Презентация опыта работы учителя начальных классов
материал

Кузнецова Ирина Александровна

Презентация опыта работы учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

1-й слайд

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников

2-й слайд

 «Скажи мне и я забуду.

Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу»    

Бенджамин Франклин

Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.

3-й слайд

Что же такое компетентность? Компетенция, в переводе с латинского языка «competentia», означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает знаниями и опытом. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, так как язык - это средство общения, средство социализации и адаптации воспитанников в современном  мире. Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Коммуникативная компетентность - это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в умении слушать и способности личности к речевому общению. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. Развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

4-й слайд

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

5-й слайд

¬ комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); ¬ уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими;

6-й слайд

¬ навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; ¬ умение анализировать и адекватно оценивать социальнокоммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов. В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, т.е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития», которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции. Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими. Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста

7-й слайд

Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности». Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему. В настоящее время в стране произошли значительные преобразования в системе начального образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) позволяет учителям и руководителям по-новому выстраивать образовательное пространство школы. Концепция модернизации Российского образования ставит перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Это обязывает педагогов традиционные подходы в обучении обновлять и дополнять инновациями, которые бы способствовали повышению качества образования, позволяли бы познать способности и интересы детей, обеспечивали бы развитие их личностного творческого потенциала, помогали бы учащимся уверенно действовать за пределами учебных ситуаций. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.  Приоритетной целью начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться. Достижение этой цели связано с овладением учащимися системой универсальных учебных действий В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Учащийся сам должен стать непосредственным участником образовательного процесса. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных умений. Однако уровень их развития у первоклассников весьма различен, часто он далек от желаемого. Это становится причиной снижения качества обученности и воспитанности у детей с низким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость в целенаправленном и систематическом формировании базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий). Коммуникативные универсальные учебные действия необходимы для формирования социальной компетентности: учёта позиций партнёров; умения слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников; сотрудничать; участвовать в коллективном решении проблем. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования 5 коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Одним из главных предметов в начальной школе является русский язык. Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функционально грамотной личности. Успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Они ориентированы на формирование коммуникативных УУД. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников. Работа по развитию коммуникативной компетенции проводится на каждом уроке. Новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем обучающихся вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Главная проблема здесь – привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, определение, вместо того, чтобы самим подумать и его сформулировать, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно. Интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?». Никогда не надо отвечать сразу на вопросы обучающихся. Вместо готового ответа предлагается алгоритм решения проблемы, схему рассуждения. И зачастую ребѐнок сам же и приходит к правильному ответу. А награда – похвала учителя, чувство самоудовлетворения, новый опыт. В соответствии с концепцией и технологией учебного сотрудничества на уроках русского языка для развития коммуникативных УУД необходимо использовать групповую форму обучения. Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т.д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Таким образом, одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. В результате можно сделать вывод: основные формы учебной коммуникации, формируемые при изучении сказки, в том числе сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», - монологические и диалогические формы. «Рассказ от первого лица» (рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; повествование от имени предмета: например, от имени «Аленького цветочка»); Учащиеся могут выполнять различные виды совместной деятельности и следующие типы заданий.  1. Взаимоконтроль и взаимоопрос.

8-й слайд

Учащиеся могут: проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания; задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту; сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками. 2. Взаимная оценка. Учащиеся могут: проанализировать работу своего товарища; оценить работу товарища по заданным критериям. 3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут: поочерёдно выполнять задание, комментируя свои действия; объяснить друг другу, как выполняется конкретное упражнение; объяснить друг другу способ действия, который используется при выполнении данного вида упражнений; оказать помощь своему товарищу; продиктовать друг другу заданный материал (буквы, слова, тексты и т.п.); совместно выполнить практическое задание; пересказать друг другу текст; составить план работы. 3. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий. Учащиеся могут: обсудить и сформулировать новый способ действия; обсудить проблемный вопрос; обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и выполнить его; обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их. 4. Совместные игры, диалоги. Учащиеся могут: играть в дидактическую, ролевую игру; участвовать в диалоге на заданную тему. При правильно организованной групповой работе развивается целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий.

9-й слайд

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

10-й слайд

1. Необходимо научить ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Необходимо пробовать проводить «нестандартные уроки», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. 3. Составить для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

11-й слайд

4. Организовывая групповую работу, необходимо напоминать ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. 5. Важно приучить ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. 6. Старайтесь изучить и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. По нашему мнению, при правильно организованной групповой работе на уроках русского языка развивается целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий. Считаем, чтобы научить младших школьников думать, открывать, изобретать, т.е. чтобы формировать ключевые компетентности, в частности коммуникативные, учитель должен очень много придумывать, открывать и изобретать сам.

12-й слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны.ЧАСТЬ1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ   УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны." ЧАСТЬ1...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны " ЧАСТЬ2

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ.Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ2...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ3

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ.Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ3....

«Система работы с учащимися начальной школы вне урока» (презентация опыта работы учителя начальных классов МКОУ «Кудалинская СОШ» Ахмедибировой М.М.)

Те изменения, которые происходят в образовании, побуждают учителя искать новые подходы, новые формы, мотивирующие развитие личности ребенка. Сегодня важным результатом образования детей считается сфор...