Дидактический материал для уроков музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе Для слабослышащих детей
статья

Полякова Юлия Александровна

Дидактический материал

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактический материал для уроков музыкально-ритмических занятий в коррекционной школе

Для слабослышащих детей


1. Карточки и схемы для фонетической ритмики

Система цветовых символов

  • Красный круг  — Краткое, ударное движение для согласного звука (например, «т», «к»)
  • Синий круг  — Плавное движение для гласного звука (например, «а», «о»)
  • Зелёный круг — Комбинированный взмах рукой на слог («ма», «то»)

Методика использования:
Учитель показывает карточку, дети проговаривают соответствующий звук или слово с сопровождающим движением. Постепенно движения сокращаются, и звук закрепляется в самостоятельном произношении.


2. Ритмические упражнения и игры с предметами

Игра «Музыкальный кубик»

Описание: На каждой грани кубика изображены различные движения и действия.

Действия на гранях кубика:

  • Хлопок в ладоши (2 раза)
  • Топ ногой
  • Взмах руками в стороны
  • Кружение вокруг себя
  • Марш на месте
  • Пауза (замереть на месте)

Ход игры: Дети по очереди бросают кубик. Вся группа повторяет выпавшее действие под музыку в течение 8 счётов. Затем кубик переходит к следующему ребёнку.

Коррекционная цель: Развитие координации, чувства ритма, внимания и навыков группового взаимодействия.

Игра «Звуковое лото»

Материал: Карточки с изображением музыкальных инструментов (бубен, маракас, колокольчик, ксилофон, треугольник, барабан).

Ход игры:

  1. Каждому ребёнку раздаётся одна или две карточки с инструментом
  2. Педагог воспроизводит звук одного из инструментов (или включает аудиозапись)
  3. Дети, узнав звук, поднимают свою карточку и называют инструмент
  4. Побеждает тот, кто первым назвал правильный инструмент

Коррекционная цель: Развитие слухового восприятия, различение тембров, пополнение активного словаря.


3. Карты движений и разучивания танцевальных элементов

Упражнение «Шаги по кругу»

Материал: Цветные маркеры на полу, карточки с изображением движений.

Описание: На полу обозначен круг с разноцветными точками. Дети двигаются по кругу под музыку, следуя маркеру на полу.

Варианты выполнения:

  • Обычная ходьба по кругу
  • Ходьба с хлопками в определённом ритме
  • По остановке музыки показывают карточку с движением: «руки вверх», «присесть», «поворот», «прыжок»

Коррекционная цель: Ориентировка в пространстве, развитие координации движений, формирование чувства темпа и ритма.

Картинки-подсказки для танцевальных композиций

Пример последовательности танца:

  1. Шаг вправо (стрелка вправо)
  2. Хлопок в ладоши (две ладони)
  3. Шаг влево (стрелка влево)
  4. Хлопок в ладоши
  5. Кружение вокруг себя (круговая стрелка)
  6. Пауза (стоп-сигнал)

Методика использования: Учитель показывает последовательность картинок. Дети выполняют движения в соответствии с изображениями, одновременно проговаривая счёт или название движения.


4. Наглядные опоры при слухозрительном предъявлении информации

Карточки с текстами песен и иллюстрациями

Пример: Песня «В лесу родилась ёлочка»

К песне подготавливаются:

  • Большие карточки с текстом (шрифт 24-28 пунктов)
  • Иллюстрации: ёлка, зимний лес, животные (заяц, волк, медведь)
  • Символы эмоций: весело, торжественно

Методика работы:

  1. Учитель показывает иллюстрацию и называет её
  2. Дети повторяют название
  3. Дети поют фразу из песни, глядя на текст и иллюстрацию
  4. Учитель поощряет правильное произношение

Символы средств музыкальной выразительности

Темп (скорость музыки):

  • Быстро — стрелка, направленная вверх (↑)
  • Медленно — черепаха (🐢)
  • Средний темп — равномерная пунктирная линия

Громкость:

  • Громко — солнце  с лучами
  • Тихо — луна (🌙)
  • Средняя громкость — звезда (⭐)

Характер музыки:

  • Весело — улыбающееся лицо (😊)
  • Грустно — грустное лицо (😞)
  • Спокойно — спящее лицо (😴)
  • Торжественно — корона (👑)

5. Инструкционные карточки для артикуляционной гимнастики

Система карточек с упражнениями

Упражнение 1: «Дуем на свечу»

Изображение: Свеча с пламенем

Инструкция:

  1. Открыть рот
  2. Сложить губы трубочкой
  3. Дуть на воображаемое пламя свечи
  4. Выполнять 8-10 раз

Коррекционная цель: Развитие речевого дыхания, формирование правильной воздушной струи.

Упражнение 2: «Улыбка»

Изображение: Лицо с широкой улыбкой

Инструкция:

  1. Растянуть губы в улыбку
  2. Показать верхние и нижние зубы
  3. Удерживать улыбку 5 секунд
  4. Расслабить мышцы лица
  5. Повторить 5-6 раз

Коррекционная цель: Развитие подвижности мимических мышц, подготовка к произнесению звуков, требующих улыбки.

Упражнение 3: «Лошадка»

Изображение: Голова лошади

Инструкция:

  1. Открыть рот
  2. Прищёлкивать языком (имитируя цоканье лошадиных копыт)
  3. Выполнять 10-15 прищёлкиваний
  4. Повторить 2-3 подхода

Коррекционная цель: Развитие подвижности языка, укрепление мышц, произнесение звука «щ».

Упражнение 4: «Чашечка»

Изображение: Чашка с краями

Инструкция:

  1. Открыть рот
  2. Сделать язык в форме чашечки (края языка приподняты)
  3. Удерживать позицию 5 секунд
  4. Повторить 5-6 раз

Коррекционная цель: Подготовка к произнесению звуков «ш», «ж», «ч», развитие артикуляционной точности.


6. Подбор репертуара и структура урока

Примерная структура занятия (40 минут)

Этап 1: Вступление (3 минут)

  • Проверка слуховых аппаратов (убедиться, что все дети правильно пользуются аппаратами)
  • Приветствие под музыку (дети хлопают в ритм приветствия)
  • Игра на внимание: педагог показывает движение, дети повторяют
  • Настрой детей на занятие (создание положительного эмоционального климата)

Этап 2: Артикуляционная гимнастика (5 минут)

  • Упражнения по карточкам: «Дуем на свечу», «Улыбка», «Лошадка»
  • Учитель демонстрирует, дети повторяют
  • Каждое упражнение повторяется 5-6 раз
  • Фонетическая ритмика: проговаривание звуков с движениями (кр. 3-4 звука)

Этап 3: Основная часть (24 минуты)

Подэтап 3а: Фонетическая ритмика (9 минут)

  • Разучивание нового звука (или закрепление уже изученного)
  • Проговаривание звука с ударным движением
  • Слоговые цепочки: та-та-та, ка-ка-ка
  • Слова и простые фразы: «кот», «такси», «кошка»

Подэтап 3б: Ритмические упражнения с инструментами (8 минут)

  • Распределение инструментов между детьми
  • Игра на инструментах под музыку
  • Фронтальная игра в детском оркестре
  • Развитие чувства ритма и координации

Подэтап 3в: Движение под музыку (7 минут)

  • Слушание музыкального фрагмента (20-30 секунд)
  • Обсуждение: быстро или медленно, громко или тихо, весело или грустно
  • Свободные движения под музыку в пространстве кабинета
  • Разучивание простого танцевального движения (шаг, хлопок, кружение)

Этап 4: Игра «Музыкальный кубик» (5 минут)

  • Дети по очереди бросают кубик
  • Вся группа повторяет выпавшее действие
  • Выполнение действия под музыку

Этап 5: Итоговая часть (3 минуты)

  • Совместное исполнение знакомой песни (например, простой песни про погоду, животных или времена года)
  • Краткий рефлексивный круг: дети показывают карточку с эмоцией (понравилось, было трудно, интересно)
  • Прощание под музыку

7. Самооценка и обратная связь

Система картинок-эмоций для самооценки

Карточки с эмоциями:

  • 😊 Весело, мне понравилось — для положительной оценки занятия
  • 🤔 Было трудно, но интересно — для обозначения затруднений, которые дети преодолевали
  • 😞 Было трудно — для сигнала о трудности, требующей внимания педагога
  • ⭐ Хочу повторить — для обозначения понравившегося упражнения или песни
  • 🙋 Я справился! — для обозначения успеха

Методика использования:
В конце занятия учитель предлагает детям выбрать одну карточку, которая отражает их отношение к занятию. Дети могут показать её молча или проговорить: «Мне понравилось».

Детская анкета для обратной связи

Вопросы (с картинками для лучшего понимания):

  1. Какой звук (или движение) было приятным?
  • Варианты ответов: (педагог показывает карточки с изображениями звуков или движений)
  1. Что новое ты узнал на занятии?
  • Варианты ответов: новый звук, новое движение, новую песню, новый инструмент
  1. Хочешь ли ты повторить это занятие?
  • Да (большой палец вверх 👍)
  • Нет (большой палец вниз 👎)
  • Может быть (нейтральное выражение лица)
  1. Какой инструмент тебе больше всего нравится?
  • Варианты: бубен, маракас, колокольчик, ксилофон, барабан

Заполнение анкеты: Учитель читает вопрос, показывает картинку, дети показывают или говорят свой ответ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В данной статье рассматривается значение  дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах  специальных (коррекционных) школ ,их структура,особенности проведения. Приведены дид...

Конспект открытого урока "Музыкально-ритмические игры"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТЕМА УРОКА: Музыкально-ритмические игры.Класс: 4 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Музыкально-ритмические игры.Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: закрепить умение слу...

Дидактические игры на уроках чтения, русского языка в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – часть учебного проце...