Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Феськова Елена Викторовна

Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края". 

Итоговое занятие по разделу "В гости к осени". На занятии используеся групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx26.22 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_41.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Феськова Елена Викторовна

Класс: 2

Учебное пособие: Природа родного края. Учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Н. Е. Пряникова, Н. В. Шик. – Брянск: «Курсив», 2013. – 124с.

Тема: «Осенний календарь. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь»

Оборудование: компьютер, проектор,  демонстрационный материал, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

  • регулятивные УУД: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, использовать знания в измененных условиях;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Личностные: способствовать  формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу;  формированию мотивационной основы учебной деятельности.

План-конспект

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, а я подарю вам; подарите свои улыбки нашим гостям и гости подарят свои улыбки вам. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.

- Ребята, перед тем как мы начнем наше занятие, покажите, пожалуйста, свой индикатор настроения.

  1.  Актуализация знаний.

(Звучит мелодия «У природы нет плохой погоды»)

- Ребята, послушайте фрагмент песни и скажите, какое время года навивает вам эта мелодия?

- Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", а других - "прощальная краса" природы, которая засыпает, готовясь к долгой и суровой зиме. Мы в гостях у прекрасной осени. Вот как о ней отозвался великий поэт А. С Пушкин: «Унылая пора! Очей очарованье!».

Только я, ребята, понять не могу, что такое осень – это унылая пора или очарование? Как-то разные это понятия. Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит сегодня найти ответ?

По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, какая осень?

Домашним задание для вас было составить синквейн об осени. Проверим, как группы справились с заданием.

Как вы уже поняли, сегодня нам предстоит работа в группах, поэтому, я думаю, что не лишним будет повторить правила работы в группе.

А оценивать работу на занятии вы будете сами, с помощью оценочных листов.

1 группа – ответственный – Рондик Полина.

2 группа – ответственный – Обыденникова Анастасия.

3 группа – ответственный – Туболева Мария.

1группа Осень

Великолепная, волшебная.

Наряжает, радует, изумляет.

Осень дарит нам красоту.

Сказка

2 группа Осень

Золотая, красивая.

Украшает, печалит, наступает.

Осень – красивое время года.

Покой

3 группа Осень

Дождливая, золотая.

Наступает, золотит, мочит.

Осень – печальное время года.

Грусть

Молодцы, я вами очень довольна. Оцените себя.

Но вот нет точного ответа: что такое осень. Она опять у нас получилась разной.

  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, а если познакомиться с осенью поближе, может тогда мы сможем ответить на наш вопрос? Я предлагаю вам перенестись в осенний лес. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.  Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Вот мы и в осеннем лесу.

 Какие изменения происходят в Брянских лесах, поможет ответить на вопрос наш учебник. Я предлагаю вам поработать с текстом на с.28. Я вам его распечатала. 1 группа выбирает материал, относящийся к сентябрю, 2 группа- к октябрю, 3 группа – к ноябрю.

Оцените свою работу.

Скажите, прекрасна погода осенью? У нас опять нет точного ответа.

  1. Открытие нового знания.

В тексте нам встретились названия осенних месяцев. Какие? Вам интересно, откуда пришли сами названия этих месяцев?

Тогда возьмите карточки и найдите нужную информацию о своем месяце.

В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.

ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. 

НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

Оцените свою работу.

А вот наши предки, славяне, были куда более изобретательными. Это ведь они придумали для нас такие замечательные сказки, пословицы, поговорки. Они же придумали свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками. Хотите узнать какие?

Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.

Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.

Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.

Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.

Второй месяц осени  - октябрь. В старину его называли листопадом или листопадником.

Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.

Последний осенний месяц – ноябрь. Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.

Старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца, каждое название – как маленький рассказ.

А еще наши предки подмечали особенности погоды и так возникли народные приметы.

Перед вами карточки. Задание вставить название месяца.

В … одна ягодка, и та горька.

… землю покроет где листочком, где снежочком.

Холоден батюшка октябрь, а … и его перехолодил.

Оцените свою работу.

Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.

Я предлагаю вам побыть в роли художников. Перед вами 3 изображения осеннего дерева. Оденьте свое дерево «по-погоде», в соответствии со своим месяцем. Подсказка в учебнике, на с. 30.

- Ребята, осенью часто идут дожди. Какие они? А какое настроение они дарят нам?

А я вам предлагаю проверить, что дождь – это весело.

Физминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Авторы нашего учебника предлагают выполнить вот такое задание: что изменилось в природе в начале осени и в конце осени. Казалось бы, осень- это всего три месяца, но как сильно меняется за это время наша природа.

- Я вам буду загадывать загадки, ваша задача. не просто их отгадать, но и рассказать как они меняются в течение осени.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Она под осень умирает,

 И вновь весною оживает,

 Коровам без неё беда,

 Она их главная еда.

Ответ (Трава)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

Летом ходит без дороги

 Возле сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге,

 От мороза прячет нос.

(Медведь)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

Пушистая лошадка,

 А может бегемот,

 А может просто ватка

 Над нами вдаль плывет.

( Облако)

Без пути и без дороги

 Ходит самый длинноногий,

 В тучах прячется,

 Во мгле,

 Только ноги на земле.

 (Дождь)

Вот такие изменения происходят в течение осени.

Оцените свою работу.

  1. Рефлексия.

- Уходит осень, ей на смену придёт зима. А мы с вами так и не ответили на вопрос: какая же она осень? Она разная, но не любить и не восхищаться ей нельзя.  

Давайте на прощание подарим осени платье из осенних листьев. Покажите свое настроение в конце занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: