Развитие сенсорных процессов (игры)
материал (1 класс)

Развитие сенсорных процессов (игры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_psihomotoriki_i_sensornyh_protsessov_1a2a3a.doc462.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»

РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО с методическим советом Директор школы

«___»_________ 2021г. «___»_________ 2021г. «___»_________ 2021г.

_________________ ________________ _________________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-3 классах

Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Цель программы:

  • на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающего объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи программы:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно – временных ориентировок;
  • развитие слуховых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;
  • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Разделы программы:

  • развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
  • тактильно – двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое восприятие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Сроки реализации программы – 3 года.

Программа рассчитана на 202 часа:

1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);

2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

3 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

В начале и конце учебного года проводится диагностика психомоторных и сенсорных процессов. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог – психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.

Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решении поставленных задач.

Для проведения коррекционных занятий требуется специально организованная предметно – пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, звучащие музыкальные инструменты, набор аудио – видеокассет для релаксации, изобразительные материалы и др.);
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.). Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладении которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Ожидаемый результат

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выделять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов с нарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Данная программа может быть адаптирована для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, которые имеют проблемы в усвоении учебного материала.

Содержание программы 1 класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции, педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация, сгибание бумаги.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом по положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали).

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение различительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/, правая/левая/ сторона).

9. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Содержание программы 2 класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучение целенаправленным действиям и движений по инструкции педагога, состоящей из 2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных природные явления).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 - 4 детали).

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительно восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкий - горький, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий).

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движения в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредствам предметов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

9. Восприятие времени.

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Содержание программы - 3класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, расстегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру, т.д.), инсценирование.

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрических фигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение «веса на глаз».

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги, выделение всех углов. Деление листа на глаз на 2 и 4 рваные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

9. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 1 класс

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

12

3.

Тактильно - двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

17

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

4

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

9.

Восприятие пространства

6

10.

Восприятие времени

3

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

64

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс.

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятии

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

12

3.

Тактильно - двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов

12

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

5

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

5

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

8

9.

Восприятие пространства

7

10.

Восприятие времени

7

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

68

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 3 класс.

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование вновь принятых детей

1

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

12

3.

Тактильно - двигательное восприятие

5

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов

13

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

5

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

9.

Восприятие пространства

8

10.

Восприятие времени

7

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

68

Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 1класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во

часов

Форма занятия

Деятельность учащихся

Дата

I четверть

1.

Обследование вновь принятых детей

2

Групповое и индивидуальное обследование

Выполнение заданий

,

2.

Развитие крупной и мелкой моторики рук; графомоторных навыков

12

-

1.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

1

Занятие - игра

Работа в группах

2.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения).

1

Традиционное занятие

Работа в группах

3.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

1

Практическое занятие

Пальчиковая гимнастика.

4.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

5.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика.

2

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

,

6.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

7.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

8.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

9.

Работа в технике «рваной аппликации».

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

10.

Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос.

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Тактильно – двигательное восприятие

4

1.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

Практическое занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

2.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1

Практическое занятие

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

II четверть

3.

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Игра с крупной мозаикой.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

2.

Движения и позы верхних и нижних конечностей. Сенсорная тропа для ног.

1

Практическое занятие

Изображение движений ветра, акробатов

3.

Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений.

1

Практическое занятие

Работа в группах

4.

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

1

Практическое занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

17

1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2

Практическое занятие

Анализ предметов по параметрам

,

2.

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

3.

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

2

Практическое занятие

Группировка предметов объемных и плоскостных форм

,

4.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

1

Дидактическая игра

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку

5.

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

6.

Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета.

1

Дидактическая игра

Анализ по заданному признаку

Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (5-7) предметов.

1

III четверть

7.

Различие предметов по величине (большой - маленький).

2

Практическое занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

;

8.

Сравнение 2-х предметов по высоте и длине.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

9.

Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

10.

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

11.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый).

1

Дидактическая игра

Работа в группах

12.

Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

13.

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?»

1

Дидактическая игра

Работа в группах

14.

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

15.

Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

1

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы».

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки).

1

Дидактическая игра

Индивидуальная работа

4.

Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета)

1

Дидактическая игра

Индивидуальная работа

5.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

7.

Восприятие особых свойств предметов

4

1.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.

1

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

3.

Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

IV четверть

4.

Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести.

1

Практическое занятие

Работа в группах

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

2

Дидактическая игра

Индивидуальная работа

Работа в группах

,

2.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

Работа в группах

3.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

2

Дидактическая игра

Работа в группах

9.

Восприятие пространства

6

1.

Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

Работа в группах

2.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

Работа в группах

4.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.).

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа

Работа в группах

,

4.

5.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона).

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа

Работа в группах

,

10.

Восприятие времени

3

1.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

1

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Понятие «сегодня», «завтра», «вчера».

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Неделя. Семь соток. Порядок дней недели.

1

Практическое занятие

Работа в группах

11.

Диагностика учащихся

2

Групповое и индивидуальное обследование

Выполнение заданий

,

Развитие психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятия

Деятельность учащихся

Дата

I четверть

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

2

Диагностика

Выполнение заданий

,

2.

Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков

12

1

1.

Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс).

2

Игра

Работа в группах

,

2.

Координация движений (игры с мячом, обручем).

1

Игра

Работа в группах

3.

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).

1

Практическое занятие

Работа в группах

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

Пальчиковая гимнастика

Работа в группах, индивидуально

5.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

6.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

7.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

8.

Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

9

9.

Графический диктант (по показу).

1

диагностика

Индивидуальная работа

10.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

11.

Работа в технике «объемной аппликации».

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

3.

Тактильно – двигательное восприятие

4

1.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

2.

Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

II четверть

3.

Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Игра со средней мозаикой.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений.

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

4.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

Практическое занятие

Изображение животных, игрушек, насекомых, явлений природы

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12

1.

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

2.

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

4.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

1

Практическое занятие

Работа в группах

5.

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

Практическое занятие

Работа в группах

6.

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

7.

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

1

Практическое занятие

Работа в группах

III четверть

8.

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

9.

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета».

1

Дидактическая игра

Работа в группах

10.

Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали).

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа

,

11.

Выделение из различных частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

12.

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-3-х картинок

2.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-х картинок

3.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

1

Дидактическая игра

Работа в группах и индивидуально

4.

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-3-х картинок

5.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

Игра

Работа в группах и индивидуально

7.

Восприятие особых свойств предметов

5

1.

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

2.

Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи); обозначение словом ощущений.

1

Практическое занятие

Работа в группах

4.

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений.

1

Практическое занятие

Работа в группах

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

8

1.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен).

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

2.

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

2

Практическое занятие

Работа в группах

,

3.

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

2

Практическое занятие

Работа в группа

,

IV четверть

4.

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

Практическое занятие

Работа в группах

5.

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу).

1

Дидактическая игра

Работа в группах

9.

Восприятие пространства

7

1.

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

1

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

Практическое занятие

Работа в группах

4.

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

Практическое занятие

Работа в группах

5.

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

1

Практическое занятие

Работа в группах

6.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

Практическое занятие

Работа в группах

7.

Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

Дидактическая игра

Работа в группах

10.

Восприятие времени

7

1.

Порядок месяцев в году.

2

Практическое занятие

Работа в группах

2.

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

1

Практическое занятие

Работа в группах

3.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

Практическое занятие

Работа в группах

4.

Меры времени (секунды, минута, час, сутки).

2

Практическое занятие

Работа в группах

5.

Определение времени по часам. Игры с моделью часов.

1

Игры с моделью часов

Работа в группах

11.

Диагностика учащихся

2

Диагностика

Выполнение заданий

,

Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 3 класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

1.

Обследование вновь принятых детей.

1

Диагностика

Выполнение заданий

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

12

1.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

2.

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартц, «Тигр»).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

3.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

Пальчиковая гимнастика

Индивидуальная работа

5.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

6.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

7.

Рисование бордюров по образцу.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

8.

Графический диктант (зрительный и на слух).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

10.

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа

3.

Тактильно – двигательное восприятие

5

1.

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах

2.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)».

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах

,

3.

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

2

Практическое занятие

Индивидуальная работа и в группах

,

II четверть

4.

Игры с сюжетной мозаикой.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Формирование ощущений различных частей тела. Вербализация собственных ощущений.

2

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

2.

Выразительность движений (имитация повадок животных).

2

Игровые упражнения

Индивидуальная работа и в группах

,

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

13

1.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

2

Практическое занятие

Сравнительный анализ 3-4-х картинок

,

2.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

3.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

4.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

5.

Дидактическая игра «Часть и целое».

1

Дидактическая игра

Групповая работа

6.

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 4-5-х картинок

7.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

8.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

9.

Составление сериационного ряда 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

III четверть

10.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

1

Дидактическая игра

Групповая работа

11.

Название предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

Практическое занятие

Групповая работа

12.

Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

1.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза.

1

Практическое занятие

Индивидуальная работа

2.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 2-х картинок

3.

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

Практическое занятие

Сравнительный анализ 3-х картинок

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

Дидактическая игра

Индивидуальная работа

5.

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

1

Дидактическая игра

Индивидуальная работа

6.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

Гимнастика для глаз

Индивидуальная работа

7.

Восприятие особых свойств предметов

5

1.

Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

2.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

3.

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

4.

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

5.

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1.

Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

2.

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

3.

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

IV четверть

4.

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

5.

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

Дидактическая игра

Групповая работа

9.

Восприятие пространства

8

1.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

2

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

,

2.

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

3.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

4.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

5.

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

6.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

7.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).

2

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

,

8.

Расположение предметов и их расположение на поверхности парты.

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

10.

Восприятие времени

7

1.

Определение времени по часам.

2

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

,

2.

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

2

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

,

3.

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

4.

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

1

Практическое занятие

Групповая и индивидуальная работа

5.

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

Дидактическая игра

Групповая и индивидуальная работа

11.

Диагностика учащихся

2

Диагностика

Выполнение заданий

,

Учебно- методическое обеспечение

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева

// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2005. – 87 с.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева

// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2003. - 94 с.

  1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В. Воронкова //Книга для учителей. – М. : Из-во Школа – пресс, 1994. – 407 с.
  2. Вейзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вейзман. – М. : Из-во Аграф, 1997. – 127 с.
  3. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, И.Л. Кутявина // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Из-во Акадкмия развития, 2007. – 185 с.
  4. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко //Психологические подсказки. – Ростов- на-Дону : Из-во Феникс, 2009. – 283 с.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа / В.И. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-во Академия, 2001. – 160 с.
  6. Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида. Из-во Коррекционная педагогика, №3(9), 2005.
  7. Нижегеродцева, Н.В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М. : Из-во Владос, 2001. – 185с.
  8. Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289 с.
  9. Фопель, К. Энергия паузы. /К. Фопель. // Психологические игры и упражнения. – М. : Из-во Генезис, 2001. – 178 с.

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
  • оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
  • разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Занятие в 1 классе по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

Цели: развивать слуховую память и слуховое восприятие. Задачи:  -  формирование навыков вербального и невербального общения;  -  учить различать крик (голоса), повад...

Мониторинг развития сенсорных процессов

Анализ деятельности по развитию сенсорных процессов...

Методическая разработка - Дидактические игры и упражнения «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Игры и упражнения для развития общей моторикиУпражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.      Ребенку предлагает...