Технологии по работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка

Алексеева Снежана Владимировна

Технологии по работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_po_rabote_s_detmi_s_ovz_alekseeva_sv.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии по работе с детьми с ОВЗ

Выполнила: Алексеева Снежана Владимировна,

МОУ «Татауровская СОШ»

1. Элементы технологий С.Н. Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем.

С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем.

Первый «кит» технологии С.Н. Лысенковой.

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал:

ближнее опережение – в пределах урока;

среднее  в пределах системы уроков;

дальнее – в пределах учебного курса.

Материал усваивается в три этапа:

  1. предварительное введение первых порций будущих знаний;
  2. уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  3. развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.

Вторым «китом», на котором основаны технологии С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление.

Методический приём «Комментируемое управление» представляет, по существу ответ с места о том, что делает ученик: «думаю, говорю, записываю».

Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – это опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

        В технологии С.Н. Лысенковой используется масса методических приёмов:

  • домашнее задание даётся в том случае, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым обучающимся;
  • механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует;
  • дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время», когда он может ответить.

Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление, речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.

Опорные схемы – это выводы, к которым обучающиеся должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.

Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами обучающихся несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно.

При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске.

Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.

    Концептуальные положения её технологии таковы:

  • личностный подход в педагогике сотрудничества;
  • успех – главное условие развития школьников в обучении;
  • комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
  • предупреждение ошибок, а не работа над ними;
  • последовательность, системность с помощью комментированного управления;
  • средний и слабый тянутся за сильным учеником;
  • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
  • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

2. Технология уровневой дифференциации обучения применяется на различных этапах учебного процесса: при изучении нового материала; при закреплении материала; организации работы над ошибками. Так же осуществляется дифференцированный подход к организации домашней работы.

Для организации дифференцированного обучения необходимо разработать три типа дифференцированных заданий.

1 уровень – это базовый стандарт, где ученик овладевает базовым уровнем.

2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал первого уровня, показывают применение понятий.

3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения.

Использование технологии уровневой дифференциации обучения позволяет создать разнообразные условия, чтобы дать возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Главными из преимуществ в применении данной технологии являются:

• исключение усреднения детей;

• повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

• в группе, где учатся дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

• возможность оказания помощи слабому, внимание сильному;

• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

2. Информационные технологии

В современной образовательной практике активно используются информационные технологии.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: в зависимости от темы используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.

Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии. Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:

- компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;

- использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности;

- способствует коррекции речевых нарушений и психических функций;

- повышается самооценка ребенка.

Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. При проведении занятий компьютерные технологии используют как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.

В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой деятельности дети учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.

Таким образом, становится очевидным, что овладение современными образовательными технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.


Список литературы:

  1. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред. Проф. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
  2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенси фикации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Селевко, Г.К. - М .: НИИ школьных технологий, 2016. - 208 с.
  3. Сафонов В.И. Информационные технологии и педагогические технологии / В.И. Сафонов // Современное образовательное пространство: новые методы и технологии. - 2017. - С. 136-141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»

laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)

Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы учителя начальных классов)...