Использование этнокультурных технологий в начальной школе.
методическая разработка

Ондар Лико Белек-ооловна

    Учитель родного языка… Как многое от него зависит! Ведь только он на своих уроках может учить ребёнка на его материнском языке, прививать важнейшие черты национального этикета, воспитывать честность, патриотизм.

    Для меня, как и для многих учителей родного языка, сегодня актуален вопрос: как эффективнее использовать этнокультурные технологии в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

  В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков малочисленных коренных народов, в том числе и тувинского языка. Наше молодое поколение теряет интерес к изучению родного языка. Они в основном общаются между собой в школе, на улице и даже дома на русском языке. Некоторые ученики говорят: «Зачем нужно сохранять родной язык? Мы и на русском можем общаться». Это означает, что у людей нет чувства гордости за свой родной язык.

И поэтому главной целью учителей родных языков должно быть воспитание в детях любовь к родному языку, к традициям и обычаям родной земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование этнокультурных технологий в начальной школе.

    Учитель родного языка… Как многое от него зависит! Ведь только он на своих уроках может учить ребёнка на его материнском языке, прививать важнейшие черты национального этикета, воспитывать честность, патриотизм.

    Для меня, как и для многих учителей родного языка, сегодня актуален вопрос: как эффективнее использовать этнокультурные технологии в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

  В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков малочисленных коренных народов, в том числе и тувинского языка. Наше молодое поколение теряет интерес к изучению родного языка. Они в основном общаются между собой в школе, на улице и даже дома на русском языке. Некоторые ученики говорят: «Зачем нужно сохранять родной язык? Мы и на русском можем общаться». Это означает, что у людей нет чувства гордости за свой родной язык.

И поэтому главной целью учителей родных языков должно быть воспитание в детях любовь к родному языку, к традициям и обычаям родной земли.

Для достижения  этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить интерес к обучению на уроках через использование этнокультурных технологий.
  2. Развитие устной речи и мелкой моторики посредством различных этнокультурных материалов.
  3. Научить ценить традиции, обычаи, игры народа.  

    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе при изучении родного языка практикую следующие этнокультурные технологии,

  1. Игровые технологии.
  2. Информационно-коммуникационные технологии.
  3.  Технология продуктивного чтения для формирования интереса детей к изучению родного языка.

     Большое внимание уделяю игровым технологиям, так как для обучающихся младших классов игровая форма занятий пробуждает мотивацию, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

      У каждого народа есть много игр, немало их и у нас тувинцев. Среди них самой распространённой является игра в «Кажык».

   Кажык - это игральные кости, добываемые из надкопытной кости мелкого рогатого скота (овец и коз). Тувинцы собирают кажык. Они верят, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

  Кажык - незаменимые помощники в формировании элементарных математических представлений детей. Постоянно во внеурочных занятиях использую кажык для игры, тем самым учащиеся получают большое удовольствие от игр.  Ими можно заменить палочки для счета, с их помощью можно выучить прямой и обратный счет, закрепить понятия «больше» или «меньше», и даже решать арифметические задачи. При этом у них развивается мелкая моторика, развивается родная речь, коммуникативная связь межу детьми, формируется правильное, чёткое, проговаривание тувинских слов.

   Также есть идея сделать коврик из косточек для регулярного массажа стоп и закаливания воспитанников. Можно из косточек делать панно и многое другое, ведь это универсальный материал, он легок, но тверд и может выдержать вес человека.

Можно выделить такие виды уроков родного языка с использованием игровых технологий:

  1. Игры для развития речи и моторики

Сайзанак (игра в аал)

Дурген чугаа (скороговорка)

Салаалар-биле ойнаар оюннар (пальчиковые игры):

  • Чадыр (шалаш)
  •  Чылгычылар (табунщики)
  • Алдын-Орду (золотой дворец)

         Чинчи чажырары (найти бусинку)

  1. Закончить пословицу

Нет друга – ищи, Эш чок болза – диле

А нашел – береги. Тып алгаш – камна.

История матери – золото. Ада төөгүзү - мөңгүн

История отца – серебро. Ие төөгүзү- алдын.

      Результатом моей работы является достижение моих учащихся на школьном и муниципальном  уровнях.

  1. Ондар Айлаана – Диплом 2 степени в кожуунном этапе Международного фестиваля – конкурса под патронажем Главы РТ «Посвящаю маме. Авамга тураскааттым»  2019г
  2. Дойбухаа Нелли – номинация «Научный поиск», муниципальный этап НПК среди учащихся 1-4 кл «Огбелерден салгал дамчаан, ондур чараш чанчылывыс», посвященный 95-летию М.Б. Кенин-Лопсан, 2020г
  3. Ондар Эртине-Даш – 2 место, школьный этап в конкурсе стихов «Авам биле ачам ышкаш авыралдыг улус-ла чок», 2022г
  4. Монгуш Ай-Хаан – 2 место, муниципальный этап в конкурсе стихов среди 3-4 кл «Авам биле ачам ышкаш авыралдыг улус-ла чок», 2023г

  Я постоянно прохожу, курсы повышения квалификации и участвую муниципальных и региональных конференциях, тем самым я развиваюсь и достигаю цели.

  1. Диплом за 3 место в зональном НПК «Дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы развития в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального общего образования», 2019г.
  2. Диплом за 3 место в республиканском НПК, приуроченная ко дню рождения Народного учителя СССР А.А. Алдын-оол, 2020г.
  3. Грамота за 1 место в конкурсе «Алдын кажык» 2018г.

     Подводя итог, могу сказать, что главным принципом моей работы является воспитание жизнелюбивых, честных, активных, добрых детей,  и обязательно они должны знать и любить родной язык – тот незаменимый ориентир и стимул, что из века в век, от эпохи к эпохе благополучно привел нас в день сегодняшний.

     Мои обучающиеся всегда с нетерпением ждут уроков родного языка, среди них нет детей, которые не знают родной язык. Когда я рассказываю им про наш язык, про наши обычаи и традиции, про нашу культуру, любовь к родному языку еще сильнее разгорается в сердцах детей.

    Без знания родного языка невозможно научить любить свой народ и свою Родину. Наряду с изучением родного языка, важнейшим фактором является привитие любви к языку, так как язык – это величайшая ценность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

Использование этнокультурного компонента в начальной школе

в статье представляется опыт работы по использованию этнокультурного компонента на уроках в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы и приёмы работы, которые  обогащают содержание урока,...