Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ОТ ТРУДНОСТЕЙ К УВЕРЕННЫМ ШАГАМ"
статья (1 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ОТ ТРУДНОСТЕЙ К УВЕРЕННЫМ ШАГАМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_navyka_pisma.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ: ОТ ТРУДНОСТЕЙ К УВЕРЕННЫМ ШАГАМ

Агапитова Валентина Игоревна,

учитель начальных классов
ГБОУ школы № 566

 Невского района Санкт-Петербурга

Умение писать – один из ключевых навыков, которым овладевает ребенок в школе. Для первоклассника письмо – это сложный психофизиологический процесс, требующий координации зрения, мелкой моторики, внимания и мышления. Задача учителя начальных классов – не просто научить выводить буквы, а заложить прочный фундамент для формирования автоматизированного, грамотного и аккуратного письма. Эта статья посвящена практическим аспектам и педагогическим приемам, помогающим сделать этот процесс эффективным и посильным для каждого ребенка.

Письмо не начинается с прописей. Ему предшествует длительная подготовка:

  1. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами (лепка, мозаика, конструктор, шнуровки), штриховка, обведение рисунков по контуру, графические диктанты.
  2. Укрепление мышц руки: работа с пластилином, ножницами, кистью, игры с мячом.
  3. Формирование пространственных представлений: умение ориентироваться на листе бумаги (верх/низ, право/лево, центр/угол), в тетради (рабочая строка, межстрочное пространство). Помогают игры «Найди клетку», «Повтори узор».
  4. Развитие зрительно-моторной координации: трафареты, лабиринты, дорисовывание симметричных половинок.

Основные трудности и их причины

Учителю важно понимать, с чем может столкнуться ребенок:

  • Быстрая утомляемость: мышцы руки еще слабы.
  • Низкий темп письма: неавтоматизированность движений.
  • Несоблюдение строки, разный наклон и размер букв: проблемы с пространственным восприятием и координацией.
  • Дрожащие, «рваные» линии, слишком сильный/слабый нажим: неразвитость мелкой моторики, неправильный захват ручки.
  • Зеркальное написание букв: несформированность зрительного образа буквы.

Этапы формирования графического навыка

  1. Аналитический: ребенок изучает начертание буквы, ее элементы (овал, палочка, крючок), отрабатывает их написание отдельно. Ключевую роль играет подробный показ и объяснение учителя: куда ведем линию, где поворачиваем, где отрываем руку.
  2. Синтетический (условно-автоматический): буквы соединяются в слоги и слова. Отрабатываются основные виды соединений («нижнее», «среднее», «верхнее»). Важно уделять внимание не скорости, а качеству соединений.
  3. Автоматический: внимание смещается с процесса написания на содержание текста. Наступает он гораздо позже, к концу начальной школы, но фундамент закладывается в 1 классе.

Практические рекомендации и приемы

  • Посадка и положение тетради: следите за осанкой, расстоянием до тетради (30-35 см), правильным наклоном тетради (для правши – левый нижний угол направлен к центру груди).
  • Постановка руки: используйте тренажеры-насадки, рисуйте «точки опоры» на среднем пальце, играйте в «Проведи птичку в клетку, не урони птенца» (удержание на ручке небольшого предмета – ластика).
  • Алгоритм письма: создайте четкий порядок действий: 1) проанализировать букву (из каких элементов состоит), 2) определить точку начала письма, 3) проговорить траекторию движения вслух (использовать комментированное письмо), 4) написать в воздухе, 5) написать в тетради.
  • Работа над ошибками: не просто указывать на грязь или кривизну, а диагностировать причину. «Эта палочка уползла вверх? Давай потренируемся ставить точку начала буквы точно на рабочей строке». Используйте поля-«шпаргалки» в тетради с образцами букв и соединений.
  • Игровые технологии: вводите элементы соревнования («Кто красивее напишет строку букв «и»?»), сказки о буквах, «Письмо на спине» (тактильное угадывание), «Волшебный мешочек» (узнавание букв на ощупь).
  • Дозирование нагрузки: чередуйте письмо с гимнастикой для пальчиков, физкультминутками, устной работой. «Минутки чистописания» (3-5 минут) эффективнее долгого изнурительного списывания.
  • Создание ситуации успеха: хвалите за старание, за улучшение, даже если результат еще далек от идеала. Выделяйте в работе «самую красиву букву». Используйте поощрительные печати.

Формирование навыка письма – это марафон, а не спринт. Терпение, систематичность, понимание физиологических и психологических особенностей первоклассника, творческий подход учителя – вот залог успеха. Наша цель – не просто научить ребенка писать, а сохранить его интерес к познанию, трудолюбие и веру в свои силы, сделав письмо удобным и понятным инструментом для выражения мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Навык письма - трудности обучения"

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....

Навык письма - трудности обучения

Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...

навык письма - трудности обучения

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....