Дидактический материал для уроков музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе Для слабослышащих детей
статья
Дидактический материал
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для уроков музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе
Для слабослышащих детей
1. Карточки и схемы для фонетической ритмики
Система цветовых символов
- Красный круг — Краткое, ударное движение для согласного звука (например, «т», «к»)
- Синий круг — Плавное движение для гласного звука (например, «а», «о»)
- Зелёный круг — Комбинированный взмах рукой на слог («ма», «то»)
Методика использования:
Учитель показывает карточку, дети проговаривают соответствующий звук или слово с сопровождающим движением. Постепенно движения сокращаются, и звук закрепляется в самостоятельном произношении.
2. Ритмические упражнения и игры с предметами
Игра «Музыкальный кубик»
Описание: На каждой грани кубика изображены различные движения и действия.
Действия на гранях кубика:
- Хлопок в ладоши (2 раза)
- Топ ногой
- Взмах руками в стороны
- Кружение вокруг себя
- Марш на месте
- Пауза (замереть на месте)
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. Вся группа повторяет выпавшее действие под музыку в течение 8 счётов. Затем кубик переходит к следующему ребёнку.
Коррекционная цель: Развитие координации, чувства ритма, внимания и навыков группового взаимодействия.
Игра «Звуковое лото»
Материал: Карточки с изображением музыкальных инструментов (бубен, маракас, колокольчик, ксилофон, треугольник, барабан).
Ход игры:
- Каждому ребёнку раздаётся одна или две карточки с инструментом
- Педагог воспроизводит звук одного из инструментов (или включает аудиозапись)
- Дети, узнав звук, поднимают свою карточку и называют инструмент
- Побеждает тот, кто первым назвал правильный инструмент
Коррекционная цель: Развитие слухового восприятия, различение тембров, пополнение активного словаря.
3. Карты движений и разучивания танцевальных элементов
Упражнение «Шаги по кругу»
Материал: Цветные маркеры на полу, карточки с изображением движений.
Описание: На полу обозначен круг с разноцветными точками. Дети двигаются по кругу под музыку, следуя маркеру на полу.
Варианты выполнения:
- Обычная ходьба по кругу
- Ходьба с хлопками в определённом ритме
- По остановке музыки показывают карточку с движением: «руки вверх», «присесть», «поворот», «прыжок»
Коррекционная цель: Ориентировка в пространстве, развитие координации движений, формирование чувства темпа и ритма.
Картинки-подсказки для танцевальных композиций
Пример последовательности танца:
- Шаг вправо (стрелка вправо)
- Хлопок в ладоши (две ладони)
- Шаг влево (стрелка влево)
- Хлопок в ладоши
- Кружение вокруг себя (круговая стрелка)
- Пауза (стоп-сигнал)
Методика использования: Учитель показывает последовательность картинок. Дети выполняют движения в соответствии с изображениями, одновременно проговаривая счёт или название движения.
4. Наглядные опоры при слухозрительном предъявлении информации
Карточки с текстами песен и иллюстрациями
Пример: Песня «В лесу родилась ёлочка»
К песне подготавливаются:
- Большие карточки с текстом (шрифт 24-28 пунктов)
- Иллюстрации: ёлка, зимний лес, животные (заяц, волк, медведь)
- Символы эмоций: весело, торжественно
Методика работы:
- Учитель показывает иллюстрацию и называет её
- Дети повторяют название
- Дети поют фразу из песни, глядя на текст и иллюстрацию
- Учитель поощряет правильное произношение
Символы средств музыкальной выразительности
Темп (скорость музыки):
- Быстро — стрелка, направленная вверх (↑)
- Медленно — черепаха (🐢)
- Средний темп — равномерная пунктирная линия
Громкость:
- Громко — солнце с лучами
- Тихо — луна (🌙)
- Средняя громкость — звезда (⭐)
Характер музыки:
- Весело — улыбающееся лицо (😊)
- Грустно — грустное лицо (😞)
- Спокойно — спящее лицо (😴)
- Торжественно — корона (👑)
5. Инструкционные карточки для артикуляционной гимнастики
Система карточек с упражнениями
Упражнение 1: «Дуем на свечу»
Изображение: Свеча с пламенем
Инструкция:
- Открыть рот
- Сложить губы трубочкой
- Дуть на воображаемое пламя свечи
- Выполнять 8-10 раз
Коррекционная цель: Развитие речевого дыхания, формирование правильной воздушной струи.
Упражнение 2: «Улыбка»
Изображение: Лицо с широкой улыбкой
Инструкция:
- Растянуть губы в улыбку
- Показать верхние и нижние зубы
- Удерживать улыбку 5 секунд
- Расслабить мышцы лица
- Повторить 5-6 раз
Коррекционная цель: Развитие подвижности мимических мышц, подготовка к произнесению звуков, требующих улыбки.
Упражнение 3: «Лошадка»
Изображение: Голова лошади
Инструкция:
- Открыть рот
- Прищёлкивать языком (имитируя цоканье лошадиных копыт)
- Выполнять 10-15 прищёлкиваний
- Повторить 2-3 подхода
Коррекционная цель: Развитие подвижности языка, укрепление мышц, произнесение звука «щ».
Упражнение 4: «Чашечка»
Изображение: Чашка с краями
Инструкция:
- Открыть рот
- Сделать язык в форме чашечки (края языка приподняты)
- Удерживать позицию 5 секунд
- Повторить 5-6 раз
Коррекционная цель: Подготовка к произнесению звуков «ш», «ж», «ч», развитие артикуляционной точности.
6. Подбор репертуара и структура урока
Примерная структура занятия (40 минут)
Этап 1: Вступление (3 минут)
- Проверка слуховых аппаратов (убедиться, что все дети правильно пользуются аппаратами)
- Приветствие под музыку (дети хлопают в ритм приветствия)
- Игра на внимание: педагог показывает движение, дети повторяют
- Настрой детей на занятие (создание положительного эмоционального климата)
Этап 2: Артикуляционная гимнастика (5 минут)
- Упражнения по карточкам: «Дуем на свечу», «Улыбка», «Лошадка»
- Учитель демонстрирует, дети повторяют
- Каждое упражнение повторяется 5-6 раз
- Фонетическая ритмика: проговаривание звуков с движениями (кр. 3-4 звука)
Этап 3: Основная часть (24 минуты)
Подэтап 3а: Фонетическая ритмика (9 минут)
- Разучивание нового звука (или закрепление уже изученного)
- Проговаривание звука с ударным движением
- Слоговые цепочки: та-та-та, ка-ка-ка
- Слова и простые фразы: «кот», «такси», «кошка»
Подэтап 3б: Ритмические упражнения с инструментами (8 минут)
- Распределение инструментов между детьми
- Игра на инструментах под музыку
- Фронтальная игра в детском оркестре
- Развитие чувства ритма и координации
Подэтап 3в: Движение под музыку (7 минут)
- Слушание музыкального фрагмента (20-30 секунд)
- Обсуждение: быстро или медленно, громко или тихо, весело или грустно
- Свободные движения под музыку в пространстве кабинета
- Разучивание простого танцевального движения (шаг, хлопок, кружение)
Этап 4: Игра «Музыкальный кубик» (5 минут)
- Дети по очереди бросают кубик
- Вся группа повторяет выпавшее действие
- Выполнение действия под музыку
Этап 5: Итоговая часть (3 минуты)
- Совместное исполнение знакомой песни (например, простой песни про погоду, животных или времена года)
- Краткий рефлексивный круг: дети показывают карточку с эмоцией (понравилось, было трудно, интересно)
- Прощание под музыку
7. Самооценка и обратная связь
Система картинок-эмоций для самооценки
Карточки с эмоциями:
- 😊 Весело, мне понравилось — для положительной оценки занятия
- 🤔 Было трудно, но интересно — для обозначения затруднений, которые дети преодолевали
- 😞 Было трудно — для сигнала о трудности, требующей внимания педагога
- ⭐ Хочу повторить — для обозначения понравившегося упражнения или песни
- 🙋 Я справился! — для обозначения успеха
Методика использования:
В конце занятия учитель предлагает детям выбрать одну карточку, которая отражает их отношение к занятию. Дети могут показать её молча или проговорить: «Мне понравилось».
Детская анкета для обратной связи
Вопросы (с картинками для лучшего понимания):
- Какой звук (или движение) было приятным?
- Варианты ответов: (педагог показывает карточки с изображениями звуков или движений)
- Что новое ты узнал на занятии?
- Варианты ответов: новый звук, новое движение, новую песню, новый инструмент
- Хочешь ли ты повторить это занятие?
- Да (большой палец вверх 👍)
- Нет (большой палец вниз 👎)
- Может быть (нейтральное выражение лица)
- Какой инструмент тебе больше всего нравится?
- Варианты: бубен, маракас, колокольчик, ксилофон, барабан
Заполнение анкеты: Учитель читает вопрос, показывает картинку, дети показывают или говорят свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”
В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"
в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
В данной статье рассматривается значение дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ ,их структура,особенности проведения. Приведены дид...

Конспект открытого урока "Музыкально-ритмические игры"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТЕМА УРОКА: Музыкально-ритмические игры.Класс: 4 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Музыкально-ритмические игры.Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: закрепить умение слу...
Дидактические игры на уроках чтения, русского языка в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – часть учебного проце...

Работа по выявлению и развитию способностей слабослышащих учащихся на уроках музыкально-ритмических занятиях в коррекционной школе
Работа по выявлению спосбностей...
