Работа над пониманием речи ребенка с РАС
статья
Предварительный просмотр:
Одним из маркеров РАС является нарушение речевого развития. Оно варьируется по своему характеру, форме проявления и степени выраженности. Но, в любом случае, РАС без речевых нарушений – это вопрос к правильности постановки диагноза к тем или иным специалистам.
В данной выступлении мы будем говорить о такой форме речевого нарушения у детей младшего школьного возраста с РАС, как нарушение понимания речи, то есть нарушение импрессивной речи. Большинство родителей сразу обращают внимание на данную проблему, так как трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития ребенка. Родители (близкие родственники) начинают замечать, что ребенок не понимает названий предметов, действий, не выполняет простые речевые инструкции, что затем и подтверждается определенным специалистом. В младшем школьном возрасте ребенок с РАС не понимает обращенную к нему речь, прочитанное, не может ответить на вопросы, и соответственно, пересказ выступает как недостижимое действие. Кроме того, аутистичный ребенок, погруженный в собственный сенсорных опыт познания окружающего мира, часто не воспринимает речь, как источник информации о происходящем вокруг.
Актуальность выбора данного нарушения для исследования связана с тем, что отклонения в понимании речи негативно сказываются на развитии экспрессивной речи, влияя на коррекционный процесс в целом. Соответственно, своевременное выявление данного нарушения позволит максимально возможно преодолеть нарушения формирования речи у детей с РАС, и способствовать успешности и результативности коррекционного процесса в целом.
Цель данного выступления заключается в теоретическом анализе такого речевого нарушения, как понимание речи у детей с РАС младшего школьного возраста, важности и первостепенной необходимости коррекционной работы, и поиске наиболее успешной коррекционной программы при данном речевом нарушении.
Нарушения импрессивной речи у детей с РАС могут иметь разную степень выраженности: от полного непонимания речи до непонимания ее социального контекста. Нарушение понимания речи отражает главную особенность РАС – несформированность коммуникативной сферы.
Таким образом, нарушенное понимание обращенной речи является следствием общего нарушения развития при РАС.
Исследованиями речевых нарушений при РАС занимались многие ученые. Так, например, Никольская О. С. отмечает сложности понимания речи, и соответственно следования речевым инструкциям, а Лебединский В. В., Мороза С. С. выделяют нарушение развития речи в качестве основного расстройства при РАС.
Несформированность импрессивной речи препятствует включению детей с РАС в среду сверстников, соответственно препятствую развитию коммуникативной сферы у ребенка. Возникает своего рода «палка о двух концах».
Нарушение понимания речи у детей с РАС требует целенаправленной, систематической и долговременной коррекции. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности самого расстройства аутистического спектра. Длительность работы определяется индивидуально в зависимости от особенностей самого ребенка и его компенсаторных возможностей.
Оценка уровня развития ребенка с РАС проводится комплексно специалистами, а затем разрабатывается индивидуальный план коррекционной помощи. При коррекционной работе важно дозировать нагрузку соответствующую возможностям ребенка с РАС. Нужно учитывать и эмоционально-волевые особенности детей с РАС (например, агрессия, страхи, стереотипное поведение). Вне зависимости от индивидуализации коррекционного плана существуют общие этапы, необходимые для включения в него:
- Адаптационный период: привыкание к специалисту, правилам
поведения на занятиях, то есть формирование общих учебных навыков. Большое значение имеет ритуал, помогающий настроиться на занятия. Необходимо использовать эмоционально-смысловые комментарии, исходя из интересов и соответствующего опыта ребенка. Необходимо вносить смысл в любую активность ребенка, проговаривать ситуации, устанавливающие причинно-следственную связь.
- Формирование указательного жеста, жестов: «да», «нет».
- Работа над артикуляционной моторикой, мелкой и крупной моторикой,
речевым дыханием, межполушарным взаимодействием.
Каковы же основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи? Проанализировав различных авторов по интересующему нас вопросу, наиболее актуальной и результативной выступает программа, предложенная Никоновой Н. А., Павловой Ю. Б., которая включает пять основных этапов.
На первом этапе авторы предлагают отрабатывать словарь имен существительных по темам (предварительно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понимает значение слов и соотносит его с конкретным предметом или картинкой). Отрабатываются простые речевые инструкции: «дай», «покажи». Затем происходит дифференциация этого предмета среди других. Заучиваются ответы на вопросы: «Что ты дал?», «Что ты принес?».
На втором этапе прорабатывается словарь глаголов. Вводятся простые инструкции: «Иди сюда», «Положи», «Садись» - путем имитации движения взрослых, затем переходят на картинный материал.
Третий этап предполагает отработку словаря прилагательных, а четвертый – работу над грамматическим строем речи.
И на заключительном, пятом этапе проводится работа над пониманием прочитанного, путем анализа каждого слова в предложении.
Если ребенок не говорящий, то используем методы альтернативной коммуникации (например, PECS, пиктограммы и т. п.).
По-моему мнению, данная коррекционная программа развития импрессивной речи наиболее полно соответствует комплексному подходу, принципам последовательности и целенаправленности работы.
Параллельно работе над пониманием речи, педагогами проводится работа по:
- развитию речеслухового восприятия;
- развитию математических представлений, формированию пространственных и временных представлений;
- формированию навыков самообслуживания.
Анализ научных материалов позволяет сделать следующие выводы о состоянии импрессивной речи у младших школьников с РАС:
- Состояние экспрессивной речи у детей с РАС взаимосвязано с
нарушением социально-коммуникативной сферы.
- Выявлены трудности восприятия и построения образа предмета.
Нарушено смысловое понимание слова, действия и предложения.
- Отсутствие следования простым и/или сложным речевым инструкциям.
- Наряду с нарушением понимания речи присутствуют нарушения
фонематического слуха и фонематического анализа.
По-моему мнению, в данном выступлении удалось раскрыть необходимость и первостепенную важность работы над пониманием речи, которая является важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех остальных сторон речи и успешной коммуникации. Импрессивная речь выступает своего рода «плацдармом» экспрессивной, её активатором, способности к освоению базовых учебных навыков, и как следствие, успешности и результативности всего коррекционного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие № 2 для ребенка с РАС (ранний аутистический спектр). Использование "Личного букваря" в целях формирования понимания у ребенка с РАС положения его в социуме "семья"
Обучение ребенка с РАС (ранний аутистический спектр) глобальному чтению через ведение "Личного букваря" ("Мой альбом")...

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

План конспект "Понимание речи"
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать интерес у детей к слышимой речи, развиивать умение слушать речь взрослого. Предлагаю материал для развития понимания речи....

Контрольная работа на понимание текста во 2 классе
Контрольная работа на понимание текста во 2 классе "Друг"...

Исследование понимания речи у ребенка 1 класса с нарушением зрения.
В материале консультации мы привели примеры специальных тестовых заданий для изучения понимания учащимся речевых инструкций, фраз, текста....


