Отчёт о самообразовании
материал
Тема: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему: «Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект»
Мукоедовой Натальи Алексеевны
учителя начальных классов МБОУ «Образовательный центр «Траектория»
Цель: изучение способов организации уроков в начальной школе, направленных на достижение воспитательного эффекта.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по вопросам воспитания младших школьников.
- Выделить и описать практические приёмы, позволяющие достигать воспитательных целей.
- Определить критерии оценки эффективности воспитательной работы на уроках.
Воспитательная работа в начальной школе имеет особое значение, поскольку именно в этот период закладываются базовые ценности, нормы поведения и моральные ориентиры. Воспитание осуществляется постоянно, начиная с первого учебного дня, и охватывает все виды учебной деятельности. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Чтобы каждый урок приносил максимальный воспитательный эффект, учитель должен учитывать следующее:
- Связь предмета с жизнью ребенка. Чем ближе содержание урока интересам и потребностям учащихся, тем сильнее воспитательный потенциал занятия.
- Создание условий для самостоятельного открытия истины и принятия решений. Это позволяет развивать ответственность, инициативность и уверенность в себе.
- Формирование позитивного отношения к учебе и окружающим людям. Через взаимодействие с одноклассниками и учителем ребенок учится уважению, взаимопомощи и эмпатии.
- Индивидуализация подхода. Каждый ребёнок уникален, и учителю важно находить способы воздействия, соответствующие особенностям каждого ученика.
Практические приёмы, позволяющие достигать воспитательных целей
1. Организация дискуссии. Проведение дискуссий по важным социальным вопросам (например, обсуждение понятий добра и зла, честности и справедливости). Важно создавать атмосферу доверия и уважения, позволяя каждому ребёнку высказывать своё мнение.
2. Проектная деятельность. Реализация совместных проектов способствует формированию командного духа, ответственности и лидерских качеств. Например, создание коллективного проекта по благоустройству школьной территории или подготовка выступления для родителей.
3. Интерактивные игры. Использование дидактических игр, развивающих коммуникативные навыки, воображение и креативность. Примером может служить игра «Что бы сделал герой?» или моделирование ситуаций нравственного выбора.
4. Работа с литературными произведениями. Обсуждение произведений художественной литературы, содержащих морально-нравственный подтекст. Здесь уместно проведение анализа поступков персонажей, размышления о последствиях тех или иных действий.
5. Создание портфолио достижений. Каждый ученик собирает материалы, отражающие его успехи и усилия. Портфолио помогает детям осознать ценность собственных усилий и повысить самооценку.
6. Самостоятельные исследования. Постановка учебных задач, требующих творческого подхода и самостоятельной работы. Такие задания развивают инициативу, критическое мышление и стремление к познанию нового.
Таким образом, регулярное использование перечисленных приёмов позволит сделать уроки начальной школы источником положительных эмоций, мотивации к обучению и духовного роста учащихся. Педагогу важно помнить, что воспитание – это непрерывный процесс, и успех достигается только при условии постоянного взаимодействия с ребёнком и искреннего интереса к его внутреннему миру.
Список использованных источников:
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса // Педагогика. – 2017.
- Гурьянова, Н. П. Методы воспитания младших школьников // ОмГУ. – 2018.
- Максимова, В. Н. Совершенствование воспитательного процесса в школе // Академия. – 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс
Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"
В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.
В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: " Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики
В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию
Отчёт по самообразованию "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...

