Кубановедение. ВОВ на Кавказе.
план-конспект урока на тему

Карпенко Оксана Геннадьевна

Урок кубановедения "ВОВ на Кавказе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vov_na_kavkazedokument_microsoft_office_word_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальныхклассов

МБОУ «СОШ №5»

Карпенко Оксана Геннадьевна

Тема: «События Великой Отечественной войны на Кубани», или « День победы – всенародный праздник».

Цели:

1. Ознакомить учащихся  с великими  историческими  событиям нашей Родины, дать начальные сведения о Великой Отечественной войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.

2.Воспитывать чувство патриотизма. Пробудить уважение к великому историческому прошлому военных лет нашей страны и к ветеранам Великой Отечественной, к людям старшего поколения.

3. Развивать речь, мышление, внимание, интерес к истории.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня у нас вами урок кубановедения.

  Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно. В каком крае мы живём? У нашего края есть 3 символа.  Какие символы Краснодарского края вы знаете?

  Мы все  любим и гордимся нашей Кубанью. И поэтому наш урок  мы начнём с самой главной песни Краснодарского края -  гимна, каждая строчка которого проникнута бесконечной любовью к земле Кубанской (гимн Кубани).

  Во время исполнения гимна я видела любовь гордость в Ваших глазах, наверное, это потому, что вы живёте в г. Краснодаре, столице нашей Родины.

  -Скажите, за что вы любите свой город? (зелёный, цветущий, красивый)

Откройте учебник на стр. 58, прочитайте последний абзац.

- Что узнали?

Цель: Сегодня на уроке мы будем узнавать о защитниках Кубани, о мужестве нашего народа!

II. Ведение в тему:

1. Сегодня, солнце осветило  Краснодар, наступило  новое, счастливое  утро!

  (слайд №1) Такое доброе, счастливое утро должно было начаться  в нашей стране 69 лет назад. Люди нашей большой страны должны были проснуться, чтобы жить, строить, растить детей, жить в мире! Мир, какое замечательное слово!

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Да это слово многозначное: оно обозначает дружное сосуществование вместе, и нашу

планету – Землю, которая предназначена для жизни. Для мира! Есть слово мир, и есть слово война, у него один смысл  - беда!

Новый день начинала страна.

Словно молотом тяжким по нервам

Бьет безжалостно слово «война».

2. (слайд №2) Песня «Вставай страна огромная».

- В каком году началась Вов?

На рассвете 22 июня 1941 года  враги напали на нашу страну. Фашисты хотели захватить  наши земли и поработить наших людей.началась Великая Отечественная война.

-Сколько лет продолжалась Вов?

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. (слайд №3)

  Учитель: 1418 дней и ночей продолжалась ВОВ, о том, сколько людей она унесла, до сих пор спорят историки. Чтобы люди никогда об этом не забыли, в Москве  есть  Площадь Победителей, на которой стоит обелиск. Его высота составляет 141,8 метров, что равно 1418 дням  и ночам Великой Отечественной войны. Потоками крови и слез была омыта за эти 4 года наша многострадальная земля!

   3.  Мои помощники,  прочитайте  том, чем была война для нашего народа.

-Война -  это множество  разрушенных и сожженных городов и посёлков, сёл и деревень в нашей стране. Война - это взорванные заводы и фабрики, железные дороги.

-Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки (показать). Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

-Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

III.Работа по теме урока:

1. Война не обошла стороной и нашу малую Родину – Кубань.

Учитель:  

  Германия нуждалась в нефти  и выходе к Черному морю (слайд). Фашистские захватчики  летом 1943 года ступили на Кубань, но враг не получил того, чего хотел! Битва за  Кавказ  была закончена разгромом фашистских войск.

- В чём нуждалась фашистская Германия, когда нападала на Кавказ?

-Как вы думаете, для чего нашему врагу была нужна нефть?

-Чем закончилась  битва за Кавказ?

Учитель:

2.За героизм, проявленный во время Великой Отечественной  войны, 13 городам присвоено Звание Город-герой.  Среди этих городов, есть город, находящийся на территории нашего края.

     Перед вами список городов-героев, прочитайте его и подчеркните название города-героя, находящегося  на территории нашего края:

 Одесса, Киев, Севастополь, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Смоленск, Тула, Москва, Ленинград, Волгоград, Минск, Брест.

   Проверка:

 -Назовите этот город (слайд – Новороссийск)

    В феврале 1943 года отряд моряков 255 дней и ночей удерживали небольшой кусочек берега, названный Малой землёй. За героизм, мужество и стойкость, проявленные жителями и защитниками города в годы войны, Новороссийску было присвоено почётное звание города-героя.

3. Со всех сторон шли немцы к своей цели. Но морские рубежи им не удалось преодолеть.

К морю можно было выйти и с другой стороны.

Жестокие бои развернулись у подножья Кавказских гор.

В Апшеронском районе, где я живу, есть памятник героям войны, который находится высоко в горах на горе Оплепен. Много дней и ночей отвоёвывали русские солдаты эту высоту, чтобы не пропустить фашистов к морю. В  честь героев стоит этот обелиск.

   Чтобы почтить память погибшим воинам, каждый год поднимаются люди по этой, теперь уже туристической тропе, длиной в 40 км.

4.Основное население Кубани – казаки.  Казаки тоже сражались за победу.

- А казак воевал не один.

- Кто был верным и надёжным другом казака?

   Какую роль играли в этой страшной войне казаки, вы узнаете, прочитав статью:

       Во время Великой Отечественной войны существовала конная кавалерия казаков. Конники во время боёв применяли не только силу, выдержку, но и хитрость. Когда немцы готовились перейти в наступление на  конных казаков, конники галопом неслись по улице, а когда гитлеровцы открывали огонь, всадники падали с сёдел и повисали на стременах, будто мёртвые. Через минуту кони несли их на позиции врага, и тут …. «мёртвые» казаки выхватывали шашки и нападали на растерявшихся врагов. Появление казаков вселяло ужас, панику и страх у гитлеровцев. Так с помощью казаков были успешно проведены многие военные операции.

Учитель:

Расскажите, о чём узнали из сообщений.

-Конники оказались единственным родом войск, который от начала и до конца войны имел неоспоримое преимущество перед немцами…

До Берлина дошли казаки!  (песня)

5. Тяжело было на войне. Страшно было на войне. Страшно идти в бой, идти на смерть.

Когда представляешь врага в смешном виде, то не так страшен он тогда и кажется.

      Героическое мужество на войне поддерживали плакатами военных лет, карикатурами,(слайд) высмеивающими фашистов  и их предводителя Гитлера. Солдаты сочиняли и пели фронтовой частушки. И мы споём.

Рассыпается горох,

Катится горошина.

Это не горошина,

А бомба в немцев брошена.

 

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер ни воюй,

А победа русская!

 

Ты не думай, враг коварный,

Солнца свет не погасить.

И могучей силы русской

Никогда не победить.

 

На войне у нас герои

И герои у станка.

Силы мы свои утроим,

Чтоб скорей добить врага.

-А вот какие пословицы придумывали в те военные годы (слайды)

Доскажите последние слова, (подсказки на доске: послужу, врагам, устрашенье, лежать)

                            Чем сильней любовь к жизни, тем крепче ненависть к… врагам.

                         Может, и голову сложу, а Родине…. послужу.

                         Москва – Родины украшенье, врагам… устрашенье.

                         Фашистам или назад бежать, или в  сырой земле…. лежать.

IV. Заключение.

1.-Сколько лет прошло с момента окончания Вов.

Как теперь называют тех молодых людей, которые в далёком 45-м году ушли воевать за Родину и вернулись с победой?

- Для того чтобы узнать точное значение слова ветеран  воспользуемся толковым словарём (с. 9)

- Кого называют ветераном? (Старый, опытный воин)

    В нашей стране большое уважение и почёт оказывают ветеранам. И вы не забывайте о том, что они сделали для всех нас!

- Просмотрим фильм, о том, как чествуют ветеранов на Кубани.

2. 

  Кубань – житница России. И, конечно же, главное предназначение казаков, это не воевать, а хлеб растить!    Возьмите зёрнышко пшеницы, положите его на ладошку, согрейте его теплом  другой ладони. Это символ новой жизни, символ мира. Земля восстановилась от войны для счастливой жизни,  чтобы люди жили в мире, не разрушали, а хлеб растили!

  Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня посадил зёрнышко пшеницы. Говорят, когда делаешь что-то в первый раз и загадаешь желание, то оно непременно сбудется! Давайте все вместе загадаем самое главное желание: чтобы не было войны!

3. Мы сегодня упоминали два слова: война и мир, перед вами тоже два слова. Я предлагаю вам, выйти к доске, и выбрать место для своих слов.

    Дети, будущее страны. Вы выбрали  самое главное - мир, значит, ветераны могут быть спокойны за нашу Землю!

С. 60 –прочитаем стихотворение, как подтверждение этих слов!

V. Итог. Оценивание?

Что о нашем уроке вы могли бы рассказать своим друзьям, родителям?

 

 Д/з: Письмо – рассуждение. Что я могу сделать для того, чтобы сохранить мир, завоёванный нашими дедами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кратковременное пребывание Е. Пугачева на Кавказе

Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....

Кратковременное пребывание Е. Пугачеа на Кавказе

Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....

Кратковременное пребывание Е. Пугачева на Кавказе

эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента на уроках истории в 7 классе....

"Кратковременное пребывание Е. Пугачева На Кавказе" презентация

Для проведения уроков по региональному компоненту....

Окружающий мир 4 класс "Черноморское побережье Кавказа"

Представлен конспект урока по теме Черноморское побережье Кавказа" и презентация к уроку...

Презентация к уроку по гражданскому образованию "В горах Кавказа"

Презентация   к учебникууроку по гражданскому образованию Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Жар-птица. 3 класс....

#кубановедение Проект РАЗВИТИЕ ЭНТОМОЛОГИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Проект Развитие энтомологии на Северном Кавказе...