Диагностика творческих способностей ребенка
презентация к уроку
Богоявленская - исследовала особенности креативности у различных групп, разрабатывала методики оценки творческих способностей, включающие как вербальные, так и невербальные задания, а также тесты на воображение и оригинальность.
Тесты креативности:
Тест Гилфорда - включает задания на ассоциативное мышление, создание оригинальных образов и идей.
Тест Торранса - ориентирован на оценку способности к нестандартному решению задач, использованию ассоциаций и развитию новых концепций.
Тест Богоявленской - включает задания на воображение, оригинальность и вербальную креативность, а также оценку способности к генерации новых идей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 254.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Креативность способность к генерации принципиально новых идей, созданию новых понятий, формированию новых навыков смелый, не штампованный подход к решению проблемы способность к самореализации и саморазвитию лат. creatio — создание, сотворение Творческие способности личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной
50 е г. XX в. – креативность как специфический вид способностей ( Л. Терстоун и Дж. Гилфорд . ) Л. Терстоун Роль в креативности способностей к быстрому усвоение и использованию новой информации. Отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления. Творческие решения приходят чаще в момент релаксации, рассеивания внимания. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи = творческие достижения 2 направления изучения креативности Зависимость креативности от интеллекта. Ориентация на измерение познавательных процессов в связи с креативностью Является ли личность С ее психологическими особенностями аспектом креативности и Характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам
Дж. Гилфорд Книга «Природа человеческого интеллекта», Ввел условные понятия конвергентного и дивергентного мышления 2 способа, две стратегии поисков решения проблемы 2 типа мышления дивергентное конвергентное
Конвергентное мышление «со nvergere - сходиться» это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач (тесты IQ , классические педагогические методики.) Дивергентное мышление это творческое мышление. с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). « divergere - расходиться»
Креативность и интеллект Креативность Интеллект Нелинейная связь IQ средний, выше среднего креативность Линейная связь Чем IQ показатель креативности IQ выше верхней границы нормы креативность Утрата взаимосвязи Для проявления креативности необходим высокий (выше нормы) уровень интеллекта
Достигнут высокий уровень IQ Большой объем знаний, сформировано логическое мышление Дальнейшее увеличение IQ безразлично для Формирования креативности Часто Очень высокий уровень IQ Снижение креативности сопровождается Специфическая направленность личности - на обучение, На узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку о б ъ я с н е н и е
Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и др., Креативность – одна из сторон интеллекта,не измеряемая традиционными интеллектуальными тестами Э. Оглетри и В. Юлаки , изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности - функция социоэкономического положения Ф. Хеддон и Г. Литтон обнаружили более высокие оценки креативности у учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальными школами В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду Развитие креативности зависит от особенностей культуры, от традиций и ценностей, поддерживаемых обществом. (США)
Подобные данные свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитии креативности . Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. Выделены личностные черты, отличающие креативных от не креативных самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений. Исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают .Это означает, что креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в раннем возрасте. Л. Кронбах Причина креативности – плохая регуляция мыслительного процесса, неумение владеть качественным «просеиванием» идей Ф. Бэррон и Р. Кеттелл среди креативных реже психозы, чем у населения в среднем, но чаще замечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству – большая чувствительность к окружающей среде
Вывод: Креативность - особый тип интеллектуальных способностей, в настоящее время широко изучаемый англо – американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные: существует связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена нельзя пока с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном понимании; пока не найдены надежные способы измерения креативности
Тесты креативности Дж. Гилфорда Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности измеряли особенности дивергентного типа мышления оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2. семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3 . образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4. семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности . 4 основных параметра креативности :
Тесты креативности Дж. Гилфорда 14 тестов, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность. 10 тестов на вербальную креативность (дать словесный ответ) 4 теста на невербальную креативность (составление ответа на основе изобразительного содержания) Ориентированы на взрослых и детей старших классов Время тестов ограничено Примеры вербальных заданий: Легкость словоупотребления . Напишите слова, содержащие указанную букву («О»: ноша, горшок, опять...). Легкость в использовании ассоциаций . Напишите слова, сходные по значению с данным словом. («Тяжелый»: трудный, веский, суровый...) Пример изобразительного задания: Оформление. Контуры общеизвестных объектов необходимо заполнить как можно большим числом деталей этих объектов.
Стандартизация на небольших выборках, данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту, не являются удовлетворительными. Причинами малой эффективности в оценке творческих способностей - установка на скорость выполнения заданий и неучет личностных характеристик Задания не предполагают определенного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей, для тестов креативности необходимо устанавливать надежность специалистов, оценивающих их выполнение. Тесты креативности Дж. Гилфорда
Тесты креативности П. Торранса Декларированная им задача - сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, (тесты Торренса (особенно вербальные) по сути похожи на тесты Дж. Гилфорда ) Стремился отразить в тестах сложность творческих процессов. Вместо термина « креативность » - батареи 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею Для благоприятной творческой атмосферы, снятия тревожности свои методики называл не тестами, а занятиями
Тесты вербальности П. Торранса 1 . Время ограничено 2 . Для детей от 5 лет, для взрослых 3. Основные показатели: беглость Гибкость Оригинальность Тщательность разборки 4. В России только в исследовательских целях: Нет данных о проверке на надежность и валидность Нет данных о стандартизации на отечественной выборке 7 субтестов : 1 – 3 субтесты : вопросы к данной картинке: как можно больше вопросов к картинке, отгадать как можно больше причин и последствий, что изображено на ней 4 субтест : придумать как можно больше способов изменения изображения на картинке игрушки 5 субтест : придумать как можно больше интересных и необычных применений в быту предмета (напр., пустая коробка) 6 субтест : об этом же предмете как можно больше вопросов 7 субтест : представить необычную ситуацию, как можно больше догадок о ее возможных последствиях 1966 год
Изобразительные тесты П. Торранса 1. На каждый субтест – 10 мин. 2. Для детей от 5 лет до 18лет 3. Основные показатели: легкость Гибкость Оригинальность точность 4 . Перевод, адаптация, рестандартизация на отеч . испытуемых Е. И. Щеблановой , Н. П. Щербо и Н. Б. Шумаковой 3 субтеста : Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. 1 субтест : «Нарисуйте картинку» требует наклеить на лист бумаги фигуру неправильной формы, вырезанную из цветной бумаги, и на ее основе нарисовать любую оригинальную картинку. 2 субтест : «Закончи рисунок» следует на основе незаконченных фигурок, изображенных в тестовой тетради, нарисовать необычные сюжетные картинки или предметы . 3 субтест : «Закончи рисунок» нужно нарисовать как можно больше предметов на основе параллельных линий или кругов. 1966 г.
Словесно – звуковая шкала П. Торранса 2 субтеста Предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи 1 тест: «Звуки и образы» использует в качестве объекта для узнавания звуки состоит из четырех звуковых последовательностей, предъявляемых три раза 2 тест: «Звукоподражание и образы» использует звукоподражательные слова, то есть слова, имитирующие естественные звуки (например, напоминающие скрип или треск) состоит из девяти слов, предъявляемых четыре раза после прослушивания звуковой записи испытуемый должен написать, на что он считает похожим каждый звук. Оценка только по показателю – оригинальность В нашей стране не использовался
Изучение творческих способностей в отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности , выяснению механизмов творческой де- ятельности и природы творческих способностей. Нужно отметить, что работ в направлении диагностики креативности почти нет
Д. Б. Богоявленская Единица измерения творческих способностей – интеллектуальная инициатива – синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком» Для выявления интеллектуальной инициативы необходима организация специфической, объемной, двухслойной деятельности. Система однотипных задач, содержащая ряд общих закономерностей обеспечивает создает выявление первого (поверхностного) слоя, заключающегося в заданной инструкцией деятельности по их решению, условия для второго, глубинного слоя, состоящего в деятельности по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся система задач, но открытие которых не требуется для их решения.
Интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, не стимулируемой утилитарной потребностью выполнить задание методики. Выход за пределы заданного, способность к продолжению познания за рамками требований ситуации — это свойство личности, отражающее взаимодействие познавательных и мотивационных факторов. «метод креативного поля» Позволяюет испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. Принципы « креативного поля»: отказ от внешнего побудителя и предотвращение оценочной стимуляции; отсутствие «потолка» в исследовании объекта — неограниченное поле деятельности; длительность эксперимента.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА,ИНТЕГРИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете...

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Как развить у школьников творческие способности? Предлагаю задания и упражнения.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее...

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Как развивать у детей творческие способности? Как научить их и себя быть креативным? Все это вы найдете в данном материале.Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребенка".
Консультация призвана повысить педагогическую компетентность родителей, помочь семье найти ответы на интересующие родителей вопросы по развитию творческих способностей детей дошкольного воз...

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю
Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги для развития интеллектуально-творческих способностей детей...

Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
Данная статья о развитии творческих способностей школьника...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования
Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...
