"Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность" (Курс «Мир деятельности» как эффективный ресурс для формирования умения учиться)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Пяткина Оксана Владимировна

Надпредметный курс «Мир деятельности» для I–IV классов общеобразовательной школы (авторский коллектив: Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева), который направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пяткина Оксана Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ средней школы №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

(Курс «Мир деятельности» как эффективный ресурс для формирования умения учиться)

ФГОС общего образования и профессиональный стандарт рамочно определяют основные требования к профессиональной деятельности современного педагога, направленной на достижение новых образовательных результатов. Одним из основных требований является отбор современных образовательных технологий, форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие у учащихся универсальных способов деятельности. Принимая это, каждый педагог сегодня стоит перед проблемой выбора удобных, эффективных, понятных инструментов развивающего обучения.

Таким ресурсом для меня стал надпредметный курс «Мир деятельности» для I–IV классов общеобразовательной школы (авторский коллектив: Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева), который направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений, связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся предметно-методических линий:

#1054;рганизационно-рефлексивная, направленная на формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.

2. Коммуникативная, связанная с формированием норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

3. Познавательная, нацеленная на организацию саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

4. Ценностная, в ходе освоения которой формируются нравственно-этические нормы, ценностные ориентиры, нормы самовоспитания и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС. Центральной линией надпредметного курса «Мир деятельности» является организационно-рефлексивная: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения школьников, которые определяют умение учиться, готовность к саморазвитию, необходимы для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию.

Содержание надпредметного курса «Мир деятельности» для каждого класса начальной школы включает:

- краткую содержательную характеристику предметно-методических линий

- перечень метапредметных результатов освоения курса.

- примерное поурочное планирование.

Реализуя в течение ряда лет надпредметный курс «Мир деятельности», я отмечаю его эффективность в организации взаимосогласованной деятельности всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и педагога.

Для эффективного решения задач, поставленных в курсе «Мир деятельности», важно создать единое учебно-воспитательное пространство, грамотно выстроить свое взаимодействие с семьей, сделав родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками. Для педагога курс «Мир деятельности» является мощным ресурсом для формирования в каждом ребёнке позитивной субъектной позиции «ученик», так как:

- позволяет учителю на каждом уроке по любому учебному предмету независимо от предметного содержания организовывать освоение учащимися всего комплекса УУД, определённых Стандартом;

- разработанный авторами учебно-методический комплект позволяет учителю организовать самостоятельную творческую работу учащихся;

- курс мотивирует учителя к переосмыслению подходов к проектированию урока и моделированию образовательного пространства;

- настраивает педагогов на освоение современных профессиональных ролей (помощник, организатор, тьютор и т.п.).

На мой взгляд, важно ещё раз отметить, что необходимой частью современной модели образования является проведение диагностики достижения планируемых результатов образовательной деятельности учащихся. В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности», система диагностики по результатам его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым ребенком и классом в целом формируемых в данном курсе УУД. Таким образом, основной целью системы диагностики в курсе «Мир деятельности» является определение уровня сформированности общеучебных знаний и связанных с ними умений каждого ученика по данной программе и составление плана индивидуальной коррекционной работы, как для ученика, так и для класса в целом.

Библиографический список

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятель" ностного метода обучения «Школа 2000…»: Науч.метод. пос. / Под ред. Л.Г. Петерсон. М., 2010.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1–4 классов общеобразовательной начальной школы. М., 2012.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. Образовательная система «Школа ;. М., 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Формирование умения учиться у младших щкольников

«Формирование умения учиться  у младших школьников».Цель: формировать умения учиться у младших школьниковЗадачи:- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, сам...

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...

«Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»

Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....

Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...