Системно- деятельностный подход на уроках калмыцкого языка и литературы в начальной школе согласно ФГОС
статья (4 класс) на тему

Доржиева Татьяна Холгунаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской семинар учителей калмыцкого языка и литературы

«Построение урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема доклада «Системно- деятельностный подход на уроках калмыцкого языка и литературы в начальной школе согласно ФГОС»

                                                  Выполнила : учитель калмыцкого языка и                  

                                                                       литературы МКОУ «НОШ №22»

                                                                       Доржиева Татьяна Холгунаевна.

                                                    г.Элиста 2014год.

        Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.

 Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.  Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

 Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

   Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.  Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Системно- деятельностный подход перед нами ставит задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

  Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.  Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

    При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

  Основной результат обучения– развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

          Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Начиная урок я стараюсь сразу дать ученикам эмоциональный настрой.

Например приветствую так: «Чи, та,тадн ямаран бəəнəт?

Дети отвечают : Би, бидн, мадн гем  уга сəн бəəнəвидн!

Или : Багш: Мендвт, мини эңкр күүкд! Кичəлəн эклий?

Дети: Мендвт, күндтə багш! Соньн, байрта, сергмҗтə кичəлдəн белн.

Фонозарядку провожу при произношении даты, времён года, описании погоды и т.д.:

Эндр ямаран сар, то, ɵдр?

Эндр һаха сарин хɵрн нəəмн,пүрвə ɵдр.

Эн үгмүдт ямаран хальмг əс харһв? Давтчкмн.

Тему,цель урока дети сами должны сказать путем выводов из созданных ситуаций.

Калмыцкий язык  3 класс   тема: « Удан эгшгүд».

Деятельность учителя        

Деятельность учеников

Бичтн девтртəн иим үгмүд:

Үүдн, ээҗ, аав, ааһ, күүкд наачана

бичəд, шинҗлнə,эгшг əс татасар татна

Сурвр: Күүкд,эн үгмүдт ямаран эгшг əс харһна?

Удан эгшг əс

Тегəд эндр кичəлин тɵр ямаран гиҗ санҗанат?

Удан эгшгүд

- Дети исследуют лексическое значение слова «удан эгшг» с использованием знаний получаемых из учебника и формулируют ответ.

      Развитие диалогической и монологической речи младших школьников является составной частью деятельностного метода обучения .         Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые  не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».

Үлгүрнь : «Зер-земш, тəрəн- темсн»гидг тɵрəр «Делгүрт» гидг наадар күүкдт зер-земшин бəəдл, зүс, амт медүлх, болн диалогар дамҗулад сɵрүд чинр дасхх.

- Делгр, чини альмн ик улан ?

- Уга, мини альмн бичкн шар.

- Альмн əмтəхн?

- Э-э, альмн əмтəхн.

  Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который  реализуется  как в содержании учебного предмета,  так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.  Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания  сначала предоставляется помощь  ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге  организовывается «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Например, в средних и старших классах при изучений произведений калмыцких писателей можно создать такие ситуации, чтобы дети подумали сами и нашли альтернативные ответы. Например, в повести А.Балакаева «Три рисунка» смог бы ты поступить также как Боря? Или в романе «Хар келн тоһрун» М.Нармаева бывает ли настоящая любовь, переживая все невзгоды жизни сохраниться как у Харлы? Ты бы смог сохранить и перенести через всю жизнь эти чувства?...

Своя специфика у начальной школы. Детей нацеливаешь и задаешь ситуативные вопросы, подсказывая и направляя в игровой форме, в форме диалога и т.д.

                      Кичәл-давтлһн « Байр» седкүлин халхсар.

Кичәлин күцл: Күүкдт  «Байр» седкүлин 25-н җилин ɵɵнинь медүлх, түрүн  редакторла, болн ах даалһврта редакторла таньлдад, седкүлин чинр, олзинь медх, дарунь халхсарнь дассан давтх.

Олзлх юмс: Презентац Җимбин Андрейин туск, кроссворд, презентац «Байр» седкүлин туск, айс, тест.

                                               Кичәлин йовуд:

1. Мендллһн.

2. Багшин үг:

Күүкд, мана Хальмг Таңһчд ямаран газетмүд болн журналмуд һарна?

Күүкд нерәдсн ямаран газет журналмуд тадн меднәт, бичүлҗ авнат?

Чик, «Байр» гидг седкүлин 25-н җилин ɵɵнинь эн җил мадн темдглҗәнәвидн.

Тегəд, эндр кичəлдəн юуна тускар күүндхмн гиҗ санҗанат?

-Чик, седкүл «Байр» мана кичəлин гиич.

1989 җил туула сарла түрүн тойгнь барас  һарла. Түрүн редакторнь Санджиев Николай Джамбулович билә, ах даалһврта редакторнь Хальмг олн әмтнә бичәч Джимбеев Андрей Манганыкович билә. Ода 90 наста бичәч сүв- селвгән ɵгч нɵкд болна.

Презентац Җимбин Андрейин туск.

3. Түрүн  халх. « Хальмг бичәчнр»

Эн сурһулин җилд мадн ямаран бичәчнрин үүдәврмүдлә таньлдллавидн?

2013-2014 җилмүдт кенә 95 җилин ɵɵн темдглләвидн?

( Саңһҗин Босян болн Хоньна Михаилын)

Күүкд дассн шүлгүдән келҗ ɵгцхәв. (Булунчиева Д. «Кедү кило», Халгаев Саша «Одд», Бадмаева С «Ээҗин цә» н.ч.)

4. Хойрдгч халх « Ээҗин авдрас»

Күүкд дассн үлгүрмүд, шавашмуд, дарҗңгуд, тәәлвртә туульс, ут туульс, тоолдгуд, йɵрәлмүд  келв.

5. Һурвдгч халх «Ухалад медий».

Кроссворд, ребус, орчуллһн.

         

        

1.Ямаран шовун хаврин зəңг авч ирнə?

2.Ааһин чинəн зальд , хамг əмтн кɵлчəҗ.

Юмб эн?

3.Сар дораһур сəəхн бүшкүр татҗ,

Нарн  дораһур нəрн бүшкүр татҗ. Юмб эн?

4.Сəəхн нимгн җивртə,цецгə деер ниснə. Юмб эн?

6. Дɵрвдгч халх «Байрла хамдан зульчллһн».

Эн халхд күүкд «Аршан селәнә долан ɵврмҗлә таньлдв.

Күүкдин герин даалһвр.(Эк-эцктəһəн келвр тогталһн)

  • Сәкүсн Сюм
  • Булгин усн
  • Харһан ɵ- модн
  • Аршан һазрин элсн
  • Зер- земшин сад
  • Немшин аэродромин зура
  • Бамб цецгин арл.

 7. Тавдгч халх «Йиртмҗин тускар».

Җимбин Андрейин «Гɵрәснә хурһн» гидг келврәр күүндлһн.

Сурврмудт хәрү ɵглһн, мууһар дасдг сурһульчнр тестд   хәрү ɵглһн.

        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать  проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения необходимо  побуждать учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечить открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Яһад гɵрəсн хурһан хайчкад, теегүр гүүҗ одв?

        «Гөрәснә хурһн»                                                                    

 I. ТЕКСТИН УЧР-УТХИН МЕДВР БҮРТКЛҺН 

1.1. Чик хәрүһин үзг темдглтн:                                                
1. Ямаран цаг бәәҗ?

         а. хаврин түрүн                

         ә. хаврин сүл сарин өрәл

         б. үвл

 

  • 2. Ноһан деер юуна хурһн кевтнә? 

         а. хөөнә

         ә. гөрәснә

         б. буһ марлын

 

  • 3. Гөрәсн юунас үрән саглв? 

         а. чонас

         ә. нохаһас

         б. аратас


Эн даалһвр мууһар сурдг күүкдт ɵглһн. 
 

       1.2. Чик (+) эс гиҗ буруһинь (-) заатн: 

  • 1. Җөөлкн цасн деер гөрәснә бичкн хурһн кевтнә.                ___
  • 2. Җөөлкн көк ноһан деер гөрәснә бичкн хурһн кевтнә.        ___
  • 3. Зунын сүл сарин өрәл болҗ йовсн цаг.                                ___
  • 4. Хаврин сүл сарин өрәл болҗ йовсн цаг.                        ___        

5. Цөн цаг давв.                                                                                  ___

  • 6. Зөвәр удан цаг давв.                                                                           ___

8. Зурһадгч халх «Күүкдин зургуд» (Вернисаж)

Магулаев М, Бембеев М.,Бадмаева С. н.ч.

9.Доладгч халх «Зуна амрлһндан умштн».

  • Алтар ɵндглдг богшурһа. (Хальмг тууль)
  • А.С.Пушкин « Орс гелңгин болн түүнə зарц Балдан туск тууль».
  • Сян- Белгин Хаср «Бор богшурһа».
  • Эрнҗәнә Константин « Һашута йовдл».
  • О.И.Городовиков «Мини бичкндк цагас».
  • Хоньна Михаил «Белорус кɵвүн Пүрвə».
  • Инҗин Лиҗ «Экин келвр».

           Тачин Анҗа «Бичкн нɵкдмүд».

10. Рефлексия. Ашлвр. Күүкд, «Байр» седкүл бичүлҗ авад ,хальмг келән сәәнәр дастн.

Виды рефлексии используемые мною на уроках:

- Лесенка успеха ( сами ученики ставят себя на какой лесенке стоять ему:

Кто урок понял на самом верху с поднятой рукой.

Кто что-то не понял на средней ступеньке.

Кто не усвоил на уроке ничего тот на нижней ступеньке.

- Огонёк общения(дети высказывают свое мнение об уроке «мне понравилось…», «меня огорчило…)

- Солнышко настроения ( ясное солнце- тема понятна, солнце с тучей- не все понял, туча- ничего не понял на уроке…).

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • —  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.