Финансовая грамотность 2 класс. Открытый урок на тему "Семейный бюджет"
план-конспект урока (2 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семейный бюджет
ДОХОД РАСХОД
ДОХОД РАСХОД Зарплата папы и мамы Покупка лекарств Стипендия сына Ремонт автомобиля Пенсия дедушки и бабушки Покупка куклы Посещение цирка Покупка продуктов Покупка компьютера Оплата счета за свет и газ
Станция №1 «Отвечалки» 1. Что такое бюджет? 2. Что такое доход? 3. Что такое деньги? 4. Назовите денежные единицы трех разных стран. 5. Что такое расходы? 6. Что такое семейный бюджет?
Станция №2 «Объяснялки» Была бы охота а убыли стерегись Прибылью хвались Золото познаётся в огне а человек в труде Сделал на пятак а испортил на гривенник а работа найдется
Станция №3 «Покупалки» Продукты Коммунальные платежи Развлечения Одежда Благотворительность Подарки Покупка комьютера Банковский вклад Оплата за детский сад Проезд Косметика
Станция №3 «Покупалки» Продукты + Коммунальные платежи + Развлечения - Одежда + Благотворительность - Подарки - Покупка компьютера - Банковский вклад - Оплата за детский сад + Проезд - Косметика -
Станция №4 «Расчётница» Доход Сумма (руб) Расход Сумма (руб) Коммунальные услуги Продукты Здоровье Проезд Образование Налоги Путешествие Оплата детский сад, секции
1) Из чего складывается бюджет: Б) из доходов и расходов 2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: В) доходы. 3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?: Б) пенсия 4) Деньги, которые тратятся из бюджета это: Б) расходы 5) Лучшим считается бюджет, в котором: доходы больше расходов 6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: А) доходов.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока финансовой грамотности
Ф.И.О. учителя: Артемьева Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Организация: г. Гусиноозёрск, МБОУ ООШ №3
1. | Тип урока | Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков | |
2. | Класс | 3 | |
3. | Тема | Семейный бюджет | |
4. | Образовательная программа, автор | Сергей Федин «Финансовая грамотность» | |
5. | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | Урок 28. Глава 8. Как делать сбережения | |
6. | Формируе-мые УУД | Личностные | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Регулятивные | -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, - следовать по предложенному плану и работать в заданном темпе; -соотносить свои действия и их результаты; -принимать оценку деятельности и корректировать ее с учетом предложенных критериев | ||
Познавательные | - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; - поиск и выделение из источников необходимой информации. | ||
Коммуникативные | Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнера | ||
7. | Цель урока | Содержательная цель: Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”. При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансового планирования. Деятельностная цель: Рассмотреть составляющие семейного бюджета и составить примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета, создать условия для формирования навыков финансовой грамотности и личной ответственности в планировании семейного бюджета. | |
8. | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Индивидуальная, групповая, фронтальная | |
9. | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования | Информационно – коммуникационная технология | |
10. | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Самоконтроль, проверка по эталону. | |
11. | Средства | Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблички с фамилиями, карточки с заданиями, золотые монетки, таблица доходов и расходов семьи, карта квест-игры, материал к игре | |
12. | Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории | ||
13. | Планируемые результаты | Личностные: проявлять познавательный интерес к новому материалу, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи. Предметные: иметь представление о семейном бюджете; знать из чего он складывается, уметь применять полученные знания на практике Метапредметные: -регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий; -познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции; -коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, работать в группах, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | |
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Фронтальная | Повернитесь все друг к другу, | Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок | Регулятивные: организовывать свое рабочее место Коммуникативные: уметь слушать учителя |
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Индивидуальная | Здравствуйте ребята, сегодня урок у нас будет очень необычный, к нам в гости пришел Незнайка. С собой на урок он принес золотые монеты. За правильные ответы на уроке, я буду давать вам по одной золотой монетке. И в конце Незнайка узнает, кто же был самым активным. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд, на нем зашифровано слово, вам нужно догадаться, что же за слово у нас спряталось. - Какое же слово у нас было зашифровано? - А что такое бюджет? - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают зашифрованное слово. Бюджет – это план доходов и расходов. Доходы Расходы | Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
3) Этап выявления места и причины затруднения. | Организация учебно -познавательной деятельности | - А как называются люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге? - А может ли у семьи быть свой бюджет? - А давайте объединим понятия слов бюджет и семья и сформулируем тему урока. - Как вы думаете, какова же тема урока? - Давайте поставим цели с помощью слов-помощников: Хочу узнать… Хочу научится… | Отвечают на вопросы, ставят цели урока. Таких людей называют семьей. Да, у семьи может быть бюджет. Бюджет семьи или семейный бюджет.
| Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.. |
| - Сегодня на уроке мы должны будем ответить на 3 главных вопроса. - Незнайка приготовил для вас видеоролик. Я предлагаю вам внимательно его посмотреть. И ответить на вопрос «Что такое семейный бюджет?» - Так что понимают под понятием «семейный бюджет»? - А какие доходы бывают у семьи? - А расходы? - Семейный бюджет, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например, на месяц. Но он должен быть обязательно в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности. - Ребята, а на что тратятся деньги у вас в семье? - За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. – Незнайка, а на что тратятся деньги у тебя? (аудиозапись) - Ребята, как вы думаете, правильно ли тратит деньги Незнайка? Останутся ли у него деньги на дни рождения друзей или покупку стола? - Давайте это проверим и заполним таблицу. Вам нужно правильно распределить доходы и расходы. Доходы и расходы: зарплата папы, покупка лекарств, зарплата мамы, ремонт автомобиля, покупка куклы дочери, стипендия сына, посещение цирка, пенсия дедушки, покупка продуктов, пенсия бабушки, покупка компьютера, оплата счета за газ и свет, посещение цирка. – Вы правильно выполнили задание, ребята. Так правильно ли Незнайка тратит деньги? - А как вы думаете, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? Найдите их у нас в таблице. | Смотрят видеоролик по теме, ищут ответ на вопрос. Семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия. Расходы семьи: еда, обновки, свет, газ, интернет. На еду, покупку вещей, оплата газа, света, интернета и т.д. На чипсы, колу, конфеты, мороженое, новый самокат, новая одежда каждую неделю, жвачки и многое другое. Доход: зарплата папы и мамы, стипендия сына, пенсия дедушки и бабушки. Расходы: покупка лекарств, ремонт автомобиля, покупка куклы дочери, посещение цирка, покупка продуктов, покупка компьютера, оплата счета за газ и свет. Нет, не правильно, он тратит их попусту. Да, существуют. Это, например, покупка лекарств, посещение цирка, ремонт автомобиля. | Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с таблицей Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
Физминутка. | Фронтальная | Поиграем с вами в игру. Если вы услышите доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, поднимайте руки вверх. (зарплата, питание, пенсия, проезд, стипендия, развлечения, одежда, доход от магазина) | ||
5) Этап реализации построенного проекта. | Групповая | Незнайка предлагает нам закрепить знания. В этом нам поможет квест-игра. Каждая команда – это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 3-4 ребенка). За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии. Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. В стае я живу в лесу, Всем зверушкам страх несу. Нет того, кто не боится Выставить таблички в центр стола с фамилией семьи - Приступаем к игре. Каждая команда получает карту путешествий (учитель даёт старт к началу игры) Станция № 1 «ОТВЕЧАЛКИ» Вам нужно, ответить на вопросы. За каждый правильный ответ я буду давать зеленые деньги. 1. Что такое бюджет? 2.Что такое доход? 3. Что такое деньги? 4. Назовите денежные единицы трех разных стран. 5.Что такое расходы? 6.Что такое семейный бюджет? Станция № 2 «ОБЪЯСНЯЛКИ». Каждой семье я раздам пословицы и поговорки. Однако все они перепутались. Ваша задача найти пару. Пословицы: Была бы охота, а работа найдется. Золото познается в огне, а человек в труде. Прибылью хвались, а убыли стерегись. Сделал на пятак, а испортил на гривенник. Станция № 3 «ПОКУПАЛКИ» Следующее ваше задание: 1 –отметить знаком «плюс» необходимые расходы. 2 – отметить знаком «минус» второстепенные расходы, т. е. на чём можно сэкономить. - Давайте посчитаем, сколько всего монеток собрала каждая команда. | Слушают мнение друг друга. Петух – Петуховы Заяц – Зайцевы Волк – Волковы Орел - Орловы | Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Групповая, дискуссия | Станция №4 «РАСЧЁТНИЦА» Я вам раздаю карточки, на которых в третьей графе записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и рядом поставьте галочки. - Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу, во вторую количество рублей - А теперь сумму вы проставьте рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. - А теперь посчитайте, сумму доходов - Но я вас забыла предупредить, что общий доход вашей семьи в месяц составляет 1000 рублей. - У кого сумма расходов больше этой цифры? - У кого сумма расходов меньше? Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. – И так, что мы сейчас составили? – А для чего он нужен? – А теперь вы можете сказать, в каком случае у Буратино останутся деньги на день рождение друзей и покупку стола? - Давайте посчитаем, сколько всего монеток собрала каждая команда. | Выбирают нужное, проставляют галочки. Записывают доходы Считают сумму расходов и проставляют Считают сумму доходов План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет. А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Когда у Буратино Доходы будут больше Расходы | Личностные: проявлять познавательный интерес. Предметные: уметь применять полученные знания на практике Метапредметные: -регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий; -познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции; -коммуникативные: работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Групповая | - Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам сдать экзамен. Задание - тест. 1) Из чего складывается бюджет: А) из заработной платы, пенсии и стипендии; Б) из доходов и расходов; В) из денег. 2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: А) расходы; Б) проценты; В) доходы. 3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?: А) баранки Б) пенсия В) стипендия 4) Деньги, которые тратятся из бюджета это: А) доходы; Б) расходы; В) прибыль. 5) Лучшим считается бюджет, в котором: доходы больше расходов А) доходы равны расходам Б) доходы меньше расходов. 6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: А) доходов; Б) расходов; - Проверьте свои ответы, сверяясь с ответами на доске. Раздаю монеты по итогу задания | ||
8) Этап включения в систему знаний и повторения. | Фронтальная | - Что такое семейный бюджет? - Для чего нужен семейный бюджет? - Кто приходил в гости? - Посчитаем монетки и узнаем, кто был сегодня самым внимательным. | Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи. Он нужен для того, чтобы семья могла рассчитать свои деньги. | Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя |
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самоконтроль | - Продолжите фразы: - Мне было интересно…. - Мне было непонятно…. | Регулятивные: уметь оценивать свои достижения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру
Урок с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок английского языка Тема: Магазин одежды 4 класс (открытый урок) 2017-2018 уч. г.
Открытый урок составлен на основании УМК: учебник, английский язык, автор учебника М.З.Биболетова, О.А. Денисова, Н.Н. Трубанева. 2014 г. в соответствии со стандартами ФГОС, с учетом прове...

Технологическая карта по финансовой грамотности "Мои потребности и возможности семейного бюджета" (2 класс)
Цель урока: формирование умения грамотно распределять семейный бюджет, планировать покупки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семе...

Внеурочная деятельность по финансовой грамотности. Конспект занятия " Как сохранить семейный бюджет" (4 класс)
Актуальность: Урок финансовой грамотности в начальной школе актуальны, потому что:Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевиз...