Технологическая карта по коми языку как государственному УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Хасанова Ольга Владимировна

Урок открытия нового знания по теме "Перелётные птицы" по предмету "Коми язык как государственный"- 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по коми языку УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс. О.В. Хасанова, г. Печора.

Технологическая карта по коми языку УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс.

Цели для ученика

  •  Познакомиться с новыми словами по теме «Лэбачьяс» («Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс»).
  • Научиться составлять словосочетания, предложения, небольшой рассказ на тему с использованием новых слов.
  • Выбирать правильные лексические средства устного общения на уроке.

Цели для учителя

  • Образовательные: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся по теме «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс».
  • Развивающие: создать условия для формирования умений оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитательные: создать условия для формирования внимательного и бережного отношения к своему языку, к родной земле, к коми народу.

Тип урока- урок открытия нового знания

Форма урока- урок в технологии системно-деятельностного подхода

Опорные понятия, термины: лексика по теме «Лэбачьяс»

Новые понятия: тури, дзодзӧг, юсь, утка, каля, джыдж, лунвылӧ лэбысь.

Формы контроля: диагностика полученных результатов на последующих уроках.

Домашнее задание: по выбору- стр.26, упр.38-составить предложения по выученной теме; или- стр.26, упр.39- составить кроссворд по теме «Лэбачьяс».

Этапы

Содержание

Формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I

Орг. момент- 2 мин

1.Включение и мотивирование учащихся на уч. деятельность.

-Видза оланныд, челядь!

- Бур удж!

- Для хорошей работы нам надо сначала поработать над коми звуками. Повторяйте за мной:

  • дза,  дзу, дзи, дзо- дзодзӧг. Какой звук повторяется?
  • Джа, джу, джо, джы- джыдж.
  • Катша, катша, китш-котш.

Диалог, беседа.

Приветствует учащихся, мотивирует на хорошую работу

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Личностные:

 -Самоопределение, ориентация на успешную уч. деятельность.

II

Актуализация знаний- 3 мин

2. Повторение лексики по изученным темам.

-Кутшӧм  талун поводдя?

-Кутшӧм ӧні вогӧгӧрся кад?

-Кутшӧм ар? (сёр). Мыйла  сёр?(одеты тепло, снег, птицы улетают на юг)

Диалог, беседа.

Задаёт вопросы, наводит на тему урока.

Отвечают на вопросы, находят признаки осени.

Личностные:

- формирование учебно- познавательного интереса.

Коммуникативные: 

-Умение слушать собеседника;

-Строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательные:

-анализирование, умозаключения, построение логической цепи рассуждений.

III

Выявление места и причины затруднений- 5 мин

3. Выявление и фиксация места и причины затруднений.

(на д!- картинки  птиц.)

- Тайӧ коді? (Лэбачьяс)

- Кутшӧм   юкӧнъяс-группа вылӧ позьӧ юкны найӧс? (юкӧй)- у д!

-Назовите птиц 1 группы по-коми.

- По какому признаку мы их объединили?                      (тӧвйысь).

-Назовите птиц 2 группы…

Проблемный диалог, беседа.

Выявляет причину проблемы.

Находят и обсуждают проблему.

1) Лэбачьяс.

2) Тӧвйысь да …

Познавательные:

-Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: 

-Умение принимать и сохранять учебную задачу;

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

IV

Целеполагание и построение выхода из затруднения-6 мин

4.Постановка цели уч.деятельности, выбор способа

и средств её реализации.

- Кутшӧм лэбачьяс  мӧд  колонкаын?  Шуӧй найӧс комиӧн…

- Мыйын мытшӧд(проблема)? В чём проблема?

- А почему возникла эта проблема?

-А по какому признаку мы их объединили?            (перелётные)

- Кутшӧм тема сідзкӧ? (Перелётные птицы)

- По-коми можем сказать тему?

- Посмотрите – видзӧдлӧй пӧв вылӧ да бӧрйӧй уроклысь тема.

Тӧвйысь лэбачьяс.

Вӧрса пемӧсъяс.

Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс.

Гортса пемӧсъяс

Проблемный диалог.

Задаёт вопросы, вводит в проблему, заинтересовывает детей.

Обсуждают, выдвигают гипотезы, алгоритм работы, ставят задачи.

1) Не знаем названия этих птиц.

2) Ещё не проходили слова 2-го столбика.

3) Перелётные птицы- Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс.

Лэбачьяс- птицы, лунвылӧ- на юг, лэбысь от слова- лэбны.

4) Тӧдмавны лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимсӧ, лӧсьӧдны кывтэчасъяс, лӧсьӧдны сёрникузяяс.

Личностные:

-Мотивация учения.

Познавательные:

 -Выделение и формирование учебной задачи;

-Выбор способа решения проблемы;

Коммуникативные:

- Допускать возможность существования у людей различной точки зрения.

Регулятивные:

-Умение принимать и сохранять учебную задачу;

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Лунвылӧ лэбысь

лэбачьяс.

-   Мыйла бӧрйим тайӧ темасӧ?  Мыйла колӧ тӧдны тайӧ темасӧ? Кӧні сійӧ миянлы ковмас?

- А мог- задача кутшӧм МИЯН ВОДЗЫН сідзкӧ ?

  • Тӧдмавны лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимсӧ.
  • Лӧсьӧдны кывтэчасъяс, лӧсьӧдны сёрникузяяс.
  • Уджавны параын, группаӧн.
  • Донъявны асьнымӧс.

V

Реализация построенного проекта- 8 мин

5. Построение и фиксация нового знания, обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение.

- Кытысь ми вермам тӧдмавны тайӧ лэбач нимъяссӧ?

-Восьтам тетрадьяс. Йирым тӧлысь кӧкъямысӧд лун. Классын удж. Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс.

-Назовите перелётных птиц Коми края (гусь, ласточка, журавль, чайка, утка, лебедь)

На Э! – картинки с изображением перелётных птиц- гусь, ласточка, журавль, чайка, утка, лебедь.

  1. -Коді тайӧ?(журавль)- 

-Откуда мы можем найти перевод на коми язык? Аддзам кывкудысь-ТУРИ.

Шуам ставӧн.

 http://zyrians.foto11.com/animals_in_Komi

  1. -Кывзӧй, тайӧ коді? 

http://mp3tusovka.com/find/звуки%20чайки

 

( чайка)- ЧАЙКА -К какой группе животных относится?(Птицы)

http://zyrians.foto11.com/geokomi091

(Кай, это название получило отражение как "Птица", ср. коми кай "птица". Вслед за В.И.Лыткиным мы склонны считать гидроним Кай прибалтийско-финского происхождения: фин. kajava, kajova (диал. kaija, kaika), кар. kaioa кар.-ливв. kaja, kajo, вепс. kajag, kajagi, вод. kaiega, эст. kajak, kajakas, лив. kajag "чайка". Коми переняли это слово из языка карело-вепсов (вероятно, оригиналом послужило кар. kaja, kajo в форме кай). Со временем, к началу XVII в., забыв первичное значение слова кай, коми по принципу народной этимологии перевели его на русский язык как "птица", что и получило отражение в древнерусской литературе. )

-Каля. Произнесите-  шуӧй гораа.

  1. -Тӧдмалӧй юржугӧдан:  

- ЮСЬ(лебедь).

Юсь- шуам гораа.

  1. -Не обходимся на уроках и без загадок:

- В воде купался, сух остался (гусь)- ДЗОДЗӦГ.

Шуӧй –дзодзӧг. Кутшӧм аффриката- коми шы-звук? Бур!

  1. Тайӧ коді? (Ласточка)

Джадж, джыдж, джодж.

-Какое слово ещё не знаете? (ДЖЫДЖ)- ласточка.

Шуам ставным- джыдж.  Кутшӧм тані аффриката- коми шы- звук?

  1. –Кто остался? (утка)

-А утка и по-коми и по-русски звучит одинаково- УТКА.

-Донъялам асьнымӧс, мый ми вӧчим?                                                       

(Тӧдмалім лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимъяс)

ШАНЬ!

Лекция, работа со словарём и др.(загадка, ребус, аудио)

Помогает в нахождении источников нового знания, познавательного материала.

Работают с информацией, участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение и аргументы.

1)Словарысь, коми кыв тӧдысьлысь, интернетысь.

2) выполняют задания с проговариванием, отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

Коммуникативные:

-Умение оформлять свои мысли.

- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Познавательные:

- Выбор способа решения проблемы,

- Умение ориентироваться в своей системе

 знаний.

Регулятивные:

- Умение слушать собеседника;

-Умение строить понятные для собеседника высказывания,

- проговаривание новых слов.

VI

Первичное закрепление и проговаривание- 5 мин

6. Применение нового знания в типовых заданиях, использование новых слов в в разных речевых ситуациях.

-Ӧні ворсыштам! «Петкӧдлы лэбачӧс».

-Серпасъяс дорӧ аддзӧй лэбач нимъяс.                            (Петкӧдлӧй, мый вӧчӧ, кыдзи ветлӧдлӧ, кыдз горзӧ … тури?)

(тури- вылӧ коксӧ лэпталӧ; юсь- мичаа кутӧ голясӧ, каля- лэбӧ-лэбӧ, сэсся сунытшӧ ваӧ черила, дзодзӧг- мунӧ ньӧжйӧ, ӧтар-мӧдарӧ вальмасьӧмӧн, джыдж-лэбӧ ас бердӧ борд личкӧмӧн).

Шуам ставӧн  ЛЭБАЧ НИМ.

Тайӧ … тури. БУР!

Игра «Петкӧдлы лэбачӧс».

Нацеливает к применению нового знания.

Применяют новое знание, выходят к доске, показывают повадки, признаки птиц, проговаривают названия птиц по-коми.

Регулятивные:

-слушать собеседника;

-строить понятные для собеседника высказывания.

Коммуникативные:

- Умение оформлять свои мысли через движения.

Познавательные:

-Умение ориентироваться в своей системе

знаний.

Личностные:

- Учебно-познавательный интерес.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-5 мин

7. Выполнение самостоятельной работы на новое знание с самопроверкой по эталону:

- Видзӧдлӧй экран вылӧ.

 - Мый позьӧ вӧчны тайӧ уджас?                           (ТОРЙӦДНЫ КЫВЪЯС ВЫЛӦ).

- Кутшӧм миян  уроклӧн тема талун?

-А ӧні уджалам параӧн.

- Карточка вылын пасйӧй овалӧн лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимъяс.

ПЫШКАЙЛЭБАЧЮСЬТУРИСЮЗЬДЗОДЗӦГ

КАЛЯПТИЦАУТКАДЖЫДЖ

- Гижинныд кӧ  6 либӧ  5 кыв- «5»,

                                         4 кыв -«4»,

                                         3- «3».

 - Кутшӧм кыв лишньӧй? Мыйла?

-Молодечьяс!

Сам.работа в паре.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; самопроверку по эталону, самооценку; выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками.

Прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием. 

«Птица» - по-русски.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

Регулятивные:

-Осуществление действий по данному заданию;

-выговаривание вслух новых слов;

Коммуникативные:

-Умение работать в паре;

VIII

Включение в систему нового знания- 6 мин

8. Включение в систему знаний нового знания.

-Вспомним работу в группе. Какие правила?

Тайӧ … (коді?).

Юсь, тури, дзодзӧг, каля, джыдж, утка.

Сійӧ …( кутшӧм?) лэбач.

Мича, кузь кока, чери радейтысь, горзысь, сьӧда-еджыда рӧма

… олӧ (кӧні?)…ын.

Нюр, вӧр, ва дор, ю дор

(У д! 1-й ученик показывает на птицу, 2-й говорит текст.)

- Ребята, согласны с работой этой группы?

Работа в группе.

Организует работу в группах. Организует самопроверку. Организует самооценку. Организует работу над ошибками.

Работают в группе, выбирают правильный вариант ответа, защищают свой выбор, оценивают работу др. групп.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому;

Коммуникативные:

-Участие в составлении текста на коми языке;

-Формулирование и аргументация своего мнения,

-Учёт разных мнений;

Познавательные:

-Понимание фактического содержания текста на коми языке;

-Осознанное построение речевого высказывания на коми языке.

IX

Рефлексия- 3 мин  

9. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, подведение итогов.

-Кутшӧм тема вӧлі?

-Кутшӧм мог вӧлі миян водзын?

-Мый ми вӧчим?

-Кутшӧм кывкӧртӧд- итог? (Ми тӧдмалім лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимсӧ, и с.в.)

- Бур уджысь талун «5» - …, …, … .

-Бура уджалісны и …, …,  …. . Налы- «4».

-Мый водзӧ?

Г.у!- Восьтӧй дневникъяс:

  • 26-ӧд л.б, 38-ӧд удж- лӧсьӧдны кывъясысь сёрникузяяс лэбачьяс йылысь.

либӧ

  • 26-ӧд л.б., 39-ӧд удж- лэбачьяс йылысь вӧчны юржугӧдан.

Позьӧ вӧчны кыкнан уджсӧ.

-Урок помасис. Аттьӧ! Аддзысьлытӧдз!

Диалог.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной уч. деятельности, нацеливает на дальнейшее усвоение материала.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку.

Воспринимают информацию, выбирают уровень трудности задания.

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные:

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока английского языка по теме "Ты любишь загадки о животных?", 4 класс.

Технологическая карта урока английского языка по теме "Ты любишь загадки о животных?" Работа над проектом "Животные цирка" , 4 класс.Тип урока: Комбинированный.Форма урока: Урок совершенствования знан...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...