Роль современных инновационных технологий в достижении личностных и предметных результатов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Синепольская Юлия Станиславовна

О проблемах обучения и социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Влияние современных технологий на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, усвоение знаний, умений и навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль современных инновационных технологий в достижении личностных и предметных результатов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой — появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее в получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

         Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей.

        С введением ФГОС начального общего образования обучающихся с OB3 и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Главной целью ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

       Современные образовательные технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с OB3 и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

       Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

      Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

       Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

       Чтобы достичь желаемых результатов сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

       Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов - искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

        Среди многообразия современных технологий, методов, форм и приемов работы с детьми специалисты выбирают те, которые, на их взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью

        Целью обучения детей с интеллектуальными нарушениями является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

       Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

- дать ученикам знания, умения и навыки по предметам;

- воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;

- подготовить детей к социализации в обществе.

          Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

        Обязательная компетенция профессиональной деятельности педагога- овладение современными педагогическими технологиями, и их применение на практике.

         Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках для детей данной категории:

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

- технология разноуровневого обучения

- игровые технологии

- здоровьесберегающие технологии

        В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

       Использование инновационных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

       Современные подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка. Применение инновационных технологий в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

       Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет

- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным;

- управлять познавательной деятельностью школьников,

- учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;

- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам,

- способствовать раскрытию индивидуальных способностей,

- обеспечить качество образования, открытость образовательной системы.

        Инновационные образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный предмет: человек Предметная область: окружающий мир

I. Пояснительная записка            Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утвер...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Адаптированная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Чтение» предметная область «Язык и речевая практика» 1 вариант для обучающихся 1 подг. - 4 классов

Программа учебного предмета «Чтение» разработана для 1подг. - 4 классов. Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметн...

Адаптированная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Речевая практика» предметная область «Язык и речевая практика» 1 вариант для обучающихся 1 подг. - 4 классов

Программа учебного предмета «Речевая практика» разработана для 1подг. - 4 классов. Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных ...