Конкурсный урок на Муниципальном этапе "Лучший учитель родного языка и родной литературы-2024 г."
план-конспект урока (3 класс)
Данный урок был дан на Муниципальном и Региональном этапах конкурса "Лучший учитель родного языка и родной литературы-2024 г.", и был оценен на высоком уровне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
30.01. 2024 г. План конкурсного урока в 3 кл. Муниципальный этап.
Тема: Моя семья. Мээн ог- булем.
Тип занятия: открытия новых знаний
Форма: занятие с элементами игры.
Цели: 1. Научить учащихся называть своих членов семьи на тувинском языке. Научить обучающихся правильно называть тувинские носовые звуки. Дать учащимся общее представление о празднике Шагаа.
2. Развивать внимание, устную связную речь, умение правильно отвечать на вопросы учителя, обогащение словарного запаса; умение работать в парах;
3. Воспитывать в детях доброжелательность, уважительное отношение к родным, уважительное отношение к традициям других народов.
Слова для активного словаря: экии, байырлыг, авай, ачай, угбай, акый, кырган – авай, кырган - ачай, ог-булем, ынак мен.
Планируемые результаты: предметные- учащиеся должны научиться называть своих членов семьи на тувинском языке, используя новые слова и словосочетания; уметь говорить об отношении к своей семье.
Регулятивные- учащиеся должны уметь правильно оценивать свою работу и работу своих одноклассников на занятии.
Коммуникативные- учащиеся должны уметь принимать участие в беседе по теме занятия.
Личностные – учащиеся должны понимать, почему надо с уважением относиться к своим членам семьи.
Технологии: игровая, ИКТ, корпоративная (технология сотрудничества – работа в парах), здоровьесберегающая, проблемно- диалогическая.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя
Методы обучения: словесный, практический; частично - поисковый:
Оборудование: карточки с заданиями, ноутбук, телевизор, презентация к занятию.
Ход занятия.
- Релаксация.
-Доброе утро, ребята!
- Меня зовут – А.В. Я у вас сегодня буду проводить внеурочное занятие по тувинскому языку.
- У каждого народа есть свои слова – приветствия.
- Давайте, поприветствуем друг друга по – тувински!
-Экии, уруглар!
- Экии, башкы!
-Молодцы!
- Тихо сели!
- Ребята, покажите настроение. С каким настроением вы пришли на наше занятие. Если у вас хорошее настроение, то покажите – солнышко, а если нет, то покажите – тучку.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Вот на такой позитивной ноте начинаем наше занятие.
II. Самоопределение учебной деятельности.
-Ребята, посмотрите внимательно на две картинки.
- Кто и что изображен на картине? …….семья
- Как вы думаете, могут ли эти люди быть связаны по родне? …..да
- А как назвать близких людей, живущих вместе? ….члены семьи
- Отгадав ребус, узнайте тему нашего занятия.
7я- семья
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- А как назвать членов семьи на тувинском языке? Сможете?
- Так чему мы должны сегодня научиться, ребята?
- Сформулируйте цели занятия, пользуясь опорными словами
Научимся называть на тувинском языке.
- Молодцы!!! Определили тему нашего занятия и поставили цели.
- Сегодня на занятии научимся называть своих членов семьи на тувинском языке.
III. Работа по теме занятия. Введение новых слов.
- У каждого из нас есть своя любимая семья.
- Кто знает, годом чего объявлен 2024 год?
- 2024 год объявлен нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным годом СЕМЬИ.
- А по – тувински слово семья будет - ог- буле.
- В тувинском алфавите 36 букв. Тувинский алфавит составлен на основе русского алфавита. Но в нем есть дполнительные 3 звука И они - - особенные. Произносятся напевно, мягче.
- В нашем городе этим буквам поставлен памятник возле Национального музея.
- Вот они эти 3 буквы. О,н , у
Фонетическая зарядка:
- Научимся называть эти новые звуки.
- Сделаем речевую зарядку:
- Повторяйте за мной, ребята:
О- О –О-О
У – У-У –У _
Н- Н- Н- Н
Н – эта буква похожа на нашу русскую букву эн, но она с хвостиком.
- И произносится так: мягче …. Н- Н- Н – Н
- Повторите за мной …. Ог –буле
- Ребята, повторите за мной! ……..ог- буле, ……. 2-3 раза.
- Молодцы! - А чтобы сказать Моя семья, надо добавить слово МЭЭН
Мээн ог-булем - Давайте, медленно прочитаем словосочетание! Мээн ог- булем
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»
- А чтобы, узнать, как называют членов семьи по – тувински,
- поиграем в игру «Доскажи, словечко!»
- У каждого из вас на партах лежат желтые карточки. В них написаны загадки с недостающими словами.
- Работая в парах, допишите это слово и спросите у остальных ребят недостающее слово.
- Какая пара готова? Выйдите к доске, выберите это слово, прикрепите на доске.
- У вас на партах лежат рабочие листы.
- Запишем отгаданные слова.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка –
Наш любимый ….(дедушка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестра)
Я рад ему и он мне рад,
В одну мы ходим школу,
У нас родители – одни,
Всё потому что он мой ….(брат)
МАМА | АВАЙ |
ПАПА | АЧАЙ |
БРАТ | АКЫЙ |
СЕСТРА | УГБАЙ |
БАБУШКА | КЫРГАН -АВАЙ |
ДЕДУШКА | КЫРГАН -АЧАЙ |
- Мама по тувински будет – АВАЙ …Прочитаем хором.
- Авай – как это слово звучит теплее.
- Папа – АЧАЙ
- Брат – АКЫЙ
- Сестра - если старшая, то УГБАЙ
Бабушка- кырган – авай
Дедушка – кырган – ачай
-Кырган – переводится, как старый
- Как мы должны относиться к членам своей семьи? БЕРЕЖНО, С ЛЮБОВЬЮ
- А вы любите свою семью?
ЫНАК МЕН! ЛЮБЛЮ
- А чтобы, вы не забыли, как называют членов семьи по- тувински, поиграем в 1 пальчиковую игру. Такая же игра есть и у русского народа.
Словарная работа:
Бо – это Салаа – пальчик
Пальчиковая игра «Мээң өг-булем»
Бо салаа -авай,
Бо салаа -ачай,
Бо салаа кырган – ачам,
Бо салаа кырган – авам,
Бо салаа - мен.
Бо мээң өг- булем
(проговаривая, соединять свои пальчики)
-Какая у вас семья, ребята? …..демниг- дружная
ВЫВОД:
- И всей дружной семьей отправляемся на праздник.
- Кто знает, как называется Новый год по Восточному календарю, который празднуют и в нашей республике?
- ШАГАА
- Чтобы попасть на праздник, надо выучить танцевальные движения вместе с Девочкой - АЙЖЫГАШ - БЕЛЫЙ МЕСЯЦ.
IY. ФИЗМИНУТКА.
- Повторяйте за ней!
(по слайду) ….повторять движения …….
- Молодцы! Мы отдохнули, выучили танцевальные движения.
Y. ИГРА «КАЖЫК» О празднике «Шагаа»
- В канун ШАГАА не спали всю ночь. Играли в народные игры. Почекушки, шахматы, шашки.
- В Шагаа 1 из главных любимых игр детей и взрослых считался КАЖЫК. Игра в костяшки. А по – русски – Игра в бабки.
- Прочитайте, пожалуйста, когда начинали готовиться к Шагаа?
- Работая в парах, соедините части кажык (костяшек), чтобы получились слова.
БАЙЫР-ЛЫГ
ААС-КЕЖИК
ВЫВОД:
- Какая пара готова? …..
-Прочитайте слова, ребята!
- Кто знает, что означает слово БАЙЫРЛЫГ?
БАЙЫРЛЫГ – До свидания
- Что означает слово ААС – КЕЖИК?
Счастья – аас-кежикти
- Повторите за мной, ребята!
- Тувинцы, верили, что игра в кости приносит СЧАСТЬЕ в семью.
- С наступлением Шагаа природа оживает, просыпается. Потому, что считается – встречаем Весну. Люди радуются весне, у людей появляются чистые помыслы.
- Ребята, а в какой русский праздник встречаем Весну?
-А чтобы, в вашей семье все было благополучно, выучим благопожелание на тувинском языке к празднику Шагаа.
Шаг чаагай! Шагаа чаагай! Курай! Курай!
- Шаг –время года
- Курай! Курай! – так говорят, чтобы пожелание сбылось.
YI. Итог занятия:
- О чем сегодня говорили?
- Что нового узнали на занятии?
- Чему научились, ребята?
- Как надо относиться к членам своей семьи?
- Где могут понадобиться знания, полученные на этом занятии?
Помните, что народная мудрость гласит: Дерево держится корнями, а человек – семьей.
YII. Рефлексия (эмоциональная)
- Подводя итог нашего занятия, покажите свое отношение к теме нашего занятия смайликами:
- Если вы все поняли, прикрепите на доске вот такой смайлик.
- Если у вас остались вопросы, то такой смайлик.
- К сожалению, бывает и так, что ничего не поняли. Тогда прикрепите вот такие смайлики.
- У вас с собой остаются ваши рабочие листы. Дома можете выучить пальчиковую зарядку со своими маленькими братьями и сестрами.
- Вы молодцы, хорошо поработали, ребята! А это вам сладости в канун Белого месяца.
- Все встали! ………- Скажем друг другу: Байырлыг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»
Целью моей программы -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Итоги школьного этапа муниципальной олимпиады Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Медвенская средняя общеобразовательная школа" - МБОУ "Медвенская СОШ". 2014-2015 учебный год.
Итоги школьного этапа олимпиады 2014-2015 год. Результаты ....
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Мониторинг формирования УУД в условиях реализации ФГОС в Муниципальном общеобразовательном учреждении Иркутского районного муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Формирование УУД...

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего о...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа деревни Тикеево" муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Сайт образовательного учреждения МБОУ НОШ д.Тикеево...

ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7
Организация и реализация в МБОУ СОШ № 7 инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...
