Конспект урока по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на тему: «Называние (использование) слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)»
план-конспект урока (2 класс)
Данная разработка урока поможет в работе учителям коррекционных школ, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска »_________
Конспект урока по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
на тему: «Называние (использование) слов,
указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)»
Разработала: учитель,
Баранчикова Д. О.
г. Иркутск, 2023 г.
Учебный предмет
«Речь и альтернативная коммуникация»
Класс: 2
Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта (АООП вариант 2).
Тема: Называние (использование) слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)
Цель: формирование умения называть (использовать) слова, указывающие на предмет, его признак (я, мой, твой).
Задачи:
Учебные:
- формировать навыки правильного употребления (использования) местоимений в повседневной речи, используя указательные жесты,
- продолжать учить обращаться к сверстникам, по-разному: называя его имя, указательными жестами показывать на одноклассника.
- закрепить ранее изученные понятия и жесты (указательный, «рукопожатие», «я здесь», «там», «объятия»).
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие (реагировать на свое имя и имена одноклассников, узнавать и различать свои вещи, указывать на них), -
- стимулировать включение (использование) новых слов в разговорную речь посредством игровых упражнений;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать вежливое, доброе отношение друг к другу,
- воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе.
Оборудование: предметы обуви, маски.
Ход урока.
1. Организационный момент. (дети сидят за партами)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
2 Подготовка к восприятию нового материала.
Упражнение «Приветствие»
-Ребята, сейчас давайте встанем в круг (обучающиеся стоят кругом, учитель в середине круга).
- Ребята, давайте с вами поздороваемся (учитель подходит к каждому ребенку и здоровается с ним, произнося «здравствуй», использует жест «рукопожатие». Затем становится в общий круг).
- А теперь поздоровается с нами (имя ребенка). Кто из вас (имя ребенка)? (Я). (Имя ребенка) вставай в середину круга и поздоровайся с (имя ребенка), скажи ей: «Здравствуй, (Имя ребенка)!» и выполни рукопожатие. Молодец, ты поздоровалась с (имя ребенка). Теперь поздоровайся с (имя ребенка), скажи ей: «Здравствуй, (имя ребенка)!» и выполни рукопожатие, с (имя ребенка) и (имя ребенка) тоже поздоровайся. Молодец, ты поздоровалась с ребятами. А теперь поздоровайся со мной.
- Как ты будешь здороваться со мной? Правильно. Нужно сказать: «Здравствуйте, (Имя и отчество педагога)!», подать мне руку и пожать её (обучающаяся выполняет ритуал приветствия). Теперь, вставай к нам в круг (обучающаяся встает в общий круг).
- Сейчас поздоровается с нами (имя ребенка). Кто у нас (имя ребенка)? (Я). (имя ребенка) выходи в середину круга и поздоровайся с каждым из нас. (имя ребенка) всем будет произносить слово: «Привет!», используя жест «рукопожатия» ((имя ребенка) выполняет ритуал приветствия и встает в общий круг). Затем выходит (имя ребенка)., подходит к каждому ребенку и здоровается с ним словом «здравствуй», используя жест «рукопожатия» и встает в общий круг). (имя ребенка)и (имя ребенка)используют жест рукопожатия с помощью педагога (рука в руке).
3. Изложение нового материала:
- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами играть, учиться находить свои вещи и узнавать свои вещи среди других.
Но сначала давайте вспомним, как мы показываем на себя? Как мы говорим «я здесь»?
Упражнение «Здесь - там».
Учитель рассаживает детей по кругу на стульях, обозначая «(имя ребенка), это твой стул, присядь»
- (имя ребенка), чей это стул? (мой, показ указательным жестом на себя»).
- (имя ребенка)., это твой стул? (мой стул). Спроси у (имя ребенка): «(имя ребенка), это твой стул?»
- (имя ребенка) это твой стул. Где твой стул? (вот). Присядь на свой стул.
- (имя ребенка), это твой стул, присядь (ученик садится на стул с частичной помощью педагога).
- (имя ребенка), это твой стул, присядь. (садится самостоятельно)
Дети сидят на стульях в кругу. Учитель, напевая, говорит: «Где же, где же (имя ребенка)?». (имя ребенка) указательным жестом показывает на себя: «Здесь, здесь, здесь». Учитель снова говорит: «Где же, где же, (имя ребенка)?», остальные дети указательным жестом (пальцем) показывают на неё: «Там, там, там». (имя ребенка) и (имя ребенка) показывают на (имя ребенка) с помощью рук педагога. Молодцы! Хорошо!
Упражнение «Найди свою обувь».
Обучающиеся сидят на стульях полукругом, учитель садится напротив.
- Вот мои ноги (показывает), а где ваши ноги? (дети показывают и отвечают: «Вот мои ноги». (имя ребенка) и (имя ребенка) показывают ноги с помощью педагога). Хорошо! Смотрите, что я делаю. (Учитель снимает с своей ноги туфель и ставит его посередине. Просит детей снять обувь с одной ноги и поставить рядом со своей. Учитель переставляет обувь местами и просит каждого найти свою пару). (имя ребенка)., (имя ребенка)., (имя ребенка)самостоятельно находят свою обувь. (имя ребенка) и (имя ребенка)находят обувь с помощью детей.
- (имя ребенка), покажи, где твой сандалий? (показывает пальчиком с помощью педагога).
- (имя ребенка), покажи, где твои туфли? (показ с помощью педагога).
- Помогите найти, где моя обувь? (учитель делает вид, что не может найти свою пару, примеряет другую, но она не подходит. Дети помогают учителю найти его пару и ищут свою). Спасибо, вот моя обувь!
- (имя ребенка), а где твоя обувь? (показывает жестом и говорит: «Обувь»).
- (имя ребенка), где твоя обувь? (отвечает и показывает жестом «Вот моя обувь»).
- (имя ребенка), скажи и покажи, где твоя обувь? (показывает указательным жестом на свою обувь и проговаривает слово «моя»).
(имя ребенка) и (имя ребенка) с помощью детей и педагога показывают на свою обувь пальчиком. Молодцы! Быстро нашли свою пару обуви! (Дети обуваются и садятся за парты.
4. Динамическая пауза. Игра «Зайка серенький сидит»
- Холодно становиться осенью не только людям, но и животным. Давайте побудем серенькими зайками! Учитель раздаёт маски заек детям.
-(имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (моя маска)».
- (имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (показывает указательным жестом на себя).
- (имя ребенка), это твоя маска, надевай. Чья это маска? (моя)
(имя ребенка), это твоя маска. Покажи, где твоя маска? (показывает пальчиком).
- (имя ребенка), это твоя маска. Покажи, где твоя маска? (показ указательным жестом с помощью педагога «рука в руке»)
- Я буду медведем. Где моя маска? Дети помогают ему найти маску медведя. Под стихотворение дети выполняют соответствующие действия.
Описание. Дети – «зайки» сидят на стульях (не за столами). Учитель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около учителя и приседают на корточки. Учитель произносит текст:
Зайка серенький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал. (учитель надевает маску)
Дети убегают на свои места.
Молодцы! Согрелись! Подвигались!
5. Упражнение по коррекцию мелкой моторики и речи
«Прятки» (Сжимание карандаша в кулачке).
Возьмите короткий карандашик и зажмите его в кулачке, спрячьте. А теперь спрячьте в другой руке ((имя ребенка) и (имя ребенка) выполняют с помощью педагога «рука в руке»)
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
6. Первичное закрепление изложенного материала.
Упражнение «Найди свои вещи на цветной фотографии».
Цель: расширение зрительных горизонтов,
- Ребята, на фотографии есть ваши вещи. Вам нужно обвести в кружочек эти вещи (сандалии, туфли, сапожки, куртки, шапки)
- (имя ребенка), это твоя куртка? (нет). Это твои туфельки? (мои)
-(имя ребенка), покажи свою куртку? (показывает пальчиком, обводка куртки с помощью педагога «рука в руке»).
(имя ребенка), (имя ребенка). –самостоятельное выполнение задания
(имя ребенка). –с частичной помощью педагога
(имя ребенка), (имя ребенка) – с помощью педагога «рука в руке»
Обводка по шаблону «Лиса»
- А теперь давайте посмотрим, кто придет к нам в гости на следующее занятие. (Учитель показывает шаблон лисы)
- Как вы думаете, кто это? Правильно, это лисичка-сестричка. Давайте, мы обведем лисичку карандашом и оставим ее в альбоме. (Дети выполняют обводку. ((имя ребенка). и (имя ребенка) выполняют обводку самостоятельно, (имя ребенка). – частичная помощь, (имя ребенка) и (имя ребенка) – «рука в руке»).
7. Подведение итогов урока.
Занятие подошло к концу, мы хорошо поработали. Хочется вас всех обнять и сказать «спасибо».
Упражнение «Спасибо».
-Сейчас мы снова встанем в круг. Учитель подходит к каждому ребенку по очереди обнимает его, приговаривая «Спасибо». Дети, по подобию учителя, обнимаются по очереди со всеми детьми, стоящими в кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебное материал) для 2 класса. Школа России. Тема:«Будь другом природе. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту».
Тип урока: комбинированный урок. Цель урока: расширить и углубить знания о Красной книги, п...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Буква Ю" (2 вариант) 6 класс.
Конспект урока по обучению грамоте в коррекционной школе...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Буква Л". (2 вариант) 1 класс.
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Письмо буквы Рр" (2 вариант) 5 класс.
Урок обучение грамоте (письмо) 5 класс буква Рр...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Буква Цц" (2 вариант) 6 класс.
конспект урока для 6 клсса, для детей с УУО...

Конспект урока по учебному предмету "Речь и альтернативные коммуникации"
laquo;Рисование ручкой на листе бумаги линий в различных направлениях (вертикальные линии)»....
Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе на тему: "Называние (использование) слов указывающих на предмет, его признак (я, мой, твой)".
В разработке данного урока у обучающихся с уинтеллектуальными нарушениями формируются навыки правильного употреблнения (использования) мтоимений в повседневной речи, используя указательные жесты....