Адаптированная рабочая программа по курсу 4 класс "Проектная задача"
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по курсу "Проектная задача" составлена в соответсвии с ФГОС. Объём 34 часа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для обучающихся 4 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями с 31.03.2015)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемых результатов начального общего образования.
- Постановления от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Примерной программы внеурочной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова, 2012г.
Программа ориентирована на работу по учебникам: А. А. Плешакова, Л. Ф. Климановой, М. И. Моро, В. П. Канакиной, Шумакова Н. Б.и рабочим тетрадям «Учусь создавать проекты» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова
1.Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
ФГОС в условиях поэтапного введения обновленных ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Исследовательские проекты и творческие занятия позволят научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса – формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи курса:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» рассчитана на четыре года обучения, ориентирована на учащихся 1-4 классов, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество часов в год: в 1 классе 17 учебных часов из расчета 1 час в неделю, во 2 – 4 классах по 17 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с планом внеурочной деятельности.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» с указанием форм организации и видов деятельности
Внеурочная деятельность по курсу «Проектная деятельность» предусматривает различные формы деятельности: экскурсии, круглые столы, конференции, поисковые и научные исследования и т.д.
И реализуется через следующие виды внеурочной деятельности:
игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность, викторины, заочные, дистанционные конкурсы, художественное творчество.
Четвертый год обучения
Раздел №1 «Изучай, исследуй, пробуй» (17 часа) 4 класс
4 класс:
1 раздел: Виды проектов- 4часов.
Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов. Исследовательско-творческий проект. Творческий проект. Ролево-игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект. Информационно-ориентированный проект. Многопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
2 раздел: Работа с Памяткой- 2 часов.
Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.
3 раздел: Программа МРР – 3 часа.
Программа МРР. Формирование умения в работе диаграммой. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. Практическая работа. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 раздел: Использование интернет ресурсов – 4 часов.
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
5 раздел: Советы мудрого Дельфина на лето – 1час.
6 раздел: Защита проектов – 3 часа.
Учебно-тематический план
1 класс:№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Проект? Проект | 17 |
2 | Всего: | 17 |
2 класс:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Я исследователь! | 17 |
2 | Всего: | 17 |
3 класс:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Мир исследований! | 17 |
2 | Всего: | 17 |
4 класс:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Виды проектов | 5 |
2 | Работа с Памяткой | 1 |
3 | Программа МРР. | 5 |
4 | Использование интернет ресурсов. | 4 |
5 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 |
6 | Защита проектов. | 1 |
Всего | 17 |
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Получат возможность научится Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.
В результате освоения программы внеурочной деятельности АООП НОО коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия включают:
сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
овладение доступными видами искусства.
Регулятивные универсальные учебные действия представлены
следующими умениями:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;
использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Познавательные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;
адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;
использовать невербальные средства общения для взаимодействия с
партнером.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с ОВЗ социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении, о семье и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с ОВЗ начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
- Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (приложение 2)
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 |
|
2 |
|
3 | Интернет-ресурсы |
| |
4 | Технические средства обучения |
| |
5 | Оборудование класса |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах.
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...

Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1в класса
Адаптированная рабочая программа учителя - логопеда по курсу "Альтернативная коммуникация" для ребенка с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребе...

Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах на 2021-2025 учебный год.
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...

Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"
Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач» Рабочая программа составлена с учётом методическо...

Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" 3-4 класс
Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач» Рабочая программа составлена с учётом методическо...
