Конспект урока по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на тему: «Называние (использование) слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)»
план-конспект урока (2 класс)

Данная разработка урока поможет в работе учителям коррекционных школ, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска »_________

Конспект урока по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

на тему: «Называние (использование) слов,

указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)»

Разработала: учитель,

Баранчикова Д. О.

г. Иркутск, 2023 г.

Учебный предмет

«Речь и альтернативная коммуникация»

Класс: 2

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта (АООП вариант 2).

Тема: Называние (использование) слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)

Цель: формирование умения называть (использовать) слова, указывающие на предмет, его признак (я, мой, твой).

Задачи:

Учебные:

- формировать навыки правильного употребления (использования) местоимений в повседневной речи, используя указательные жесты,

- продолжать учить обращаться к сверстникам, по-разному: называя его имя, указательными жестами показывать на одноклассника.

- закрепить ранее изученные понятия и жесты (указательный, «рукопожатие», «я здесь», «там», «объятия»).

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие (реагировать на свое имя и имена одноклассников, узнавать и различать свои вещи, указывать на них), -

- стимулировать включение (использование) новых слов в разговорную речь посредством игровых упражнений;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу,

- воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе.

Оборудование: предметы обуви, маски.

Ход урока.

1. Организационный момент. (дети сидят за партами)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

2 Подготовка к восприятию нового материала.

Упражнение «Приветствие»

-Ребята, сейчас давайте встанем в круг (обучающиеся стоят кругом, учитель в середине круга).

- Ребята, давайте с вами поздороваемся (учитель подходит к каждому ребенку и здоровается с ним, произнося «здравствуй», использует жест «рукопожатие». Затем становится в общий круг).

- А теперь поздоровается с нами (имя ребенка). Кто из вас (имя ребенка)? (Я). (Имя ребенка) вставай в середину круга и поздоровайся с (имя ребенка), скажи ей: «Здравствуй, (Имя ребенка)!» и выполни рукопожатие. Молодец, ты поздоровалась с (имя ребенка). Теперь поздоровайся с (имя ребенка), скажи ей: «Здравствуй, (имя ребенка)!» и выполни рукопожатие, с (имя ребенка) и (имя ребенка) тоже поздоровайся. Молодец, ты поздоровалась с ребятами. А теперь поздоровайся со мной.

- Как ты будешь здороваться со мной? Правильно. Нужно сказать: «Здравствуйте, (Имя и отчество педагога)!», подать мне руку и пожать её (обучающаяся выполняет ритуал приветствия). Теперь, вставай к нам в круг (обучающаяся встает в общий круг).

- Сейчас поздоровается с нами (имя ребенка). Кто у нас (имя ребенка)? (Я). (имя ребенка) выходи в середину круга и поздоровайся с каждым из нас. (имя ребенка) всем будет произносить слово: «Привет!», используя жест «рукопожатия» ((имя ребенка) выполняет ритуал приветствия и встает в общий круг). Затем выходит (имя ребенка)., подходит к каждому ребенку и здоровается с ним словом «здравствуй», используя жест «рукопожатия» и встает в общий круг). (имя ребенка)и (имя ребенка)используют жест рукопожатия с помощью педагога (рука в руке).

3. Изложение нового материала:

- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами играть, учиться находить свои вещи и узнавать свои вещи среди других.

Но сначала давайте вспомним, как мы показываем на себя? Как мы говорим «я здесь»?

Упражнение «Здесь - там».

Учитель рассаживает детей по кругу на стульях, обозначая «(имя ребенка), это твой стул, присядь»

- (имя ребенка), чей это стул? (мой, показ указательным жестом на себя»).

- (имя ребенка)., это твой стул? (мой стул). Спроси у (имя ребенка): «(имя ребенка), это твой стул?»

- (имя ребенка) это твой стул. Где твой стул? (вот). Присядь на свой стул.

- (имя ребенка), это твой стул, присядь (ученик садится на стул с частичной помощью педагога).

- (имя ребенка), это твой стул, присядь. (садится самостоятельно)

Дети сидят на стульях в кругу. Учитель, напевая, говорит: «Где же, где же (имя ребенка)?». (имя ребенка) указательным жестом показывает на себя: «Здесь, здесь, здесь». Учитель снова говорит: «Где же, где же, (имя ребенка)?», остальные дети указательным жестом (пальцем) показывают на неё: «Там, там, там». (имя ребенка) и (имя ребенка) показывают на (имя ребенка) с помощью рук педагога. Молодцы! Хорошо!

Упражнение «Найди свою обувь».

Обучающиеся сидят на стульях полукругом, учитель садится напротив.

- Вот мои ноги (показывает), а где ваши ноги? (дети показывают и отвечают: «Вот мои ноги». (имя ребенка) и (имя ребенка) показывают ноги с помощью педагога). Хорошо! Смотрите, что я делаю. (Учитель снимает с своей ноги туфель и ставит его посередине. Просит детей снять обувь с одной ноги и поставить рядом со своей. Учитель переставляет обувь местами и просит каждого найти свою пару). (имя ребенка)., (имя ребенка)., (имя ребенка)самостоятельно находят свою обувь. (имя ребенка) и (имя ребенка)находят обувь с помощью детей.

- (имя ребенка), покажи, где твой сандалий? (показывает пальчиком с помощью педагога).

- (имя ребенка), покажи, где твои туфли? (показ с помощью педагога).

- Помогите найти, где моя обувь? (учитель делает вид, что не может найти свою пару, примеряет другую, но она не подходит. Дети помогают учителю найти его пару и ищут свою). Спасибо, вот моя обувь!

- (имя ребенка), а где твоя обувь? (показывает жестом и говорит: «Обувь»).

- (имя ребенка), где твоя обувь? (отвечает и показывает жестом «Вот моя обувь»).

- (имя ребенка), скажи и покажи, где твоя обувь? (показывает указательным жестом на свою обувь и проговаривает слово «моя»).

(имя ребенка) и (имя ребенка) с помощью детей и педагога показывают на свою обувь пальчиком. Молодцы! Быстро нашли свою пару обуви! (Дети обуваются и садятся за парты.

4. Динамическая пауза. Игра «Зайка серенький сидит»

- Холодно становиться осенью не только людям, но и животным. Давайте побудем серенькими зайками! Учитель раздаёт маски заек детям.

-(имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (моя маска)».

- (имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (показывает указательным жестом на себя).

- (имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (моя)

(имя ребенка), это твоя маска. Покажи, где твоя маска? (показывает пальчиком).

- (имя ребенка), это твоя маска. Покажи, где твоя маска? (показ указательным жестом с помощью педагога «рука в руке»)

- Я буду медведем. Где моя маска? Дети помогают ему найти маску медведя. Под стихотворение дети выполняют соответствующие действия.

Описание. Дети – «зайки» сидят на стульях (не за столами). Учитель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около учителя и приседают на корточки. Учитель произносит текст:

Зайка серенький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал,

Зайка прыг и ускакал. (учитель надевает маску)

Дети убегают на свои места.

Молодцы! Согрелись! Подвигались!

5. Упражнение по коррекцию мелкой моторики и речи

«Прятки» (Сжимание карандаша в кулачке).

Возьмите короткий карандашик и зажмите его в кулачке, спрячьте. А теперь спрячьте в другой руке ((имя ребенка) и (имя ребенка) выполняют с помощью педагога «рука в руке»)

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

6. Первичное закрепление изложенного материала.

Упражнение «Найди свои вещи на цветной фотографии».

Цель: расширение зрительных горизонтов,

- Ребята, на фотографии есть ваши вещи. Вам нужно обвести в кружочек эти вещи (сандалии, туфли, сапожки, куртки, шапки)

- (имя ребенка), это твоя куртка? (нет). Это твои туфельки? (мои)

-(имя ребенка), покажи свою куртку? (показывает пальчиком, обводка куртки с помощью педагога «рука в руке»).

(имя ребенка), (имя ребенка). –самостоятельное выполнение задания

(имя ребенка). –с частичной помощью педагога

(имя ребенка), (имя ребенка) – с помощью педагога «рука в руке»

Обводка по шаблону «Лиса»

- А теперь давайте посмотрим, кто придет к нам в гости на следующее занятие. (Учитель показывает шаблон лисы)

- Как вы думаете, кто это? Правильно, это лисичка-сестричка. Давайте, мы обведем лисичку карандашом и оставим ее в альбоме. (Дети выполняют обводку. ((имя ребенка). и (имя ребенка) выполняют обводку самостоятельно, (имя ребенка). – частичная помощь, (имя ребенка) и (имя ребенка) – «рука в руке»).

7. Подведение итогов урока.

Занятие подошло к концу, мы хорошо поработали. Хочется вас всех обнять и сказать «спасибо».

Упражнение «Спасибо».

-Сейчас мы снова встанем в круг. Учитель подходит к каждому ребенку по очереди обнимает его, приговаривая «Спасибо». Дети, по подобию учителя, обнимаются по очереди со всеми детьми, стоящими в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по учебному предмету "Речь и альтернативные коммуникации"

laquo;Рисование ручкой на листе бумаги линий в различных направлениях  (вертикальные линии)»....

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе на тему: "Называние (использование) слов указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)".

В разработке данного урока у обучающихся с уинтеллектуальными нарушениями формируются навыки правильного употреблнения (использования) мтоимений в повседневной речи, используя указательные жесты....