Конспект урока по севастополеведению: : Возрожденный Севастополь.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Полюк Светлана Ярославовна

 Содействовать развитию интереса детей к тяжелым военным и послевоенным годам в судьбе Севастополя и достижению ими определенного уровня образованности.

Задачи :     

а ) обучающие: повышать уровень знаний о родном крае; формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю; увязать содержание обучения с реальной жизнью; вызвать интерес к познанию своего родного края;

         б ) развивающие: развивать умения по актуализации ранее полученных знаний и умений, внимание, память, речь, творческие способности, интерес к историческим фактам, личностям, стремление к активной деятельности по изучению родного края;

         в ) воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому,  наблюдательность, внимательное отношение к окружающему, жизненную ясность суждения, социальную чуткость; духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I.Организационный момент:

Учитель:

- Здравствуйте, дети, здравствуйте наши уважаемые гости и помощники!

Сегодня мы продолжим знакомство со славной историей нашего любимого города Севастополя.

А как называется предмет, который изучает наш край?

Каждому человеку очень важно знать историю своего родного края, города, так же важно, как уметь читать и писать. Ведь, у того, кто не знает прошлого, нет будущего.

- Остановись, прохожий, не спеши;

Здесь Севастополь- город бастионов.

Его железным воздухом дыши,

Чтоб в трудный час остаться непреклонным.

        

- Нам всем очень повезло. Мы живем в славном городе, городе ,              « достойном поклонения». Сегодня мы вспомним пожалуй самые трагические годы в судьбе нашего города и его жителей. Итак, в путь!

        

II. Актуализация опорных знаний:

        Эпиграф к уроку - отрывок из поэмы Э. Асадова « Шурка».

        

Севастополь – синяя волна!

Сколько раз, шипя девятым валом,

На тебя со злобой налетала

Под любыми стягами война?!

И всегда, хоть любо, хоть не любо,

Та война, не ведая побед,

О тебя обламывала зубы

И катилась к черту на обед!

Потому что, позабыв о ранах,

Шли в огонь, не ведая преград,

Тысячи героев безымянных –

Стриженых «братишек» и солдат.

Видео. Отрывок из фильма « Освобождение Крыма и Севастополя».

Учитель:

- Когда началась Великая  Отечественная война?

- Сколько дней продолжалась Вторая оборона Севастополя?

- Расскажите о подвиге Ивана Голубца.

- Что такое «таран»? Кто совершил таран в Севастопольском небе?

- Чем бы ты мог помочь защитникам осажденного Севастополя?

- Где находился последний рубеж обороны?

- Когда начался штурм Сапун- горы?

- Война пришла в Севастополь в 3 часа 15 минут 22 июня. Еще не прозвучал ни один залп на западной границе, еще не погиб ни один солдат, а Священный город уже встретил врага, и первые жертвы на алтаре Великой Отечественной были его…История сохранила нам имена первых ее жертв. Фашистская донная мина упала на дом и разнесла его в клочья. В огне взрыва погибли: Александра Белова (бабушка), Варвара Соколова (дочка) и Леночка Соколова (внучка). За долгую и кровопролитную войну еще погибнут миллионы и миллионы, но именно этим трем выпала страшная участь открыть скорбный и бесконечный мартиролог. Запомним же и мы их имена.

Ученик:

Тогда нам было 10 лет,                                                                                                   Мы помним ночь войны,                                                                                    Ни огонька в окошках нет,                                                                                Они затемнены.

Учитель:

 - Несмотря на официальное переименование Севастополя в Готенбург, сами же немцы даже в официальных документах почему-то упорно продолжали именовать город — Севастополем. Как это объяснить? Возможно, что это происходило в силу сложившейся привычки, или известного прусского самолюбия. Ведь что такое Готенбург не знал никто, зато Севастополь был известен всему миру! Но, может быть, дело здесь вовсе не в этом? Может быть, сам Священный город отторгнул от себя чуждое ему имя, и оккупанты просто побоялись осквернить эту необыкновенную землю своим враждебным ей Готебургом. Увы, это их не спасло. Пришло время, когда они были в несколько дней вышвырнуты с севастопольской земли, испытав не себе то, что некогда готовили другим. Священный город отомстил им за кровь и слезы своих защитников сполна. И совсем не случайно последних гитлеровцев добивали именно на мысе Херсонес, где два года до этого сражались последние защитники Севастополя, погибая, но не сдаваясь… Все вернулось на круги своя и посеявшие ветер, пожали бурю, ибо Священный город всегда и во всем оставлял последнее слово за собой.     Настал этот долгожданный день! Его ждали 1480 дней…

Ученик:

- Бал день, как день.                                                                              Светило солнце,                                                                                              И вдруг пришла к нам весточка: «Победа!»                                                        И нет боев, и нет войны.

Звучит песня «День Победы».

Учитель:

- Ежегодно 9 Мая  мы вспоминаем павших в жестокой войне и низко кланяемся ветеранам- освободителям.

Поклонимся великим тем годам,                                                                        Тем командирам и бойцам,                                                                                 И маршалам страны и рядовым,                                                        Поклонимся и мертвым, и живым…

III. Объяснение нового материала.

Работа с тетрадью.

Чтение вслух «цепочкой».  ( с. 14)

Учитель:

- Когда был освобожден Севастополь?

- Сколько зданий и домов осталось в освобожденном Севастополе?

- Какие первые работы по восстановлению нужно было произвести?

- Сколько взрывоопасных предметов было обезврежено?

Родители:

- В годы Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен на 94%.Все жилые дома, магазины, предприятия, учреждения были превращены пожарами, воздушными налетами и взрывами в груды развалин. Везде на земле зияли огромные воронки и котлованы. Вместо улиц - сплошное каменно- земляное месиво. Так выглядел Севастополь в мае 1944 года.

(Фото послевоенного Севастополя.)

Учитель:

- Что вы видите на фото?

- Чем заняты люди на фото № 2 ?

- Какие объекты попали в объектив камеры ?

- К какому времени относятся события на фото ? Докажите свое мнение.

- Каким был замысел фотографа ? Какие чувства он хотел возбудить ?

Родители:

- Масштабы разрушения были настолько огромны, что многие даже предлагали отстраивать город на новом месте. Президент Рузвельт, приехав сюда в 1945 году сказал, что на его реконструкцию потребуется не менее 50-ти лет. Однако, уже к 1957 году Севастополь был практически полностью восстановлен. На его постройку было привлечено 32 тысяч лучших специалистов разных отраслей со всего Советского Союза.

-Послевоенный Севастополь реконструировали согласно генерального плана, который был разработан группой московских архитекторов во главе с профессором Г.Б. Бархиным. Новые здания были построены в величественном стиле — «сталинском ампире» с элементами средиземноморского стиля. Белоснежные здания были построены из инкерманского известняка были покрыты черепичными крышами.

-  Реконструирована парадная площадь у Графской пристани и пл. Ушакова, созданы новые площади на Большой Морской и Пушкинской. В застройке города акцентированы основные достопримечательные и исторические места, памятники и монументы - Исторический бульвар, где возвышается здание Севастопольской панорамы, Матросский и Приморский бульвары и др. Прибрежную полосу освободили от остатков старой хаотической застройки и благодаря этому из бухт открывается теперь неповторимая по красоте и величию панорама города-героя, ведь в сторону моря и бухт ориентированы его лучшие здания и сооружения.

Ученики:

- На бульвар по косогору

Я с рассветом поднимусь.

В эту утреннюю пору

Чистым воздухом напьюсь.

- Склянки нежным перезвоном

Прочь прогонят наши сны,

И придет рассвет к нам в город

С Корабельной стороны.

- Исторический бульвар,

 Ты не молод и не стар,

- Я с почтением к тебе иду.

Поклонюсь местам святым-

Сердце города под ним,

Это сердце не молчит-

Стучит.

Родители:

- Ядро центра возрожденного Севастополя, которое группируется в районе возвышенности на западном берегу Южной бухты, как бы доминирует над городом, а у подножья возвышенности находятся главные магистрали - улица Ленина, проспект Нахимова, Большая Морская, образующие замкнутый треугольник, в вершинах которого находятся площади. Кроме транспортных магистралей имеются проложенные по крутым склонам лестницы для пешеходов, что придает городу особую привлекательность и оригинальность.

- Широко применялись лоджии и балконы, кроме секционных использовались дома галерейного типа. Архитекторы верно нашли масштаб зданий и центра Севастополя, ансамбли его белокаменных улиц и площадей чаруют не только многочисленных туристов, но и всех, кто живет и трудится в этом прекрасном городе.

Физкультминутка.

Мой город любимый                                                                                          Ни с кем несравнимый!                                                                            Прославлен в веках                                                                                            На всех языках!

Родители:

- За послевоенный период возрожденный Севастополь стал не только крупнейшей военной-морской базой и промышленным центром, но и средоточием науки и культуры.

          В городе основывается ряд академических и отраслевых НИИ: Институт биологии южных морей (на базе Морской биологической станции), Морской гидрофизический институт, Севастопольское отделение государственного института океанологии и океанографии, Черноморский филиал НИИ технологии судостроения и ряд других.

          - Появляются в Севастополе и вузы: Севастопольский приборостроительный институт, быстро вставший в ряд крупнейших политехнических вузов страны, и два высших военно-морских училища: Черноморское им. П.С. Нахимова (ЧВВМУ) в Стрелецкой балке и Севастопольское инженерное в бухте Голландия (СВВМИУ). Грандиозное здание СВВМИУ, до сих пор являющееся самым длинным в Европе (около 500 м.), построено на основе проекта и на фундаменте здания Севастопольского морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году и выведен в Бизерту при эвакуации Белой армии в 1920 году.
        

- Для основанных еще до войны севастопольских театров - им. А.В. Луначарского и флотского им. Б.А. Лавренева в 50-е годы были построены замечательные здания, ставшие гордостью и украшением Севастополя. Еще с 40-х годов ХIХ века, когда здесь появился первый стационарный театр, Севастополь был городом театральным. Театры здесь любили и любят, и артисты всегда отвечали зрителям тем же. Третий профессиональный театр - Молодежный на Большой Морской появился в конце 80-х годов и быстро стал неотъемлемой частью культурной палитры города, его визитной карточкой на многих международных фестивалях. Длящееся уже почти десять лет строительство постоянного здания театра подходит, наконец, к завершению. На рубеже тысячелетий, в 1999 году в Севастополе появился четвертый профессиональный театр - Театр танца.

- Севастополь всегда был еще городом-музеем.

Учитель:

- До 1954 года Севастополь был возобновлен в объеме жилищного фонда и городского хозяйства, что превышал довоенный уровень. А 19 февраля 1957 года Севастопольский городской комитет Коммунистической партии Украины сообщил в ЦК КП о завершении восстановления Севастополя.

(Фото возрожденного Севастополя.)

Ученики:

- Звуки волшебного вальса слушал Приморский бульвар,

Нежно волны вальс касался,

 Над пристанью плавно витал.

 - Севастопольский вальс-

Он нам с детства знаком.

Мы о нем, легкокрылом,

С любовью поем.

Севастопольский вальс-

Нежность в нем и покой,

И весь город любимый танцует с тобой.

- Вальс над Приморским кружился,

Радость в сердцах пробуждал.

Дождик на солнце искрился,

Радугу в косы вплетал.

- И под волшебные звуки

В вальсе кружит детвора.

Нежные девичьи руки

Словно два белых крыла.

Ученики:

- На Малаховом кургане

Дело славное было.

И в военном урагане

Много храбрых полегло.

- Там бесстрашный был Нахимов,

Всюду сам он поспевал.

Словом, делом и примером

Моряков он ободрял.

Учитель:

- Какие изменения вы заметили во второй группе фото?

- Как фото показывает городскую жизнь ?

- Какие здания вы узнали ? На каких улицах они находятся?

- Какие архитектурные памятники вы заметили ?

Учитель:

- Ребята, давайте посчитаем, сколько лет наш город и мы, его жители,   живем в мире ( 2014 - 1944 = 70 лет ).  

Ученики:

- Вот он стоит, белизною сверкая!

Взберись по ступенькам – он весь на виду:

Суворова, Большая Морская

И Графская пристань – к морю ведут.

Где бомбы свистели и пахло золою,

Давно деревца набирают рост,

И девушки, руки испачкав землею,

Сажают колючие кустики роз.

- Тут сыплет акация белым цветом,

 А там обтекает уже синева-

Подросшие тополи, чтобы поэтам

С названием города их рифмовать.

- И тут же щебенка хрустит под ногами:

Строители новый кончают квартал.

Был частью горы инкерманский камень –

Домами, дворцами, школами стал.

- Шумит детвора, и по новым аллеям

Проходят матросы: в плечах широки.

Их форменки пены морской белее,

Синее моря воротники.

- И жизнь охраняя, и павших покой,

Любви всенародной достоин,

Стой, Севастополь, над синью морской –

Строитель и воин.

Учитель:

- 70 лет  севастопольцы ходят по улицам родного города, выросшим из руин. Миллионы гостей ежегодно приезжают в наш город, чтобы прикоснуться к священной истории Севастополя.

- Мы - севастопольцы! Судьба подарила нам такое счастье – жить в городе – герое Севастополе!

          Ученики:

          - Мой город, краше нет тебя на свете.

           Мой Севастополь – город моряков.

           Здесь корабли такие, словно ветер,

           Что охраняет город от врагов.

           - Я в любви к тебе признаюсь,

           Скажу, что в сердце ты моем,

           И каждый раз тобой я восхищаюсь,

           Ты, Севастополь, хорошеешь с каждым днем!

           - Сравню тебя я с чайкой белокрылой,

           С закатом нежным, с алою зарей,

           Влечешь к себе такой неповторимый,

           Влечешь к себе ты редкой красотой.

           - Пройдут века, ведь время быстротечно,

           И новые построят города,

           Мой Севастополь, будешь жить ты вечно,

           Светить, сиять, как яркая звезда.

  1. Итог урока.

Учитель:

- Сегодня мы с вами прикоснулись к теме Великой Отечественной войны в жизни нашего города Севастополя и его жителей и его послевоенного возрождения. Я благодарна вам всем за эту работу! Любите свою Родину, свой край, свой город! И никогда не забывайте, что вы – севастопольцы!

Звучит гимн Севастополя «Легендарный Севастополь»

Учитель: Полюк Светлана Ярославовна

ош № 14

I  категория

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по курсу «Севастополеведение» в 3 классе (внеурочная деятельность) Тема: «Герои Первой обороны Севастополя»

Конспект урока по курсу «Севастополеведение»  (внеурочная деятельность)  Тема:«Герои Первой обороны Севастополя»...

Тематический урок "Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ".

Данный тематический урок проводился в 1-4 классах к годовщине вхождения Крыма в состав РФ....