Нравственные устои (правила) предков.
методическая разработка (4 класс) на тему
Познакомить детей с нравственным кодексом предков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс 4
Тема: Нравственные устои (правила) предков.
Цель: познакомить детей с нравственным кодексом предков.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД: закрепление практических навыков поведения детей, согласно нравственному кодексу северных этносов;
Метапредметные УУД:
Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы, оценивание своей работы на уроке,
П - высказывание своего мнения о наставлениях, понимание и осмысливание наставлений, правила взаимодействия в паре, в группе, осуществления поиска необходимой информации;
К - ответы на вопросы учебника на основе произведения, обсуждение в паре ответов, на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения,
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выход из разных ситуаций.
Оборудование: презентация, аудиозапись ненецкой сказки «Кукушка», фрагменты фильма «Санки бабушки Сыку», карточки, компьютер, проектор, электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Ход урока
- Организационный момент
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики.
Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
- Проверка домашнего задания – «Обычаи и традиции хранения одежды и обуви».
- Основная часть урока
А) Актуализация знаний
- Алла, сколько детей было у твоей бабушки?
Как, ты думаешь, помогали ли они своей маме?
- Да, правильно, мать с детства приучала их к труду. И поэтому дети выросли у неё уважаемыми людьми.
- Сейчас вы прослушаете сказку и скажете, а в этой сказке, какими дети были?
(аудиозапись ненецкой сказки «Кукушка», презентация «Кукушка», слайды №№ 1-4)
- О ком эта сказка? (В этой сказке мать покинула детей, так как они не любили её, не слушались.)
- Что бы вы сказали этим детям при встрече? (Ответы детей)
- Да вы правы, и наши предки старались передать своим детям всё самое лучшее. Они ценили такие качества, как любовь к Родине, к родному краю, к своей земле. Ценили героизм, честность, скромность, доброту, а особенно уважение к старшим. Они учили молодое поколение правилам поведения в тундре, на рыбалке, на охоте, и, конечно, в общении друг с другом, с родителями, со старшими.
В) Целеполагание
- Попробуйте определить тему урока. (Правила предков)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами предков, передаваемыми от старших к младшим; осознать и осмыслить нормы поведения)
- Откройте учебник на с. 63 и прочитайте тему урока. (Нравственные устои (правила) предков).
- Запишите тему урока.
- Ребята, как вы понимаете, слово «нравственность»?
- Где можно найти определение этого понятия? (В энциклопедии, в интернет, в библиотеке, в словаре).
- Найдите определение в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. (Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.)
- Запишите в тетрадь определение понятия «нравственность».
В) Составление плана работы на уроке
1. Познакомиться с правилами предков.
2. Научиться понимать и осмысливать нормы поведения.
3. Проверить свои знания.
4. Оценить работу.
- Формирование новых знаний
А) Составление характеристики героев сказки. Работа в парах
- Составьте сообщение о матери и о детях, используя в каждом предложении слова – антонимы.
(Мать была доброй, а дети злыми. Мать заботилась о детях, а дети росли бессердечными. Мать трудолюбивая, а дети были ленивыми. Мать была чуткой. А дети равнодушными.)
На доске запись: Мать Дети
Добрая злые
Заботливая бессердечные
Трудолюбивая ленивые
Чуткая равнодушные
- Какую колонку вы выбираете? А наши предки, какую бы выбрали колонку?
- Если вы выбрали правую колонку, скажите, какими должны быть дети?
- Вот вы сами и составили правило, норму какими должны быть дети.
(Дети должны быть добрыми, заботливыми, трудолюбивыми, чуткими.)
- Запишите в тетрадь составленное вами правило.
Б) Работа по учебнику. Уточнение поставленных целей (П.№1 плана)
- Прочитайте наставления наших предков на с. 64.
- Посоветуйтесь в парах и сообщите: что объединяет эти правила? (все они об уважении к старшим).
- Сформулируйте в парах правило поведения со старшими, сообщите классу и запишите в тетрадь. Уточнение поставленных целей (п. №2 плана).
(Примерное выступление пар: 1) Всегда помогай старшим. 2)Уважай и почитай старших. 3) Не пререкайся со старшими …).
В) Чтение стихотворения О.Аксёновой «Есть у долган такой обычай» - читает наизусть подготовленная девочка. Обсуждение прослушанного.
- Применение новых знаний. Уточнение поставленных целей (п. №3 плана). Работа в парах с карточками.
- Задание парам: Получите карточку, прочитайте наставление, осмыслите правило. Прочитайте выразительно одноклассникам, назовите народ, создавший это наставление, определите, чему оно учит.
- Нганасанское наставление: Кто отцу с матерью помогает, тот быстрее подрастает (карточка №1).
- Нганасанское наставление: Обидишь ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать (карточка №2).
- Долганское наставление: Говори спокойно, а молчи достойно (карточка №3).
- Эвенкийское наставление: если будешь жадным, то будешь одиноким, и тебе никто не поможет (карточка №4).
- Ненецкое наставление: Даже если попадёшь в беду, не вешай головы (карточка №5).
(выступление пар, запись наставлений в тетрадь).
- Работа с текстом «Миша провинился», с. 65.
- Рефлексия. Уточнение поставленных целей (п. №4 плана).
- Продолжите высказывание:
- Я узнал …
- Я понял …
- Я запомнил …
- Мне понравилось ..
- Мне было трудно...
- Мне было непонятно …
- Мы узнали…
- Мы учились…
- - Урок понравился, потому что…
Самооценка. На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцените свою работу в баллах (обведите кружком)
- Итог урока.
Вывод: Необходимо знать и выполнять правила предков.
Дом. задание: читать текст на с. 63-65, ответить на вопросы учебника, подготовить выразительное чтение стихотворения О.Аксёновой, по желанию – выучить стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи
Эссе. «Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой ...
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Как устоена загадка
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
«Обеспечение понимания и поддержания таких нравственных устоев прогимназии и семьи, как уважение к взрослым, к товарищам, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.»
В статье рассмотрены основные приёмы и виды деятельности детей, с целью поддержания нравственных устоев прогимназии и семьи....
Презентация программы внеурочной деятельности: "Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев младших школьников через диалог культур народов мира"
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель прогр...