Разработки уроков по кубановедению
план-конспект урока (3, 4 класс) по теме

Урок кубановедения по теме: Народные ремёсла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban_remesla.doc124 КБ
Microsoft Office document icon trud_i_byt_kazakov.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya.doc42 КБ
Файл urok_kubanovedeniya_po_teme.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                 Предмет  Кубановедение

         Тема. Народные ремёсла.

  Л: адекватная мотивация учебной деятельности, самоопределение, самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное), установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивами.

Р :Использование знаково-символических средств, актуализацию изученных способов      действий, достаточных для получения новых знаний.

П : моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов , рефлексия способов условий действия, контроль и самооценка.

К : постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

         

Наглядность и оборудование: предметы быта (плетёные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца,опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, презентация по теме урока (приложение 1), буклеты (приложение 2), учебники «Кубановедение 4 класс» М.В. Мирук, тетради на печатной основе «Кубановедение 4 класс» авторы Науменко Т.А, толковые словари С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).

Ход урока:

1.Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами.

Чтение пословиц, их толкование.

Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

Учитель:

                      - Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

2.  Словарная работа.

    1) Выяснить значения слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».

Ремесло

1. Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.  Портновское ремесло.

2)Подобрать родственные слова к слову «ремесло», выделение изученных орфограмм в словах ремесленник, ремесленный.

  • Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.

III. Постановка проблемы

 (слайд 6)

1. Работа с картой

 (слайд 7).

Использование тетради на печатной основе «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.:

  • Определить профессию мастера-ремесленника по его изделию (рисунки изделий в тетради на с.20).

  -Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. Показать на карте территорию Краснодарского края , Атамань.

2.Повторение особенностей групповой работы. 

 Составление правил работы в группах с опорой на условные значки

Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, опоры для ответов).

Словарная работа.

Буклет

Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет - путеводитель по выставке.

Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить  название ремесла.

Деревянная ложка

Глиняная игрушка

Плетеная хлебница.

Замок.

Рушник.

IV. Открытие новых знаний.

1.Работа с текстом учебника «Кубановедение 4 класс» автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко и карточек с текстом.

Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) ,карточки и представляют ремёсла.

Опоры для ответов:

1 группа  Гончарное ремесло.

Глина.

Формы кубанской керамики.

Станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская.

2 группа   Искусство художественной обработки дерева.

Лесные богатства.

Деревянная посуда.

Мебель.

3 группа Лозоплетение.

Конец XVIII века.

От овощных корзин до плетней.

Потомственная мастерица.

4 группа Кузнечное ремесло.

Конец XIX века.

Художественные произведения из металла.

Ансамбль кружев.

Названия улиц.

5 группа  Рукоделие

Ткачество.

Вышивка.

«Голубая роза»

2.Представление ремёсел каждой группой. Использование текстовых опор, презентации. 

3. Словарная работа. 

«Кубань мастеровая»

4. Закрепление изученного материала. 

Установить соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание в буклете).

   Кувшины                                   Искусство художественной обработки дерева.

   Вышитые узоры                        Гончарное ремесло.

   Бочки                                         Кузнечное ремесло.

   Сундук                                     Лозоплетение.

   Подковы                                    Рукоделияе.

   Корзинка         

   Бадья

  Чашка

  Люлька

  Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой. 

5.Проектная работа в группах.

Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделиий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.  

Завершение работы – защита работы.

V. Физкультминутка

-Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню «Як робыв я в пана»

Как вы понимаете название этой песни? (слушаем первый куплет)

А хотите стать участниками кубанского хора? (учитель раздаёт народные инструменты: ложки, )

Дети подыгрывают хору.

VI. Закрепление материала

1.Вставить пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете). 

К-рзинка, б-чка , ба-ья , чашка , л-лька , утю- , в-нтеря – снасти для ловли рыбы , уша-, ма-итра , по-кова , гл-чик , ви-ы .

Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой.

VII. Первичный контроль

1.Чтение стихотворения учителем:   

Культура малой родины богата 
Перед тобой жилище предков – хата, 
Турлучная, а крыша – камышом, 
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки. 
Макитры, глечики, и ложки, рушники 
Как правило, плетнем окружена, 
Запрятана и тени садов она.

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники

2. У вас на столах изделия: панушка, «набожнык» и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки.

Карточка 1. Восстановите последовательность изготовления глэчика. 
Обожгли изделие в печи
Вымесили глину
Расписали изделие кистями
С помощью гончарного круга изготовили глэчик.

Карточка 2. Восстановите последовательность изготовления рушника.
Посев семян льна.
Вязание снопов
Замачивание в реке и сушка на солнце.
Сбор льна.
Выколачивание и трёпка.
Изготовление холста.
Прядение нитки.
Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка узоров.

Карточка 3. Восстановите последовательность изготовления игрушки-панушки. 
Из волокон лыка делают игрушки-панушки.
Лыко снимают, расчёсывают специальным гребнем.
Когда спиливают старую акацию, под корой дерева находится лыко.

VIII. Рефлексия

- Что запомнилось сегодня на уроке?

IX..Подведение итогов урока.

Для того, чтобы определить, какая ремесленная мастерская  поработала лучше, смогла заинтересовать посетителей - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.

 X. Домашнее задание

Учебник стр 86-87, .

Тетрадь стр 20,  узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе.



Предварительный просмотр:

Кубановедение .Обобщающий урок по теме  «Труд и быт жителей Кубани»

                                                                                             Учитель :Лощакова С.И.

Цели:

  • познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;
  • привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.

УУД:

Л: адекватная мотивация учебной деятельности, самоопределение, самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное), установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивами.

Р :Использование знаково-символических средств, актуализацию изученных способов      действий, достаточных для получения новых знаний.

П : моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов , рефлексия способов условий действия, контроль и самооценка.

К : постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Оборудование:  мультимедийное сопровождение урока, выставка книг о Кубани, посуда.

Ход урока

I. Организация урока.

     - Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней. (на доске)

"Помни брат, что у казаков
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство - закон".

    - Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь идет о казаках, о жизни казаков, труде, о гостеприимстве кубанцев)

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться. 
Люблю тебя, край мой, 
Простор Краснодарский, 
И труд хлебороба, 
И песни, и пляски.

    -Сегодня мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края.

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

II. Работа по теме урока.

    - Первая наша остановка на станции под названием "Быт жителей родного края".

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки - запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

    Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман - это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Для чего?

Белый цвет - это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

     Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно (радушие - сердечное, ласковое отношение к людям). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения.Вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Вывешивается слово рушник - полотенце)

   - Посмотрите на фотографию казака и казачки.На голове казака кубанка - головной убор, на нём одет бешмет- рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень - украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаравары и сапоги. Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку -спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

      (Вывешиваются слова на доске: кубанка, бешмет, черкеска, газыри, спидница, шлычка).

В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

      В каждом доме в малой хате находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать , по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани - душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом - солью. Хлеб - соль - символы гостеприимства и радушия.

    - Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

     Раньше пол в хате у казаков был земляной, его называли "долывка".

    - В каждом доме была "горка" - посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду. Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

     (Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Глечик - сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра - крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска - посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина - казак, отец семейства.

      Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома - были фотографии на стене.Чем же угощали на Кубани?

     - У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, яблоками. И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки, калина или фруктовые веточки.Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом. А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда - то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует. Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    -Вторая остановка на станции под названием "Труд казаков".

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

"Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства" - гласит пословица.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.  Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

     Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

     Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

      Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

    -Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.Чем же были заняты казаки?

    - Основным промыслом казаков было животноводство.

     - Каких животных держали казаки?(групповая работа)

Ответы детей: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

- Что получали от этих животных?  (групповая работа)

Ответы детей: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

    - Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

    - Краснодарский край омывает два моря, какие?  Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

     -В этих водах водилось много рыбы.

- Какие виды рыб вы знаете?  (групповая работа)

Ответы детей: Бывает морская рыба и речная: сельдь, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазани т.д.

     - Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

(Коллективно определяем куда, в какую корзину положить ту или иную рыбу)

     - Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур. Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (групповая работа)

Ответы детей: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

       - Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли), казаки вспахивали землю,

бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

- а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.(Вывешиваются слова - соха, борона).

     - Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни - ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - пляска. От всех бед и печалей спасала песня .

     -И следующая станция о выдающихся людях края "Наши земляки".

     - Ребята, первым занялся выращивание риса Дмитрий Жлоба (фото). Это наш земляк.

Беседа: В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.

     - Здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко (портрет показать) и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

     -Следующая станция под названием "Обычаи и традиции".

     -Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

            Уважительное отношение к старшим.

            Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

            Почитание гостя.

     Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

      При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

      Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал. Он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.

       Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

       А мать надевала на шею сына ладанку , в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

        Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Мальчики помогали отцу.

III. Закрепление.

       Работа в парах ,игра"Наведи порядок".

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

  • "лавы" - деревянные лавки.
  • "стан" - ткацкий станок.
  • "пряха" - прялка.
  • "бешмет" - одежда.
  • "кохточка" - кофта,
  • "спидница" - нижняя юбка.
  • "макитра" - горшок для хранения и приготовления хлеба.
  • "кабыця" - летняя печь.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Кого из знаменитых известных людей, наших земляков вы запомнили и чем они занимались?Д.П. Жлоба - первый, кто стал выращивать рис в нашем крае .П.П.Лукьяненко и В.С. Пустовойт занимались выращиванием пшеницы и подсолнечника.

IV. Итог урока.

     Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней ,кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

V. Домашнее задание.

- Нарисуйте то, что запомнилось каждому на уроке: то ли это посуда, или казак, хата и т.д.



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения

Тема: Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн.

Цель: познакомить детей с официальной символикой Кубани.

Задачи:

  1. Познакомить с символами Кубани, значением составляющих частей, историей появления.
  2. Учить растолковывать символы государства, развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез)
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родной земле, ее истории и современности.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, колонки, карточки 3 цветов для деления на группы сменного состава, сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока.

  1. Проверка знаний.

Кроссворд – работа в группах

- Если разгадаете правильно, узнаете тему нашего урока.

- Какое слово у вас получилось? (Символ)

- Что такое символ?

(слайд 2)

СИМВОЛ (греч.) - знак, опознавательная примета. 

СИМВОЛИКА - выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов).

  1. Постановка темы:

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Символы Кубани) – слайд 3

- Что относится к символам государства, края? (герб, флаг, гимн)

- Итак, сегодня мы узнаем больше о гербе, флаге, гимне Краснодарского края, их значении и истории возникновения.

3. Работа по теме.

- Начнем с герба. Что такое герб? (ответы детей)

- Найдите в словариках толкование слова герб, прочитайте. - Слайд 4

- А теперь посмотрите, как выглядит герб Кубани. Пользуясь определением в словарике, расскажите, что изображено на гербе, что вы видите.

- Правильно, но вы назвали не все части герба, наверное,  потому, что не знаете, что это такое. Хотите узнать? Попробуйте изучить герб самостоятельно в парах, используя картинки в учебнике на с.40, текст – официальное описание герба на слайде (слайд 6). А потом попробуйте растолковать значение частей герба, связать его с историей.

- В таком виде герб был принят в 1995 году.

- Теперь вы научились толковать гербы. Попробуйте растолковать герб Краснодара, Сочи. - слайды 7-8

- Но даже юным ученым, а вы уже ученые-геральды (толкователи символики гербов и флагов), нужен небольшой отдых.

«Физминутка»

- Ну вот, отдохнули и можем продолжить научное исследование.

- Какой еще символ края мы можем изучить подробнее? (Флаг)

- Что такое флаг?

- Найдите в словариках определение. – слайд 9.

- Кто помнит, как выглядит флаг Краснодарского края?

- Вот это флаг Кубани – слайд 10.

- Расскажите, что вы видите. Кто знает, что обозначают части флага? (ответы детей)

- Есть три версии расшифровки значения цветов флага. Сейчас вы разделитесь на 3 группы и каждая группа изучит одну из версий и поделится ею с нами.

Выступление представителей групп.

- Что заметили? (версии разные)

- Что может обозначать каждый цвет флага? (ответы детей)

- В каком порядке расположены цвета, если называть их сверху?

- Ну, вот вы и стали настоящими учеными-геральдами, научились толковать герб и флаг Краснодарского края.

- А какой символ мы еще не изучили? (гимн)

- Что такое гимн? – слайд 11.

- Когда мы можем услышать гимн?

- А как правильно его слушать? (стоять ровно, слушать гимн, молчать во время исполнения).

- Прочитайте текст гимна в учебнике ч.41.

- Посмотрите в словаре в конце учебника значения слов со звездочкой. Как вы понимаете смысл гимна? Кто мог его исполнять впервые?

- Прочитайте на с.40 историю создания гимна Кубани.

- Что вы узнали о гимне Кубани?

- Когда впервые появился текст гимна?

- А вернулся гимн на Кубань и был снова официально принят в 1995 году, как флаг и герб.

- Давайте теперь послушаем, как исполняется гимн Краснодарского края. Исполняет официальный гимн Кубанский казачий хор. Напомните мне, как надо слушать гимн государства или края?

Прослушивание гимна (слайды 12-25)

В связи с большим объемом музыкального файла, он удален из презентации.

http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/gymn_kuban.htm - гимн Кубани

  1. Закрепление.

- А сейчас интересно проверить, что вы запомнили. Я предлагаю вам закрыть книги и попробовать самостоятельно нарисовать флаг Кубани, а потом проверим.

  1. Домашнее задание.
  • Выучи наизусть слова гимна Краснодарского края.
  • Придумай и нарисуй герб нашего класса (вспомни, что такое герб).
  • Узнай, как выглядит флаг Сочи.

        

  1. Итог урока

- Ну что же, вы урок наш подходит к концу. Мы много успели. А что вы унесете с этого урока в голове? Какие новые знания вы приобрели? Что вам было особенно интересно? Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной карточки.



Предварительный просмотр:

Урок кубановедения по теме :Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края.

УУД    Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов

Цели урока: 

  • познакомить детей с видами водоёмов;
  • сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
  • создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
  • познакомить учащихся с обитателями морей;
  • воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Задачи урока: 

  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
  • Формировать в сознании ученика ценностный образ окружающего мира родного края.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: 

  • карта Краснодарского края;
  • интерактивная доска; маршрутные листы с заданиям словари, энциклопедии, учебникия;

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Учитель: Здравствуйте, дети! Начинаем урок кубановедения. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи.

Организация детей в группы осуществляется до начала урока с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети, входя в класс на урок, вынимают из специально-приготовленной коробочки, что позволяет сделать группы совершенно естественным и веселым образом.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация

1. Вводный вопрос   Учитель: Давайте ответим на вопрос: Что это?

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять
(Вода).

Ты можешь быть мягкой и жесткой,
Ты можешь дать жизнь и отнять,
Ты можешь, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.
Ты можешь согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Ты сладостью душу напоишь
И солью прольешься в глаза…
Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Живая, Святая
(Вода).

(Ответы детей)

Учитель: Без воды нет жизни на земле. Растения, животные, человек постоянно нуждаются в воде. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Человек на 80% состоит из воды. Он должен ежедневно потреблять 2-3 литра воды.

2. Постановка проблемной ситуации:

Учитель: У вас на столах лежат маршрутные листы урока. Расшифруйте кроссворд и вы узнаете тему нашего урока.

в

о

д

о

х

р

а

н

и

л

и

щ

е

Р

у

с

л

о

в

о

д

о

п

а

д

и

с

т

о

к

о

з

ё

р

а

м

о

р

е

  1. Плотина задерживает сток воды, вода разливается и образуется искусственный водоём. Как он называется?
  2. Углубление по которому течёт река.
  3. Место, где быстрые шумные горные реки с грохотом падают со склонов гор.
  4. Начало реки.
  5. Естественные водоёмы со стоячей водой. При сильном ветре у них иногда бывают волны.
  6. Естественные водоёмы с солёной водой

Учитель: Назовите ключевое слово (Водоём)

Учитель: На ваших столах лежат словари, найдите объяснение слову – водоём. (Словарная работа)

Ученики. Водоёмы – это углубления на поверхности земли, заполненные водой.

Учитель: Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные – создала природа, искусственные – созданы при помощи человека.

Учитель: Разгадывая загадки, которые у вас на маршрутных листах, вы заполните таблицу искусственных и естественных водоёмов.

3. Групповая работа

Не поедешь, не пройдёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой.
(Болото)

Искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. (Водохранилище)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солена.
(Море)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(Река)

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
(Пруд)

В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручей)

Искусственно созданный водоем, для сообщения между другими водоемами. (Канал)

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная.
(Озеро)

Кругом вода,
А с питьём беда.
(Океан)

Залив, образованный морем в низовьях реки, а также солёное озеро вблизи моря, обычно богатое целебными грязями. (Лиман)

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

III. Постановка учебной задачи

Учитель: На какие 2 группы можно разделить естественные водоёмы?

Ученики: Водоёмы бывают пресные и солёные.

Учитель: Какой воды больше на земле?

Ученики: Солёной. Это моря и океаны.

На столе лежат мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки, сушёная морская звезда.

Учитель: Что объединяет все эти предметы? (Море)
– Значит о чём будет сейчас наша беседа?
 (О морях)
– Какие моря омывают территорию Краснодарского края?

Ученики: Чёрное и Азовское моря.

Учитель: Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.

– Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря нашего края.

Учитель: Прежде, чем отправиться в море, давайте поработаем с новыми словами, которые на помогут в нашем исследовании.

Флора – растительный мир.
Фауна – животный мир.

Учитель: Ну что ж, корабль готов к отправлению. В путь (Под песню Ю. Антонова «Море»).

Физпауза

IV. «Исследование» учащимися нового знания.

Учитель: Первая остановка совершается в Азовском море. На ваших листах обозначен вопрос, на который вы должны дать ответ.
1 группа: Характеристика моря и его особенности. Исторические сведения.
2 группа: Флора моря.
3 группа: Фауна моря.

Учитель: Найдите информацию об Азовском море (на столах у детей энциклопедии, учебники, словари и дополнительный поисковый материал).

1 группа.

Море очень маленькое и мелкое – его площадь составляет 39 тыс.кв.км (в 11 раз меньше, чем Черное), при максимальной глубине 14 м. Популярно такое сравнение – если гигантскую или китовую акулу поместить в Азовском море вниз головой вертикально, то ее хвост будет торчать из воды даже в самом глубоком месте. Средняя глубина моря не превышает 7 м. Это самое мелкое море Мирового океана.

За свою историю Азовское море неоднократно меняло название – древние греки и римляне называли его Меотийское озеро (иногда – болото), скифы – Каргалук, турки – Бахр эль-Ассак, татаро-монголы – балык-денгиз (рыбное море). Называли его Самакуш, Салакар, Майутис, Саксинское море. И это далеко не весь перечень имен, которыми разные народы называли это крохотное море.

Отдаленность моря от океана и слабая связь через проливы привела к специфическому солевому составу вод моря. Впадающие в него реки (более 20), в том числе такие крупные, как Дон, Кубань, несут сюда многие минералы, которые несвойственны океанической воде – здесь много минеральных элементов с содержанием кальция, карбоната, сульфатов. Океанические воды более богаты содержанием хлора и натрия. Общая соленость моря примерно в три раза ниже океанической. Азовское море считается самым континентальным морем из-за слабой связи с океаном.

Благодаря расположению Азовского моря в умеренном континентальном поясе, его воды сохраняют достаточно высокую среднегодовую температуру – она чуть превышает +11 град.С. Летом вода прогревается до +24-+25 град.С, у берегов даже до +30 град.С. В зимний период температура воды понижается до точки замерзания.
Благодаря тому, что море мелководно, его верхние и нижние водные слои хорошо перемешиваются ветрами, что приводит к выравниванию температур. Зимой море замерзает, причем в течение зимы лед может неоднократно появляться и исчезать. В теплые зимы большая часть акватории моря (особенно южная) остается свободной ото льда.
Течения в море формируются ветрами, ток воды направлен вдоль береговой линии против часовой стрелки (циклональный).

Дно моря имеет равнинный рельеф, лишь в западных районах есть небольшие поднятия.
Грунты песчаные, илисто-песчаные и илистые. Песчаное дно, преимущественно, на небольших глубинах и у берегов. Более глубокие участки занимают глинистые или алевритовые илы.

2 группа.

Умеренно-теплый климат и хорошее перемешивание слоев воды в море, благоприятны для развития фитоводорослей. В опресненных участках морского водоема преобладают сине-зеленые водоросли, которые интенсивно развиваются весной и осенью. Цветковые растения и морская трава обильно разрастаются по всему морскому дну, образовывая целые травяные ковры большой протяженности.

3 группа.

– В системе рыбного хозяйства России Азовское море является вторым по значению внутренним водоемом. Ихтиофауна Азовского моря в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб, относящихся к 76 родам, и представлена проходными, полупроходными, морскими и пресноводными видами.
Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как белуга, осётр, севрюга, сельди, рыбец и шемая.

– Морские виды размножаются и нагуливаются в солёных водах. Среди них выделяются виды, постоянно обитающие в Азовском море. Это – пиленгас, камбала-калкан, глосса, тюлька, перкарина, комашка трёхиглая, рыбы-иглы и все виды бычков.
Пресноводные виды обычно постоянно обитают в одном районе водоёма и больших миграций не совершают. Эти виды населяют обычно опресненные акватории моря. Здесь встречаются такие рыбы, как стерлядь, серебряный карась, щука, язь, уклея и др.

– Полупроходные рыбы отличаются от проходных тем, что могут длительное время жить и в пресной, и в морской воде. Нерестятся полупроходные рыбы, как правило, в реках. Примеры азовских видов полупроходных рыб: судак, лещ, тарань, чехонь.

Благодаря богатой откормочной базе и хорошим климатическим условиям, Азовское море является самым продуктивным водоемом в мире, т.е. на единицу площади его акватории приходится самое большое количество живых организмов.

Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом – катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека, если не принимать во внимание пассивное "оружие" катранов – колючки на спинных плавниках, которые могут доставить серьезные неприятности при неосторожном обращении с рыбой. Монстры и людоеды в Азовском море не живут.

Физпауза

Учитель: Вторая остановка совершается в Чёрном море. (Работа проводится аналогично)

1 группа.

– Черное море с древнейших времен известно человечеству! На протяжении тысячелетий и веков оно сменило несколько названий. Первые греческие мореплаватели называли негостеприимным. Однако позже древние греки сменили свое мнение и стали его называть гостеприимным морем. На Руси в старину Черное море называли Понтийским, а также Русским морем.

– Современное название ученые объясняют по разному. Одни – турки называли Карадениз (как футболиста ФК "Рубин), то есть негостеприимное "Черное" море, за то, что все завоеватели приходившие на его берега, получали решительный отпор со стороны племен его населявших. По другой гипотезе название связано со штормами и с тем, что вода во время шторма в нем темнеет. И есть еще третья версия, которая связана с тем, что металлические предметы опущенные на большую глубину Черного моря, чернеют под воздействием сероводорода.

– Общая площадь Черного моря равна 413 488 кв км. Объем воды 537 000 куб. км. Море представляет собой глубокую впадину продолговатой формы с довольно плоским дном и крутыми склонами (от 6 до 20 градусов). Наибольшая глубина 2245 м, средняя 1271 м.
В Черное море впадают
Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, Риони, Чорох, а в пределах Краснодарского края – свыше 80 малых рек. Половина речного стока приходится на Дунай. Годовой сток с суши в Черное море равен 400 куб. км, столько же и испаряется с поверхности моря. В год Черное море получает 175 куб. км соленой средиземноморской воды и 66 ку. км азовской воды пониженной солености. Больше всего в черноморской воде содержится хлористого натрия (77.8% от общего содержания солей), хлористого магния (10.9%), сернокислого кальция (3.6%).. Кроме того черноморская вода содержит еще около 60 химических элементов: йод, бром, серебро, радий и т.д.

– Черное море – самое теплое в нашей стране. Температура в Черном море зимой в открытой части + 6..7 градусов теплоты, в южной + 8..10, в северо-западной части нередко опускается до –1 и там образуется ледяной припай. Летом темепература воды в среднем +24 градуса, возле Сочи может прогреваться до +28 градусов тепла. На глубине 50-70 метров температура стабильно равно +6-7 градусов. Поверхностные течения в Черном море слабые, их скорость обычно не превышает 0.5 м/с. Основные причины поверхностных течений – сток рек и ветер. При штормах в Черном море развиваются волны до 10 м высотой и 150 м длиной. Обычно размеры волн значительно меньше.
Огромна сила ударов волн о берег. В районе Сочи она достигает 20 т на 1 кв. м.

2 группа.

Черное море по составу и характеру распределения живых организмов очень своеобразно и неповторимо. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны – кислородную (до глубины 150-200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м), занимающую 87% его водной массы. В распоряжении животных и растений всего 13% объема воды. Именно в кислородном слое обитают несколько сотен планктонных и бентосных водорослей. Только водорослей в Черном море насчитывают более 250 видов. Есть водоросли, обитающие у берега – коралина, цистозира, морской салат, лауренсия, есть те, которым нужна глубина – филлофора, или морской виноград, а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создает осеннее свечение моря. Вместе с периденеей в воде обитают и светящиеся крохотные хищники, ноктилуки, или ночесветки.

3 группа.

В Черном море более 2500 видов животных. В числе последних 500 видов одноклеточных организмов, около 1900 – беспозвоночных, 185 видов рыб и 4 вида млекопитающих. Среди основных причин относительной бедности животного мира моря:

  • широкий диапазон солёности воды
  • умеренно холодная вода
  • наличие сероводорода на больших глубинах

Среди рыб, водящихся в Чёрном море: различные виды бычков (бычок-головач, бычок-кнут, бычок-кругляк, бычок-мартовик, бычок-ротан), азовская хамса, черноморская хамса (анчоус), акула-катран, камбала-глосса, кефаль пяти видов, луфарь, мерлуза (хек), морской ёрш, барабуля (обыкновенная черноморская султанка), пикша, скумбрия, ставрида, черноморско-азовская сельдь, черноморско-азовская тюлька и др. Встречаются осетровые (белуга, севрюга, черноморско-азовский (русский) и атлантический осетры).

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (наиболее опасная — ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), черноморская и заметная скорпены, скат-хвостокол (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Из птиц распространены чайки, буревестники, утки-нырки, бакланы и ряд других видов. Млекопитающие представлены в Черном море двумя видами дельфинов (дельфином-белобочкой и афалиной), азово-черноморской обыкновенной морской свиньёй (нередко называемой азовским дельфином), а также белобрюхим тюленем.

Некоторые виды животных, не обитающие в Чёрном море, зачастую заносятся в него через проливы Босфор и Дарданеллы течением либо приплывают самостоятельно.

Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи). Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом.

V. Закрепление полученных знаний

Защита творческих проектов учащихся.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока) 

Учитель:
– Что же такое водоёмы?
– На какие 2 группы можно их разделить?
– Над какой темой работали сегодня на уроке?
– Каждая группа отметьте на шкале в своих листах как вам было на уроке:
интересно, трудно, дружно работали

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс

Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...

# Кубановедение. Методические разработки по кубановедению.

Данные разработки помогут учителям начальных классов в проведении уроков и классных часов по кубановедению....