Финансовая грамотность 2 класс. Открытый урок на тему "Семейный бюджет"
план-конспект урока (2 класс)

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_semeinyy_byudzhet.ppt2.19 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc102 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовая грамотность г.Гусиноозёрск МБОУ ООШ №3 Автор презентаций: учитель нач.классов Артемьева М.Ю

Слайд 4

Семейный бюджет

Слайд 7

ДОХОД РАСХОД

Слайд 8

ДОХОД РАСХОД Зарплата папы и мамы Покупка лекарств Стипендия сына Ремонт автомобиля Пенсия дедушки и бабушки Покупка куклы Посещение цирка Покупка продуктов Покупка компьютера Оплата счета за свет и газ

Слайд 9

Станция №1 «Отвечалки» 1. Что такое бюджет? 2. Что такое доход? 3. Что такое деньги? 4. Назовите денежные единицы трех разных стран. 5. Что такое расходы? 6. Что такое семейный бюджет?

Слайд 10

Станция №2 «Объяснялки» Была бы охота а убыли стерегись Прибылью хвались Золото познаётся в огне а человек в труде Сделал на пятак а испортил на гривенник а работа найдется

Слайд 11

Станция №3 «Покупалки» Продукты Коммунальные платежи Развлечения Одежда Благотворительность Подарки Покупка комьютера Банковский вклад Оплата за детский сад Проезд Косметика

Слайд 12

Станция №3 «Покупалки» Продукты + Коммунальные платежи + Развлечения - Одежда + Благотворительность - Подарки - Покупка компьютера - Банковский вклад - Оплата за детский сад + Проезд - Косметика -

Слайд 13

Станция №4 «Расчётница» Доход Сумма (руб) Расход Сумма (руб) Коммунальные услуги Продукты Здоровье Проезд Образование Налоги Путешествие Оплата детский сад, секции

Слайд 14

1) Из чего складывается бюджет: Б) из доходов и расходов 2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это: В) доходы. 3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?: Б) пенсия 4) Деньги, которые тратятся из бюджета это: Б) расходы 5) Лучшим считается бюджет, в котором: доходы больше расходов 6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: А) доходов.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока финансовой грамотности

Ф.И.О. учителя: Артемьева Мария Юрьевна

Должность: учитель начальных классов

Организация: г. Гусиноозёрск, МБОУ ООШ №3

1.

Тип урока

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков

2.

Класс

3

3.

Тема

Семейный бюджет

4.

Образовательная программа, автор

Сергей Федин «Финансовая грамотность»

5.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Урок 28. Глава 8. Как делать сбережения

6.

Формируе-мые УУД

Личностные

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные

 -принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- следовать по предложенному плану и работать в заданном темпе;

-соотносить свои действия и их результаты;

-принимать оценку деятельности и корректировать ее с учетом предложенных критериев

Познавательные

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи;

- поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.

Цель урока

Содержательная цель: Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”. При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансового планирования. 

Деятельностная цель: Рассмотреть составляющие семейного бюджета и составить примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета, создать условия для формирования навыков финансовой грамотности и личной ответственности в планировании семейного бюджета.

8.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Индивидуальная, групповая, фронтальная

9.

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Информационно – коммуникационная технология

10.

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Самоконтроль, проверка по эталону.

11.

Средства

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблички с фамилиями, карточки с заданиями, золотые монетки, таблица доходов и расходов семьи, карта квест-игры, материал к игре

12.

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

13.

Планируемые результаты

Личностные: проявлять познавательный интерес к новому материалу, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи. 

Предметные: иметь представление о семейном бюджете; знать из чего он складывается, уметь применять полученные знания на практике

Метапредметные:

-регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;

-познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции;

-коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, работать в группах, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Фронтальная

Повернитесь все друг к другу, 
И пожмите руки другу. 
Руки вверх все поднимите, 
И вверху пошевелите. 
Крикнем весело: "Ура!" 
Нам урок начать пора! 

Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок

Регулятивные: организовывать свое рабочее место Коммуникативные: уметь слушать учителя

2)  Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Индивидуальная

Здравствуйте ребята, сегодня урок у нас будет очень необычный, к нам в гости пришел Незнайка. С собой на урок он принес золотые монеты. За правильные ответы на уроке, я буду давать вам по одной золотой монетке. И в конце Незнайка узнает, кто же был самым активным.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, на нем зашифровано слово, вам нужно догадаться, что же за слово у нас спряталось.  

- Какое же слово у нас было зашифровано?

- А что такое бюджет?

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, отгадывают зашифрованное слово.

Бюджет – это план доходов и расходов.

Доходы

Расходы

Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки                      Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

3) Этап выявления места и причины затруднения.

Организация учебно  -познавательной деятельности

- А как называются люди, которые живут в одном доме и заботятся друг о друге?                                                                  - А может ли у семьи быть свой бюджет?

- А давайте объединим понятия слов бюджет и семья и сформулируем тему урока.                                                      - Как вы думаете, какова же тема урока?                                                 - Давайте поставим цели с помощью слов-помощников:                                                             Хочу узнать…                                                                         Хочу научится…                                        

Отвечают на вопросы, ставят цели урока.

Таких людей называют семьей.

Да, у семьи может быть бюджет.

Бюджет семьи или семейный бюджет.

  1. Что такое семейный бюджет?
  2. Для чего нужен семейный бюджет?
  3. Какие виды доходов может получать семья?

Познавательные: уметь анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки                                                                    Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

4) Этап построения проекта выхода из затруднения..


Мозговой штурм

- Сегодня на уроке мы должны будем ответить на 3 главных вопроса.

- Незнайка приготовил для вас видеоролик. Я предлагаю вам внимательно его посмотреть. И ответить на вопрос «Что такое семейный бюджет?»

- Так что понимают под понятием «семейный бюджет»?

- А какие доходы бывают у семьи?

- А расходы?

- Семейный бюджет, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например, на месяц. Но он должен быть обязательно в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности.

- Ребята, а на что тратятся деньги у вас в семье?                                                        

- За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.                                                                              – Незнайка, а на что тратятся деньги у тебя? (аудиозапись)                                                                     - Ребята, как вы думаете, правильно ли тратит деньги Незнайка? Останутся ли у него деньги на дни рождения друзей или покупку стола?                                            - Давайте это проверим и заполним таблицу. Вам нужно правильно распределить доходы и расходы.                Доходы и расходы: зарплата папы, покупка лекарств, зарплата мамы, ремонт автомобиля, покупка куклы дочери, стипендия сына, посещение цирка, пенсия дедушки, покупка продуктов, пенсия бабушки, покупка компьютера, оплата счета за газ и свет, посещение цирка.                                                        – Вы правильно выполнили задание, ребята. Так правильно ли Незнайка тратит деньги?                                             - А как вы думаете, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? Найдите их у нас в таблице.      

Смотрят видеоролик по теме, ищут ответ на вопрос.

Семейный бюджет - это план доходов  и расходов семьи

Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия.

Расходы семьи: еда, обновки, свет, газ, интернет.

На еду, покупку вещей, оплата газа, света, интернета и т.д.

На чипсы, колу, конфеты, мороженое, новый самокат, новая одежда каждую неделю, жвачки и многое другое.

Доход: зарплата папы и  мамы, стипендия сына, пенсия дедушки и бабушки.

Расходы: покупка лекарств, ремонт автомобиля, покупка куклы дочери, посещение цирка, покупка продуктов, покупка компьютера, оплата счета за газ и свет.                              Нет, не правильно, он тратит их попусту.                                                 Да, существуют. Это, например, покупка лекарств, посещение цирка, ремонт автомобиля.

Познавательные: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, работать с таблицей

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

Физминутка.

Фронтальная

Поиграем с вами в игру. Если вы услышите доходы, то хлопайте в ладоши. Если расходы, поднимайте руки вверх. (зарплата, питание, пенсия, проезд, стипендия, развлечения, одежда, доход от магазина)

5) Этап реализации построенного проекта.

Групповая

Незнайка предлагает нам закрепить знания. В этом нам поможет квест-игра. Каждая команда – это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 3-4 ребенка). За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии.                        

Кто так заливисто поёт                                                   О том, что солнышко встаёт?

Комочек пуха, длинное ухо,                                   Прыгает ловко, любит морковку.

В стае  я живу  в лесу,

Всем  зверушкам  страх несу.
Грозно вдруг  зубами  щелк!
Я свирепый  серый...

Нет того, кто не боится
Этой грозной хищной птицы.
Кто, куда бы не забрёл,
Сверху видит всё ...

Выставить таблички в центр стола с фамилией семьи

- Приступаем к игре. Каждая команда получает карту путешествий (учитель даёт старт к началу игры)                                                                        Станция № 1 «ОТВЕЧАЛКИ»                                                  Вам нужно, ответить на вопросы. За каждый правильный ответ я буду давать зеленые деньги.                                

1. Что такое бюджет?                                                   2.Что такое доход?                                                                     3. Что такое деньги?                                                                    4. Назовите денежные единицы трех разных стран.                                          

5.Что такое расходы?                                                               6.Что такое семейный бюджет?                                    

Станция № 2 «ОБЪЯСНЯЛКИ».                                       Каждой семье я раздам пословицы и поговорки. Однако все они перепутались. Ваша задача найти пару.                                                                Пословицы:                                                                                                               Была бы охота, а работа найдется.

Золото познается в огне, а человек в труде. Прибылью хвались, а убыли стерегись.                                        Сделал на пятак, а испортил на гривенник.                                          

Станция № 3 «ПОКУПАЛКИ»                            Следующее ваше задание: 1 –отметить знаком «плюс» необходимые расходы. 2 – отметить знаком «минус» второстепенные расходы, т. е. на чём можно сэкономить.                                        - Давайте посчитаем, сколько всего монеток собрала каждая команда.                                    

Слушают мнение друг друга.

Петух – Петуховы

Заяц – Зайцевы

Волк – Волковы

Орел - Орловы

Познавательные: уметь работать с информацией, анализировать, делать правильные выводы

Регулятивные: уметь адекватно реагировать на указанные ошибки                                                                        Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Групповая, дискуссия

Станция №4 «РАСЧЁТНИЦА»

Я вам раздаю карточки, на которых в третьей графе записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и рядом поставьте галочки.

- Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу, во вторую количество рублей

- А теперь сумму вы проставьте рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

- А теперь посчитайте, сумму доходов

- Но я вас забыла предупредить, что общий доход вашей семьи в месяц составляет 1000 рублей.

- У кого сумма расходов больше этой цифры?

- У кого сумма расходов меньше?

Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

– А для чего он нужен?

 – А теперь вы можете сказать, в каком случае у Буратино останутся деньги на день рождение друзей и покупку стола?

- Давайте посчитаем, сколько всего монеток собрала каждая команда.                                    

Выбирают нужное, проставляют галочки.

Записывают доходы

Считают сумму расходов и проставляют

Считают сумму доходов 

План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.

А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Когда у Буратино Доходы будут больше Расходы

 Личностные: проявлять познавательный интерес.

Предметные: уметь применять полученные знания на практике

Метапредметные:

-регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;

-познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции;

-коммуникативные: работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Групповая

- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам сдать экзамен.  

Задание - тест.                                                       1) Из чего складывается бюджет:                                А) из заработной платы, пенсии и стипендии;                                                            Б) из доходов и расходов;                                         В) из денег.                                                                   2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:                                                                              А) расходы;                                                                     Б) проценты;                                                               В) доходы.                                                                3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:                                                                             А) баранки                                                                            Б) пенсия                                                                               В) стипендия                                                           4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:                                                 А) доходы;                                                                 Б) расходы;                                                                         В) прибыль.                                                              5) Лучшим считается бюджет, в котором: доходы больше расходов                                                       А) доходы равны расходам                                      Б) доходы меньше расходов.                                   6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:                                                                           А) доходов;                                                                Б) расходов;                                                                  - Проверьте свои ответы, сверяясь с ответами на доске.

Раздаю монеты по итогу задания

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Фронтальная

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего нужен семейный бюджет?

- Кто приходил в гости?

- Посчитаем монетки и узнаем, кто был сегодня самым внимательным.

Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи. Он нужен для того, чтобы семья могла рассчитать свои деньги.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самоконтроль

- Продолжите фразы:

- Мне было интересно….

- Мне было непонятно….

Регулятивные: уметь оценивать свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, Открытый урок по окружающему миру

Урок  с использованием ИКТ проведён в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Н. В. Виноградовой «Окружающий мир».Данный урок построен на расширении знаний и представлений уч...

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок английского языка Тема: Магазин одежды 4 класс (открытый урок) 2017-2018 уч. г.

Открытый урок составлен на основании УМК: учебник, английский язык, автор учебника М.З.Биболетова, О.А. Денисова, Н.Н. Трубанева. 2014  г. в соответствии со стандартами  ФГОС, с учетом прове...

Технологическая карта по финансовой грамотности "Мои потребности и возможности семейного бюджета" (2 класс)

Цель урока: формирование умения грамотно распределять семейный бюджет, планировать покупки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семе...

Внеурочная деятельность по финансовой грамотности. Конспект занятия " Как сохранить семейный бюджет" (4 класс)

Актуальность: Урок финансовой грамотности в начальной школе актуальны, потому что:Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевиз...