Конкурсный урок на Муниципальном этапе "Лучший учитель родного языка и родной литературы-2024 г."
план-конспект урока (3 класс)

Ооржак Азиата Владимировна

Данный   урок  был  дан  на Муниципальном и Региональном  этапах  конкурса  "Лучший  учитель родного языка  и родной  литературы-2024 г.", и был оценен  на высоком  уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moya_semya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

30.01. 2024   г. План конкурсного урока   в  3   кл. Муниципальный этап.

Тема:  Моя  семья. Мээн  ог- булем.

Тип занятия: открытия новых знаний

Форма: занятие   с элементами игры.

Цели: 1. Научить  учащихся  называть  своих  членов семьи    на тувинском языке. Научить  обучающихся  правильно  называть тувинские   носовые звуки. Дать  учащимся  общее  представление о празднике Шагаа.

2. Развивать внимание, устную связную речь, умение правильно отвечать на вопросы учителя, обогащение словарного запаса; умение работать в парах;

3. Воспитывать  в детях  доброжелательность, уважительное отношение к родным, уважительное  отношение   к традициям других народов.

Слова  для активного словаря: экии, байырлыг, авай, ачай, угбай, акый, кырган – авай, кырган  - ачай, ог-булем, ынак мен.

Планируемые результаты: предметные- учащиеся должны      научиться называть своих  членов  семьи    на тувинском языке, используя новые  слова и словосочетания; уметь говорить  об отношении  к своей  семье.

Регулятивные- учащиеся должны уметь правильно  оценивать свою работу и работу своих одноклассников на занятии.

Коммуникативные- учащиеся  должны уметь принимать участие в беседе по теме занятия.

 Личностные – учащиеся должны понимать, почему надо с уважением относиться к своим  членам семьи.

Технологии:  игровая, ИКТ, корпоративная (технология сотрудничества – работа в парах), здоровьесберегающая, проблемно- диалогическая.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя

Методы обучения: словесный, практический; частично - поисковый:

Оборудование: карточки с заданиями, ноутбук, телевизор, презентация к занятию.

Ход    занятия.

  1. Релаксация.

-Доброе утро, ребята!

- Меня  зовут – А.В. Я  у вас сегодня    буду проводить  внеурочное  занятие  по тувинскому языку.

- У  каждого  народа  есть  свои слова – приветствия.

- Давайте, поприветствуем  друг друга   по – тувински!

-Экии, уруглар!

- Экии, башкы!

-Молодцы!

-  Тихо сели!

- Ребята, покажите  настроение. С каким настроением вы пришли  на наше занятие.  Если  у вас  хорошее настроение, то  покажите – солнышко, а  если нет, то покажите – тучку.

- Я  рада, что  у  вас  хорошее настроение. Вот  на такой позитивной  ноте  начинаем наше  занятие.

II.  Самоопределение  учебной  деятельности.

-Ребята, посмотрите  внимательно  на   две картинки.

- Кто  и что  изображен  на  картине?  …….семья

- Как  вы  думаете,   могут  ли эти  люди  быть  связаны  по родне?  …..да

- А   как  назвать   близких людей, живущих вместе?  ….члены   семьи

- Отгадав  ребус, узнайте  тему  нашего  занятия.

7я- семья

- Сформулируйте   тему  нашего  занятия.

- А  как  назвать  членов  семьи  на тувинском  языке? Сможете?

- Так  чему  мы должны  сегодня  научиться, ребята?

- Сформулируйте  цели  занятия, пользуясь  опорными  словами

Научимся   называть             на  тувинском  языке.

- Молодцы!!! Определили  тему  нашего  занятия и поставили  цели.

- Сегодня  на  занятии  научимся  называть   своих  членов  семьи  на тувинском  языке.

III. Работа   по  теме  занятия.  Введение  новых  слов.

- У  каждого  из  нас  есть  своя  любимая  семья.

- Кто  знает, годом чего  объявлен  2024 год?

-   2024  год  объявлен  нашим  Президентом  Владимиром Владимировичем  Путиным  годом  СЕМЬИ.

- А  по – тувински   слово  семья    будет  -   ог- буле.

- В тувинском алфавите  36  букв. Тувинский  алфавит  составлен  на  основе  русского  алфавита. Но  в  нем   есть   дполнительные   3  звука И  они  -  - особенные.  Произносятся  напевно, мягче.

- В  нашем  городе  этим  буквам   поставлен  памятник  возле Национального  музея.

- Вот  они  эти  3 буквы. О,н , у

Фонетическая   зарядка:

 - Научимся  называть  эти  новые звуки.  

- Сделаем  речевую  зарядку:

- Повторяйте  за  мной, ребята:

О- О –О-О

У – У-У –У _

Н- Н- Н- Н

Н – эта  буква   похожа  на  нашу русскую  букву  эн, но  она  с хвостиком.

- И  произносится так:  мягче  …. Н- Н- Н – Н

- Повторите   за  мной …. Ог –буле

- Ребята, повторите  за мной!   ……..ог-  буле, ……. 2-3  раза.

- Молодцы!    - А  чтобы сказать Моя  семья, надо  добавить  слово  МЭЭН

Мээн  ог-булем  - Давайте, медленно  прочитаем   словосочетание!   Мээн  ог- булем

ИГРА  «ДОСКАЖИ  СЛОВЕЧКО!»

- А  чтобы, узнать, как  называют   членов  семьи по – тувински,

- поиграем   в  игру  «Доскажи, словечко!»

- У каждого  из  вас  на партах   лежат   желтые  карточки. В  них написаны загадки  с  недостающими    словами.

- Работая  в  парах, допишите  это  слово и  спросите   у  остальных  ребят    недостающее слово.

- Какая  пара  готова?  Выйдите к доске, выберите  это  слово, прикрепите  на  доске.

- У  вас   на  партах лежат   рабочие  листы.

- Запишем отгаданные    слова.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

На   его лице морщины,

В волосах видны седины.

Этот  домоседушка –

Наш любимый ….(дедушка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестра)

 

Я рад ему и он мне рад,

В одну   мы ходим  школу,

У нас родители – одни,

Всё потому что он мой ….(брат)

МАМА

АВАЙ

ПАПА

АЧАЙ

БРАТ

АКЫЙ

СЕСТРА

УГБАЙ

БАБУШКА

КЫРГАН  -АВАЙ

ДЕДУШКА

КЫРГАН -АЧАЙ

 

- Мама  по  тувински  будет – АВАЙ …Прочитаем хором.

- Авай – как  это  слово  звучит  теплее.

-  Папа – АЧАЙ  

- Брат – АКЫЙ

- Сестра  - если  старшая, то  УГБАЙ

Бабушка- кырган – авай

Дедушка – кырган – ачай

-Кырган – переводится, как    старый

- Как  мы  должны  относиться  к членам  своей  семьи?    БЕРЕЖНО, С  ЛЮБОВЬЮ

- А  вы  любите  свою  семью?

ЫНАК  МЕН!  ЛЮБЛЮ

- А  чтобы, вы  не  забыли, как  называют   членов  семьи  по- тувински, поиграем  в 1  пальчиковую  игру. Такая  же  игра  есть  и  у русского  народа.

Словарная   работа:

Бо – это                           Салаа – пальчик

Пальчиковая   игра       «Мээң    өг-булем»

Бо салаа -авай,

Бо салаа -ачай,

Бо салаа кырган – ачам,

Бо салаа кырган – авам,

Бо салаа - мен.

Бо   мээң  өг- булем

(проговаривая, соединять  свои  пальчики)

-Какая   у вас  семья, ребята?  …..демниг-  дружная

ВЫВОД:

- И  всей  дружной  семьей  отправляемся  на  праздник.

- Кто  знает, как  называется  Новый  год  по  Восточному  календарю, который  празднуют  и  в нашей  республике?

- ШАГАА

- Чтобы  попасть на  праздник, надо  выучить  танцевальные  движения вместе  с Девочкой  - АЙЖЫГАШ  - БЕЛЫЙ  МЕСЯЦ.

IY. ФИЗМИНУТКА.

- Повторяйте   за  ней!  

(по  слайду)  ….повторять  движения  …….

- Молодцы!  Мы  отдохнули, выучили  танцевальные  движения.

  Y. ИГРА  «КАЖЫК»  О  празднике  «Шагаа»

- В канун  ШАГАА  не  спали  всю  ночь. Играли  в  народные  игры. Почекушки, шахматы, шашки.
- В Шагаа  1  из   главных  любимых   игр   детей   и  взрослых  считался КАЖЫК. Игра  в костяшки. А по – русски – Игра  в   бабки.

- Прочитайте, пожалуйста, когда  начинали  готовиться  к Шагаа?

- Работая  в  парах, соедините  части  кажык (костяшек), чтобы получились  слова.

БАЙЫР-ЛЫГ

ААС-КЕЖИК

ВЫВОД:

- Какая  пара  готова? …..

-Прочитайте слова, ребята!

- Кто  знает, что  означает слово  БАЙЫРЛЫГ?

БАЙЫРЛЫГ – До свидания

- Что  означает  слово   ААС – КЕЖИК?

Счастья – аас-кежикти

- Повторите  за мной, ребята!

- Тувинцы, верили, что  игра  в кости  приносит  СЧАСТЬЕ в  семью.

- С наступлением   Шагаа  природа  оживает, просыпается. Потому, что  считается – встречаем  Весну. Люди  радуются весне, у  людей  появляются  чистые  помыслы.

- Ребята, а   в   какой  русский  праздник  встречаем  Весну?

-А  чтобы, в вашей  семье  все  было  благополучно, выучим  благопожелание на тувинском  языке  к  празднику  Шагаа.

Шаг  чаагай! Шагаа   чаагай! Курай! Курай!

- Шаг –время года

- Курай! Курай! – так  говорят, чтобы  пожелание  сбылось.

YI. Итог  занятия:

-  О  чем  сегодня говорили?

- Что  нового  узнали  на  занятии?

- Чему   научились, ребята?

- Как  надо  относиться  к  членам  своей  семьи?

- Где  могут  понадобиться  знания, полученные  на  этом  занятии?

Помните, что  народная  мудрость гласит: Дерево  держится корнями, а человек – семьей.

YII. Рефлексия (эмоциональная)

- Подводя итог нашего занятия, покажите  свое  отношение   к теме  нашего  занятия   смайликами:

- Если  вы все  поняли, прикрепите  на  доске  вот  такой  смайлик.

- Если  у вас  остались  вопросы, то  такой смайлик.

- К сожалению, бывает  и  так, что ничего  не  поняли. Тогда  прикрепите  вот  такие  смайлики.

- У вас  с  собой  остаются  ваши  рабочие  листы. Дома  можете  выучить  пальчиковую  зарядку  со  своими  маленькими  братьями  и сестрами.

- Вы  молодцы, хорошо  поработали, ребята! А  это  вам  сладости  в канун  Белого  месяца.

- Все  встали!  ………- Скажем  друг  другу: Байырлыг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом  «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и  основного  общего о...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7

Организация и  реализация в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...