"Край в котором я живу".
рабочая программа (1 класс) на тему

Лаксаева Елена Николаевна

"Край в котором я живу"-программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

                        Рабочая программа внеурочной                      

      деятельности по курсу:                                                                      

      «Край в котором я    

                живу»

                                                              

                                 

                                                Составитель: Е.Н. Лаксаева

                                             учитель мокшанского языка

 пгт.  Зубово – Поляна   2014г.

Пояснительная записка.

                Актуальность, педагогическая целесообразность программы

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Отличительные особенности программы

  • Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры мордовского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
  • Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
  • Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.

Целью  программы является расширение  знаний ребёнка об истории и культуре родного края.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и республике, входящего в целую страну Россию;

  • развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать  их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности  в процессе изучения основ народной культуры.

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, республики;
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям  народов, населяющий Мордовию, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

Сроки реализации программы

                  Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю                              

                 Длительностью -1 час. Всего за учебный год – 33 часа. Возраст занимающихся 7 – 8 лет.

Формы организации деятельности

Основными формами  занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
  • символику страны, края, села, школы;
  • Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • Особенности традиционных календарных праздников;
  • Основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • Основные игрушечные промыслы России;

знать историю происхождения своего села, района

         

 Уметь:

  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории мордовского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности,  сообразительности.Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в праздничных мероприятиях.

                                             

                                  Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

           Количество часов

Вид занятия

Теория)

Практика

Всего

Раздел I. Я – гражданин (7ч)

1-3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

1

2

Беседа, конкурс рисунков

4-5

Моя Республика– частица России.Символика Мордовии

1

1

2

Урок – путешествие

6-7

Наш посёлок. Экскурсия. «Наш посёлок».

1

1

2

презентация учителя, конкурс рисунков,экскурсия

8

Я - ученик.

1

1

Экскурсия по школе

Раздел II. Мы -Мордва(21ч)

9

Как жили наши предки .

1

1

Урок – путешествие

10

История  Мордвы.

1

1

Урок

11-12

Национальный костюм

1

1

2

        Беседа,

презентация

13

Народные игры.

1

1

        Прогулка

14-15

Национальная кухня.

1

1

2

Урок ,презентация

16-20

Праздники, обычаи,

обряды моего народа.

4

1

5

Учебный диалог,

презентация

21-22

Природа Мордовии.

.

1

1

2

Презентация, конкурс рисунков

23-25

Сказки и легенды.

1

        2

3

Беседа,

презентация

 26-27

Наши земляки-герои страны.(знаменитости)

2

1

3

Учебный диалог,презентация

28

        Удалой народ.(наши спортсмены).

1

1

Беседа, презента-

ция

Раздел III. Прошлое рядом (3ч)

29

Путешествие по городам – Республики.

1

1

Презентация

30

 

Экскурсия в краевед-

ческий музей (школьный).

1

1

Экскурсия

   31

Экскурсия в краеведческий музей (районный).

          1

1

Раздел IV. Заключение (2ч)

32

Конкурс рисунков «Мой край ,Мордовия Моя!».

1

1

Конкурс

33

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» КВН.

1

1

         Конкурс

             Итого

17

16

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини сочинение Край, в котором я живу.

Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Презентация "Край, в котором мы живем"

Презентация ктематическому  классному часу "Край, в котором мы живем" 3-4 класс. Рассказ о истории возникновения села, современное село....

Край в котором я живу.

Патриотическое воспитание....

Урок кубановедения по теме: «Край, в котором я живу». 4 класс

Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово...

внеклассное общешкольное мероприятие "Край, в котором я живу"

Данное открытое мероприятие для обучающихся начальной ступени.Мероприятие напрвлено на воспитание любви к малой родине....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....