внеурочная деятельность факультатив "РОСТ" (развитие, общение, самооценка, творчество)
рабочая программа на тему

Дунаева Татьяна Викторовна

Содержание деятельности учащихся в данной программе во внеурочное время, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре наполненной интересным познавательныи материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции. Проявляют себя эмоционнально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_rost.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования №3

Краснодарский край Кавказский район станица Казанская

УТВЕРЖДЕНО

                                                                         решение педсовета протокол №3

от ______20__   года

                                                                          _________/Бондаренко В.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

____________________________________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

________________________________________________

(наименование курса)

_________________________________________________________

(срок реализации программы)

________________________________________________________

(возраст обучающихся)

                                                                           

                                                                             ____________________________

                                                                          (Ф.И.О. учителя, составителя)

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – научно –познавательная и художественно эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 6 часа, 2 часа в неделю. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре наполненной  интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции. Проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческой, познавательной, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели курса:

  • Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи курса:

  • Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой                         социальной среде.
  • Формирование положительной «Я -  концепции»
  • Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  • Развитие навыков рефлексивных действий.
  • Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно – прикладного творчеств.
  • Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименований разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

1

Выявление уровня развития восприятия, воображения. Вводный урок.

Занятия курса предполагают развитие надпредметных универсальных учебных действий (УУД)

Для формирования личностных УУД

2

Выявление уровня развития внимания, памяти и мышления

Предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).

Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки» работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.

Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды

3

Развитие концентрации внимания

4

Развитие мышления.

5

Развитие аналитических способностей.

6

Совершенствование мыслительных операций

7

Тренировка зрительной памяти.

заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке иклетчатой бумаге, упражнение на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы ……»).

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни….», «аргументируй своё мнение…..»,задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.

 

В задании «Отгадай загадку» (задание №1 в каждом занятии)

Основная задача этого этапа – подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок (обычно четвёртая) предполагает неоднозначный ответ)

ЗАДАЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИКУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СРАВНИВАТЬ, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ (№2)

В задании «Поиграем с пальчиками» (№3)

8

Развитие мышления

9

Развитие концентрации внимания

10

Развитие мышления

11

Изготовление работ в технике рваной аппликации

12

Совершенствование воображения

13

Творческая работа в технике рваной аппликации

14

Завершение работ в технике рваной аппликации

15

Развитие аналитических способностей

16

Совершенствование мыслительных операций

17

Развитие концентрации внимания

18

Развитие мышления

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

20

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

21

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

22

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

 24

Изготовление объёмных поделок из бумаги

25

Изготовление объёмных поделок из бумаги

26

Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

28

Совершенствование воображения.

29

Совершенствование воображения.

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

31

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

32

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

33

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

34

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

35

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

36

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

37

Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток

38

Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток

39

Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги

40

Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги

41

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

42

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

43

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

44

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

45

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

46

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

47

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

48

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

49

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

50

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

51

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

52

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

53

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

54

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

55

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

56

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

57

Конструирование. Изготовление простейших многогранников

58

Конструирование. Изготовление простейших многогранников

59

Творческая групповая работа по и конструированию. Создание макета из простейших фигур

60

Творческая групповая работа по и конструированию. Создание макета из простейших фигур

61

Весёлые задачки и головоломки

62

В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами.

63

Числовые ребусы, кроссворд, лабиринты

64

Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика

65

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

66

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

3. Содержание учебной программы

В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому задания данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные виды заданий:

-динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения( зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата;

- познавательно-логические;

-коммуникативные

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.

 Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

 Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы, и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.

Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя  позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющимся мире.

Смыслообразование:

-мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

-самооценка  на основе критериев успешной этой деятельности;

-эмпатия,  как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

-уважительное отношение к иному миру;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях;

-эстетические потребности, ценности  чувства;

Ожидаемые результаты:

- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

- укрепление здоровья школьников.

5.Формы и  виды контроля

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями этой системы являются

- комплексный подход к оценке результатов образования  (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

-Использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

6.Методические рекомендации

- примерная рабочая программа курса;

-поурочные разработки для учителя;

-рабочие тетради для ученика

Материально-техническое обеспечение:

-материалы для оформления и детского творчества;

-наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Гвоздева Е.,Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.:Речь,2011

2.Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – м.:Ридерз Дайджест, 2006.

3.Надеждина В. Танграм. 1000+ 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.

4. Перельман Я.И. Весёлые задачки и головоломки. – М.:АСТ,2010.

5. Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М.,2012.

6.Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.

7. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом : «Литера»,2010.

Ридерз Дайджест, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «РОСТ: РАЗВИТИЕ, ОБЩЕНИЕ, САМООЦЕНКА,ТВОРЧЕСТВО"

Создание ПРОГРАММы по ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)   УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА   НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Программа универсального курса внеурочной деятельности «РОСТ : развитие, общение, самооценка, творчество»

Программа  внеурочной деятельности  составлена  в  соответствии НОО  ФГОС. Направленность  программы  научно-познавательная....

РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» 3 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9...