Отчёт о самообразовании
материал

Мукоедова Наталья Алексеевна

Тема: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_samoobrazovanii.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему: «Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект»

Мукоедовой Натальи Алексеевны

учителя начальных классов МБОУ «Образовательный центр «Траектория»

Цель: изучение способов организации уроков в начальной школе, направленных на достижение воспитательного эффекта.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам воспитания младших школьников.
  2. Выделить и описать практические приёмы, позволяющие достигать воспитательных целей.
  3. Определить критерии оценки эффективности воспитательной работы на уроках.

Воспитательная работа в начальной школе имеет особое значение, поскольку именно в этот период закладываются базовые ценности, нормы поведения и моральные ориентиры. Воспитание осуществляется постоянно, начиная с первого учебного дня, и охватывает все виды учебной деятельности. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Чтобы каждый урок приносил максимальный воспитательный эффект, учитель должен учитывать следующее:

  1. Связь предмета с жизнью ребенка. Чем ближе содержание урока интересам и потребностям учащихся, тем сильнее воспитательный потенциал занятия.
  2. Создание условий для самостоятельного открытия истины и принятия решений. Это позволяет развивать ответственность, инициативность и уверенность в себе.
  3. Формирование позитивного отношения к учебе и окружающим людям. Через взаимодействие с одноклассниками и учителем ребенок учится уважению, взаимопомощи и эмпатии.
  4. Индивидуализация подхода. Каждый ребёнок уникален, и учителю важно находить способы воздействия, соответствующие особенностям каждого ученика.

Практические приёмы, позволяющие достигать воспитательных целей

1. Организация дискуссии. Проведение дискуссий по важным социальным вопросам (например, обсуждение понятий добра и зла, честности и справедливости). Важно создавать атмосферу доверия и уважения, позволяя каждому ребёнку высказывать своё мнение.

2. Проектная деятельность. Реализация совместных проектов способствует формированию командного духа, ответственности и лидерских качеств. Например, создание коллективного проекта по благоустройству школьной территории или подготовка выступления для родителей.

3. Интерактивные игры. Использование дидактических игр, развивающих коммуникативные навыки, воображение и креативность. Примером может служить игра «Что бы сделал герой?» или моделирование ситуаций нравственного выбора.

4. Работа с литературными произведениями. Обсуждение произведений художественной литературы, содержащих морально-нравственный подтекст. Здесь уместно проведение анализа поступков персонажей, размышления о последствиях тех или иных действий.

5. Создание портфолио достижений. Каждый ученик собирает материалы, отражающие его успехи и усилия. Портфолио помогает детям осознать ценность собственных усилий и повысить самооценку.

6. Самостоятельные исследования. Постановка учебных задач, требующих творческого подхода и самостоятельной работы. Такие задания развивают инициативу, критическое мышление и стремление к познанию нового.

Таким образом, регулярное использование перечисленных приёмов позволит сделать уроки начальной школы источником положительных эмоций, мотивации к обучению и духовного роста учащихся. Педагогу важно помнить, что воспитание – это непрерывный процесс, и успех достигается только при условии постоянного взаимодействия с ребёнком и искреннего интереса к его внутреннему миру.

Список использованных источников:

  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса // Педагогика. – 2017.
  2. Гурьянова, Н. П. Методы воспитания младших школьников // ОмГУ. – 2018.
  3. Максимова, В. Н. Совершенствование воспитательного процесса в школе // Академия. – 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию...

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс

Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.

В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: "  Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию  "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...