Кубановедение. Урок по теме: «Казачья хата» 3 класс.
методическая разработка (3 класс)
Урок кубановедения «Казачья хата»
Цель урока
Познакомить учащихся с традиционным жилищем кубанских казаков и его внутренним убранством.
Задачи урока
Познакомить с особенностями строительства казачьих хат
Изучить внутреннее устройство жилища
Развивать интерес к истории родного края
Воспитывать уважение к традициям казачества
Оборудование
Мультимедийный проектор
Презентация «Казачья хата»
Иллюстрации предметов быта
Карточки с заданиями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской
муниципального образования Новопокровский район
Кубановедение.
Урок по теме: «Казачья хата»
3 класс.
Учитель начальных классов
Рычкова Анастасия Витальевна
Ст.Новопокровская
2024
Тема: «Казачья хата».
Тип урока: изучение нового
Цель: продолжить знакомство учащихся с традициями и бытом кубанских казаков.
Задачи урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом казаков, дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты, познакомить с историей и обрядом постройки казачьей хаты, её убранством,
развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный материал: карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.
Организационный момент
Здравствуйте, дети. Приветствуют учителя.
- Давайте послушаем отрывок из стихотворения Карпенко
Строить дом в степи –
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То камыш коси,
То саман меси,
То формуй да расставь его к ночи.
Леса нет вокруг,
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада какая!
Сегодня мы с вами попадём в прошлое нашего края, и побываем в доме казака.
Итак, готовы? Мы начинаем.
Проверка готовности к уроку.
-Всё ли вы приготовили к уроку? На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными.
Актуализация знаний
Работа в парах. Фронтальная
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицы»
- У вас есть карточки с фрагментами пословиц, необходимо соединить их., найдя к началу каждой пословицы ее окончание.
- Дается только пять минут, для того, чтобы вы собрали пословицы.
-Итак, кто мне скажет, о чём эти пословицы?
Формулирование темы и целей.
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое.
С первым заданием вы уже справились, А теперь переходим ко второму заданию, которое поможет нам определить о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Прочитайте, что вам нужно сделать:
- Подберите пропущенное слово, подходящее по смыслу:
Кубанская …
- деревня – место, очищенное от леса
- село – населённый пункт
- станица – большое казачье селение.
Дом казака – это …
- изба – деревянный, крестьянский дом
- терем – высокий богатый дом на Руси
- хата- постройка на юге, которая начиналась на земле.
2. Вставьте пропущенные слова в определение.
Станица - это большое казачье селение, в которой строились хаты.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о хате казака.
- А что бы вы хотели узнать о хате?
- Сегодня мы с вами узнаем, как и из чего строили хаты.
Игра «Построить хату казаку».
- Скажите, пожалуйста, какие материалы могли использовать казаки при строительстве хаты?
- Рассмотрите на доске изображения строительных материалов. (на доске изображения материалов). Подумайте, что здесь лишнее, а что необходимо казаку чтобы построить свою хату.
- Почему использовались именно эти материалы?
- Правильно, хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
- Казачьи хаты делились на два вида: турлучные (использовался частокол, плетень) и саманные (Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.)
- Сделайте вывод, из чего делали саманные дома? А турлучные?
- Оцените свою работу.
III. Физминутка.
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнем.
Физминутка (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)
- А сейчас мы узнаем, как строиться саманный и турлучный дом.
Турлучные хаты строили в такой последовательности: «По периметру дома казаки закапывали в землю столбы, которые переплетались гибкими стеблями кустарников или лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную собломки колосков и соломой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладки» мазки в глину добавляли солому и песок.
Саманная хата строилась в другим способом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Крыши крыли камышом или соломой.
Все участники строительства приглашалось на новоселье.
Сейчас рассмотрим внутреннее убранство казачьей хаты.
В доме было две комнаты: великая и малая хата.
В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.
Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики.
В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду, на стенах висели шкафы «горки».
Центральным местом в доме - «божница», она состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- треугольника.
Закрепление изученного материала
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить последние задания.
«Проверь себя»
Как называется жильё казака?
-Дом
-Хата
-Сарай
Из чего казаки делали хаты?
-Кирпич
-Солома
- Глина
Как строили саманные и турлучные хаты? Определите последовательность основных этапов строительства домов.
- Оцените свою работу с этим заданием. Поднимите руку, кто справился. А теперь те, кому было сложно.
Подведение итогов урока
- Ребята, давайте подведём итог нашему увлекательному путешествию в прошлую жизнь казаков.
- Кто запомнил как называется жилище казака?
- Какие строительные материалы использовали?
- Что такое турлук и саман?
-Замечательно, Вы все молодцы! Вы очень внимательно слушали меня и смогли ответить на мои вопросы.
Рефлексия
- Посмотрите на смайлики, которые лежат у Вас на столах. Подведите итог своей работе на уроке и поднимите тот смайлик, который подходит вам.
Домашнее задание
Нарисовать хату казака.
Где хозяин ходит | там и хлеб родит. |
У наших казаков обычай таков: где просторно | тут и спать ложись. |
Казацкому роду | нема переводу. |
Хлеб да вода | казацкая еда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Кубановедения "Казачья хата"
Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...

Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"
Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....

конспект урока по кубановедению "Казачья хата"
конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».
Конспект внеурочного занятияТема: «Красный угол в казачьей хате»....



