Нравственные устои (правила) предков.
методическая разработка (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Класс 4

Тема: Нравственные устои (правила) предков.

Цель: познакомить детей с нравственным кодексом предков.

Планируемые результаты урока:

Предметные УУД: закрепление практических навыков поведения детей, согласно нравственному кодексу северных этносов;

Метапредметные УУД:

Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы, оценивание своей работы на уроке,

П - высказывание своего мнения о наставлениях, понимание и осмысливание наставлений, правила взаимодействия в паре, в группе, осуществления поиска необходимой информации;

К - ответы на вопросы учебника на основе произведения, обсуждение в паре ответов, на вопросы учебника,  доказательство своей точки зрения,

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выход из разных ситуаций.

Оборудование: презентация, аудиозапись ненецкой сказки «Кукушка», фрагменты фильма «Санки бабушки Сыку», карточки, компьютер, проектор,  электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой к уроку

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики.

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

  1. Проверка домашнего задания – «Обычаи и традиции хранения одежды и обуви».
  2.  Основная часть урока

А) Актуализация знаний 

- Алла, сколько детей было у твоей бабушки?

Как, ты думаешь, помогали ли они своей маме?

- Да, правильно, мать с детства приучала их к труду. И поэтому дети выросли у неё уважаемыми людьми.

- Сейчас вы прослушаете сказку и скажете, а в этой сказке, какими дети были?

(аудиозапись ненецкой сказки «Кукушка», презентация «Кукушка», слайды №№ 1-4)

- О ком эта сказка? (В этой сказке мать покинула детей, так как они не любили её, не слушались.)

- Что бы вы сказали этим детям при встрече? (Ответы детей)

- Да вы правы, и наши предки старались передать своим детям всё самое лучшее. Они ценили такие качества, как любовь к Родине, к родному краю, к своей земле. Ценили героизм, честность, скромность, доброту, а особенно уважение к старшим. Они учили молодое поколение правилам поведения в тундре, на рыбалке, на охоте, и, конечно, в общении друг с другом, с родителями, со старшими.

        В) Целеполагание

- Попробуйте определить тему урока. (Правила предков)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами предков, передаваемыми от старших к младшим; осознать и осмыслить нормы поведения)

- Откройте учебник на с. 63 и прочитайте тему урока. (Нравственные устои (правила) предков).

- Запишите тему урока.

- Ребята, как вы понимаете, слово «нравственность»?

- Где можно найти определение этого понятия? (В энциклопедии, в интернет, в библиотеке,  в словаре).

- Найдите определение в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. (Нравственность – особая форма общественного сознания и вид  общественных отношений.)

- Запишите в тетрадь определение понятия «нравственность».

В) Составление плана работы на уроке

1. Познакомиться с правилами предков.

2. Научиться понимать и осмысливать нормы поведения.

3. Проверить свои знания.

4. Оценить работу.

  1. Формирование новых знаний

А) Составление характеристики героев сказки. Работа в парах

- Составьте сообщение о матери и о детях, используя в каждом предложении слова – антонимы.

(Мать была доброй, а дети злыми. Мать заботилась о детях, а дети росли бессердечными. Мать трудолюбивая, а дети были ленивыми. Мать была чуткой. А дети равнодушными.)

На доске запись: Мать                                         Дети

                Добрая                                        злые

                Заботливая                                         бессердечные

                Трудолюбивая                                 ленивые

                Чуткая                                         равнодушные

- Какую колонку вы выбираете? А наши предки, какую бы выбрали колонку?

- Если вы выбрали правую колонку, скажите,  какими должны быть дети?

- Вот вы сами и составили правило, норму какими должны быть дети.

(Дети должны быть добрыми, заботливыми, трудолюбивыми, чуткими.)

- Запишите в тетрадь составленное вами правило.  

Б) Работа по учебнику. Уточнение поставленных целей (П.№1 плана)

- Прочитайте наставления наших предков на с. 64.

- Посоветуйтесь в парах и сообщите: что объединяет эти правила? (все они об уважении к старшим).

- Сформулируйте в парах правило поведения со старшими, сообщите классу и запишите в тетрадь. Уточнение поставленных целей (п. №2 плана).

(Примерное выступление пар: 1) Всегда помогай старшим. 2)Уважай и почитай старших.  3) Не пререкайся со старшими …).

В) Чтение стихотворения О.Аксёновой «Есть у долган такой обычай» - читает наизусть подготовленная девочка.  Обсуждение прослушанного.

  1. Применение новых знаний. Уточнение поставленных целей (п. №3 плана). Работа в парах с карточками.
  1. Задание парам: Получите карточку, прочитайте наставление, осмыслите правило. Прочитайте выразительно одноклассникам, назовите народ, создавший это наставление, определите, чему оно учит.
  • Нганасанское наставление: Кто отцу с матерью помогает, тот быстрее подрастает (карточка №1).
  • Нганасанское наставление: Обидишь ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать (карточка №2).
  • Долганское наставление: Говори спокойно, а молчи достойно (карточка №3).
  • Эвенкийское наставление: если будешь жадным, то будешь одиноким, и тебе никто не поможет (карточка №4).
  • Ненецкое наставление: Даже если попадёшь в беду, не вешай головы (карточка №5).

(выступление пар, запись наставлений в тетрадь).

  1. Работа с текстом «Миша провинился», с. 65.
  1. Рефлексия. Уточнение поставленных целей (п. №4 плана).
  • Продолжите высказывание:
  • Я узнал …
  • Я понял …
  • Я запомнил …
  • Мне понравилось ..
  • Мне было трудно...
  • Мне было непонятно …
  • Мы узнали…
  • Мы учились…
  • - Урок понравился, потому что…

Самооценка. На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Оцените свою работу в баллах (обведите кружком)

  1. Итог урока.  

Вывод: Необходимо знать и выполнять правила предков.

Дом. задание: читать текст на с. 63-65, ответить на вопросы учебника, подготовить выразительное чтение стихотворения О.Аксёновой, по желанию – выучить стихотворение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Как устоена загадка

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Презентация программы внеурочной деятельности: "Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев младших школьников через диалог культур народов мира"

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель прогр...