Из опыта работы учителя начальных классов "Подготовка к школе"
опыты и эксперименты

Васякина Светлана Николаевна

Подготовка детей к школе - одна из форм работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_podgotovka_k_shkole.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.

Тема: «Преемственность ДОУ и школы в вопросах развития речевых умений детей

как одно из условий обеспечения качества образования»

Из опыта работы “Подготовка  детей к школе”

 учителя начальных классов Васякиной С.Н.

    Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.       Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

     В Курманаевской СОШ создана программа «Дошколенок». Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Подготовка к школе по программе «Дошкольник» носит развивающий характер, помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; содержание максимально адаптировано к образовательной программе «Школа России», по которой ведётся обучение в школе. Обучение проводится по 3 курсам: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика», «Экологическое воспитание».

Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 10 недель. Общее количество занятий – 30.

   Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению.

   Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

  В связи с этим я начала углубленно изучать тему «Подготовка детей к школе». Искала и подбирала оптимально доступные технологии и методики, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

  В с. Курманаевка воспитатели в детских садах очень хорошо готовят к школе. Но необходимо, чтобы дети почувствовали себя учениками, узнали требования учителя. Исходя из программы, начала изучать различные пособия для подготовки к школе. На основе выбранных, составила тетради для детей на 10 дней, в которых включила   работу в клетку и в узкую линию. Цель: научить  детей  видеть строчку, открывать нужную страницу, выполнять задания. Начинаю работу с клетки. Может это не так важно, и ребенок может писать как угодно - в чистом блокноте, на листе бумаги …..

   Во-первых, это помогает ребенку развивать мелкую моторику и координацию движений. При письме в клетку ребенок должен контролировать свои движения и следить за тем, чтобы буквы были написаны ровно и аккуратно.

   Во-вторых, клетка является своего рода опорой для ребенка, которая помогает ему размещать буквы на одинаковом расстоянии друг от друга и правильно держать пропорции. Это особенно важно для начинающих писать детей, которые только учатся формировать буквы.

    В -третьих, порядок и структура. Ребенок учится размещать элементы на линии, следовать определенным правилам и дисциплинировать себя. Все это очень важно для успешного обучения дальнейшему письму и чтению.

   Так что не стоит пренебрегать письмом в клетку, это вполне ценный навык, который пригодится вашему ребенку в будущем.

Именно здесь ребята могут почувствовать наклон элемента, буквы, цифры и т.д. В ней предлагаются упражнения, направленные на развитие основных графических навыков. Ребенок должен аккуратно обвести элементы букв и узоры по контуру, раскрасить фигуры и выполнить различные виды штриховки.

     Поэтому всегда провожу первым уроком  математику.

На данных уроках помимо формирования понятия числа и цифры, пишем элементы букв и сами буквы, усложняясь от урока к уроку. В классе больше всего  пишем по контуру. Предлагаю ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

После изучения всех основных элементов букв приступаем к конструированию букв. Целью, написать все буквы алфавита не ставлю. В 1 классе на уроках мы их напишем.

При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь,  но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте.

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

   Занятия по подготовке к школе для детей  6 лет проводила в свободной форме с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Не остаются в стороне и родители. Еженедельно дети получают домашние задания. Совместно с родителями они выполняют задания. Обязательно родители после каждого занятия получают подробную консультацию по каждому элементу и букве.

К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.

   Особенностью моей работы является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребёнком. Эта форма работы представляет собой такой подбор «развивающих игр», упражнений и других видов продуктивной деятельности, который способствует обучению ребёнка на высоко позитивном эмоциональном уровне. Очень важным для меня является подготовка к каждому занятию. Заранее подбираю  наглядный,  дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

 Следует помнить, что систематические занятия не только дают ребенку новые знания, приобщают к разным видам деятельности, совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых, что в дальнейшем поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, занятия несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф. "Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности"

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его "Я" и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты...