важную для себя информацию вы запомнили?

- Все ли вам было понятно?

- Какой узел вам показался самым трудным?

- Какой узел больше всего вам понравилось завязывать?

- Кто доволен результатами своей работы?

Рефлексия

(Учитель на экране проектора показывает, что такое лесенка успеха.)

- Чтобы оценить свою работу на уроке, давайте нарисуем лесенку успеха. Объясняю.

Если вы испытываете затруднения, не поняли тему, поставьте себя на самую низкую ступеньку. Если вы усвоили тему, но вам нужна помощь - в середину. И если у вас всё получилось, то на самую высокую.

Подводят итоги своего занятия, отвечают на вопросы.

Рефлексируют свою деятельность на занятии.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в 3 классе: " Путешествие в волшебную страну " We\'re having a great time!"

Технологическая карта занятия в 3 классе по УМК "Английский в фокусе"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»...

Технологическая карта занятия во 2 классе «Звук [о], буква О,о»

Закрепление знанияй учащихся о гласном звуке [о], букве Оо...

Технологическая карта занятия в 3 классе со слабослышащими детьми "Правильное питание"

Данный материал представляет собой конспект занятия о првильном питании, целью которого является создание условий для формирования представлений о правильном питании, как здоровом образе жизни....

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ г. Кумертау 3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практикантка: Сайфутдинова Есфирь Рафисовна Дата проведения: Класс: 3 «Б» Цель похода: организация похода выходного дня для закрепления учащимся основы туризма. Задачи похода: Дидактич...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «Мы идём в поход» 3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)

Ф.И.О. практикантка: Сайфутдинова Есфирь Рафисовна Дата проведения: Тема занятия: «Мы идём в поход» Класс: 3 «Б» Продолжительность занятия: 45 минут. Тип занятия: открытие новых знаний Цель зан...