Кубановедение. Урок по теме: «Казачья хата» 3 класс.
методическая разработка (3 класс)

Рычкова Анастасия Витальевна

Урок кубановедения «Казачья хата»

Цель урока

Познакомить учащихся с традиционным жилищем кубанских казаков и его внутренним убранством.

Задачи урока

  • Познакомить с особенностями строительства казачьих хат

  • Изучить внутреннее устройство жилища

  • Развивать интерес к истории родного края

  • Воспитывать уважение к традициям казачества

Оборудование

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация «Казачья хата»

  • Иллюстрации предметов быта

  • Карточки с заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie._urok_po_teme_kazachya_hata_3_klass.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Кубановедение.

Урок по теме: «Казачья хата»

3 класс.

Учитель начальных классов

Рычкова Анастасия Витальевна

Ст.Новопокровская

2024

Тема: «Казачья хата».

Тип урока: изучение нового

Цель: продолжить знакомство учащихся с традициями и бытом кубанских казаков.

Задачи урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом казаков, дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты,  познакомить с историей и обрядом постройки казачьей хаты, её убранством,

 развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Организационный момент

Здравствуйте, дети.  Приветствуют учителя.

- Давайте послушаем отрывок из стихотворения Карпенко

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

Сегодня мы с вами попадём в прошлое нашего края, и побываем в доме казака.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Проверка готовности к уроку.

-Всё ли вы приготовили к уроку? На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными.

Актуализация знаний

Работа в парах. Фронтальная

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицы»

- У вас есть карточки с фрагментами пословиц, необходимо соединить их., найдя  к началу каждой пословицы ее окончание.

- Дается только пять минут, для того, чтобы вы собрали пословицы.

-Итак, кто мне скажет, о чём эти пословицы?

Формулирование темы и целей.

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое.

 С первым заданием вы уже справились,  А теперь переходим ко второму заданию, которое поможет нам  определить о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Прочитайте, что вам нужно сделать:

  1. Подберите пропущенное слово, подходящее по смыслу:

Кубанская …

- деревня – место, очищенное от леса

- село – населённый пункт

- станица – большое казачье селение.

Дом казака – это …

- изба – деревянный, крестьянский дом

- терем – высокий богатый дом на Руси

- хата- постройка на юге, которая начиналась на земле.

2. Вставьте пропущенные слова в определение.

Станица - это большое казачье селение, в которой строились хаты.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о хате казака.

- А что бы вы хотели узнать о хате?

 - Сегодня мы с вами узнаем, как и из чего строили хаты.

Игра «Построить хату казаку».

- Скажите, пожалуйста, какие материалы могли использовать казаки при строительстве хаты?

- Рассмотрите на доске изображения строительных материалов. (на доске изображения материалов). Подумайте, что здесь лишнее, а что необходимо казаку чтобы построить свою хату.

- Почему использовались именно эти материалы?

- Правильно, хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

- Казачьи хаты делились на два вида: турлучные (использовался частокол, плетень) и  саманные (Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.)

- Сделайте вывод, из чего делали саманные дома? А турлучные?

- Оцените свою работу.

III. Физминутка.

- Вы хорошо поработали, давайте отдохнем.

Физминутка (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)

- А сейчас мы узнаем, как строиться саманный и турлучный дом.

Турлучные хаты строили в такой последовательности: «По периметру дома казаки закапывали в землю столбы, которые переплетались гибкими стеблями кустарников или лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную собломки колосков и соломой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладки» мазки в глину добавляли солому и песок.

Саманная хата строилась в другим способом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили.  Крыши крыли камышом или соломой.

Все участники строительства приглашалось  на новоселье.

Сейчас рассмотрим внутреннее убранство казачьей хаты.

В доме было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики.

В великой  комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду, на стенах висели шкафы «горки».

Центральным местом в доме - «божница», она состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- треугольника.

Закрепление изученного материала

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить последние задания.

«Проверь себя»

Как называется жильё казака?

-Дом  

-Хата

-Сарай

Из чего казаки делали хаты?

-Кирпич

-Солома  

- Глина

Как строили саманные и турлучные хаты? Определите последовательность основных этапов строительства домов.

- Оцените свою работу с этим заданием. Поднимите руку, кто справился. А теперь те, кому было сложно.

Подведение итогов урока

- Ребята, давайте подведём итог нашему увлекательному путешествию в прошлую жизнь казаков.

- Кто запомнил как называется жилище казака?

- Какие строительные материалы использовали?

- Что такое турлук и саман?

-Замечательно, Вы все молодцы! Вы очень внимательно слушали меня и смогли ответить на мои вопросы.

Рефлексия

- Посмотрите на смайлики, которые лежат у Вас на столах. Подведите итог своей работе на уроке и поднимите тот смайлик, который подходит вам.

Домашнее задание

Нарисовать хату казака.

Где хозяин ходит

там и хлеб родит.

У наших казаков обычай таков: где просторно

тут и спать ложись.

Казацкому роду

нема переводу.

Хлеб да вода

казацкая еда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Кубановедения "Казачья хата"

Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...

Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"

Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....

конспект урока по кубановедению "Казачья хата"

конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

Проект Казачья хата. Кубанское подворье.

Проект Казачья хата. Кубанское подворье....

Конспект урока "Казачья хата" 2 класс

Конспект урока "Казачья хата" 2 класс...

Урок кубановедения "Казачья хата"

Урок кубановедения "Казачья хата"....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».

Конспект внеурочного занятияТема: «Красный угол в казачьей хате»....