Внеурочное занятие по курсу "Знай и люби свой край".
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

В ходе внеурочного занятия в 4 классе продолжаем знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов, собирать биографические сведения о некоторых из них, раскрывать значимость и самобытность кубанской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_4.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по курсу «Знай и люби свой край!»

Тема: Поэзия родного края.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: продолжить знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов.

Задачи:

  1. Расширить знания по теме;
  2. Собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах.
  3. Раскрыть значимость кубанской литературы;

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость прочитанного, удовлетворять  читательский  интерес и приобретать  опыт  чтения,  формировать опыт поиска фактов и суждений, умение  аргументировать найденную информацию.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить  авторов с их произведениями.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Мы очень любим читать. Книги учат нас, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи. Книги погружают нас в волшебный мир сказок, ведут за собой в путешествия.  Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.

Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое
неповторимое сказанье:
Размашистые
станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.

Эти строчки написал Иван Фёдорович Варава.

Что любит поэт, чем он восхищается, что воспевает?

А все ли слова в стихотворении вам понятны? Куда можно обратиться, чтобы узнать значение того или иного слова. А как работать со словарём?

(Работа со словарём  Ожегова)

Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. Нам хочется как можно больше узнать о «мастерах слова»,  о кубанских поэтах, выяснить тайны  их мастерства.  

В первой четверти мы начали работу по изучению творчества поэтов родного края.  Каждая группа выбрала  творчество понравившегося поэта и стала собирать материал по теме. Сегодня вы представите свою работу.

Первая группа ребят подготовила  материал о кубанском поэте Крониде Александровиче Обойщикове.

Родился в 1920 году на Дону. Детские и школьные годы провёл на Кубани: в станице Брюховецкой. Первые стихи написал в четвёртом классе. Жил и в нашем родном городе.

С первого дня войны был на фронте, награждён орденами и медалями. Более двадцати лет служил в авиации. Автор двадцати поэтических сборников, из них - шесть написаны для детей. На эти стихи кубанские композиторы создали десятки песен и две оперетты.

А какие замечательные у него стихи о природе нашего края.

  1. Густой туман плывёт низиной. Покоем полнится земля.

           И держат небо, как корзину,

           Над хуторами тополя.

  1. Отчий край! Вишнёвые рассветы,                                                                                                      Двух морей и неба синева.

            Для тебя кубанские поэты

      Сохранили лучшие слова

  1. Кубань – земля такая:
    От края и до края две Дании войдет.
    Омытая морями , укрытая лесами,
    Пшеничными полями , глядится в небеса.
    Кубань – земля такая : в ней слава боевая
    И слава трудовая цементом скреплена.

 Вторая группа расскажет о Владимире Дмитриевиче Нестеренко.

Владимир Дмитриевич  Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. Родился в 1951 году. По образованию - учитель. Он работал в школе, служил в армии.                                                                                              Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил                                                               2 миллиона  экземпляров.                                                                                                                               Вышли в свет 8 книг стихотворений для детей этого автора. «Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Моя песенка», «Раз - загадка. Два - отгадка!», «Сапоги не с той ноги», «Заветное желание».

Владимир Нестеренко сочинил для вас, ребята, литературную игру «Подскажи словечко».

  1. Круглый, сладкий он на вкус,

             Как матрос, одет а...

  1. Будет щедрый урожай

            Будет вкусный к…

  1. Доброте учиться нам

           У кого? У наших м...

  1. Поросенок любит слушать

           Имя ласковое - х...

  1. Любит небо и полет

             С детства каждый с..

  1. Кто же знает

           В зайцах толк?

           Ну, конечно,

           Серый в...

   А теперь сделаем зарядку для язычка. Владимир  Нестеренко в сборнике «Ладошка» написал скороговорки. Вот и посмотрим, кто из вас самый быстрый «говорун».

  1. Первый Назар

           Шел на базар.

           Второй Назар –

           С базара.

           Какой Назар

           Купил товар,

           Какой –

          Шел без товара?

  1. Слышен шорох в камышах –

           От него шумит в ушах.

           Сто бесстрашных лягушат

           Цаплю шепотом страшат

  1. Макара укусил комар.

            Макара укусил комар.

            Прихлопнул комара Макар

Проверим, кто из вас самый сообразительный.  Владимир Нестеренко написал для вас целую книгу загадок «Раз-загадка, два - отгадка!»

1. Грозный, строгий, молчаливый,

И с большой роскошной гривой. ( лев)

2. Мычать умеет

Молока не имеет. ( бык)

3. Потихоньку тает, тает -

Быстро грязь зато смывает. ( мыло)

4. До чего ж цветок пригож-

Он на солнышко похож. ( ромашка)

Третья группа ребят подготовила сообщение о Любови Кимовне Мирошниковой.

Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара

Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. Детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия».

Ребята познакомят нас со стихи поэтессы в необычной форме, в виде сценок.

  1. Теленок и корова

Шли теленок и корова.

Хоть теленку мать сурово

Повторяла «му» да «му», -

Было весело ему.

  1. Аленка и теленок.

Собрала букет Аленка

Для любимого теленка.

Ест букет теленок - вкусно.

А Аленке очень грустно.

  1. Вкусный сон.

Облака из жирных сливок ,                                                                                                                          Уплетал на крыше кот.

- Это просто сон счастливый -
Пел ему пустой живот.

    4.   Про свинку.

Воротилась свинка с рынка,

Но пуста её корзинка.

Вот бы был у свинки бедной

Пятачок, хоты бы медный.

А за мокрый и немытый

И арбуз не купишь битый.

  1. Как мы купали поросенка

Уж не мы ли,

Уж не мы ли,

Поросенка с мылом мыли

Он сердился и визжал,

Против бани возражал.

Мы старались целый час,

А теперь -

Купайте нас!

  1. О чем плачет крокодил.

Горько плачет крокодил:

Чем он всем не угодил,

Что к нему на день рожденья

Только ежик приходил?

Да и тот был почтальоном

И вручил ему с поклоном

Телеграмму от зверей.

В ней-два слова:

«Будь добрей! 

Четвёртая группа детей подготовила рассказ о жизни и творчестве  Ивана Федоровича Вараввы.

Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года, в городке Новобатайске. В трудное время его родители в поисках работы и хлеба переселились на Кубань.                                    После окончания школы в 1942 г. Иван Фёдорович Варавва в 17 лет ушел добровольцем на фронт.

Прошел путь от Кубани до Берлина, где молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага.Он награждён боевыми орденами и медалями за своё мужество, за бесстрашие и отвагу.                                                                                                                                           Война окончилась, и он поступил в Московский литературный институт. Свои стихи он писал о Родине, о маме, о войне. Он воспевал в своей поэзии родную Кубань, её красоту, духовность, историю.

  1. Шумят, шумят желтеющие нивы,                                                                                                                              Красою сердце веселя.                                                                                                                        Родимый край мой,                                                                                                                                           Край судьбы счастливой,                                                                                                                                  Земля отцов – моя земля.

  1. Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,                                                                                                                    И тает в желтом океане                                                                                                                          Зеленый парус тополей.                                                                                                                            Стоят хлеба.                                                                                                                                              В страде горячей                                                                                                                                     Они земле поклоны бьют                                                                                                                               3. За щедрость, выдержку казачью,                                                                                                               За доблесть, мужество и труд.                                                                                                                          На поле жатки величаво ,                                                                                                                         Слагают ровные валки,                                                                                                                                                                 Они в венок своей державы,                                                                                                          Вплетают чудо - колоски…

Все группы хорошо потрудились.  А как итог всей работы, я предлагаю вам оформить стенгазету о каждом поэте. На столе лежит  основа газеты – часть ватмана, клей и фломастеры. А материал для газеты раздам вам я. Но всё не так просто -   сведения о вашем поэте нужно будет выбрать из множества материала и собрать в газету. Достаньте материал из файла, рассмотрите, что там есть. Это портрет писателя, годы его жизни, сведения из биографии и 2 стихотворения. Нужно всё расположить на листе ватмана и наклеить. Давайте вспомним, как правильно располагается материал в газете. А теперь вспомним о правилах работы в группах.

Работа детей в группах.

Сейчас каждая группа представит свою работу. А мы проверим правильность её выполнения. А поможет нам в этом презентация.

Вы молодцы. А я предлагаю вам досмотреть презентацию до конца.  В нашем крае много талантливых людей. И не о всех мы рассказали. Мы продолжаем работу  по изучению творчества кубанских поэтов. Вы сейчас посмотрите презентацию ипосовещавшись с ребятами, выберите поэта, который вам понравится и продолжите работу. А затем соберём все странички, которые вы сделали и ещё сделаете, сошьём их,  и у нас получится книга. Эту книгу мы покажем ребятам из нашей параллели и расскажем оней.

 

 













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби свой край и воспевай!

Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педаг...

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Конспект занятия путешествия « Знай и люби свой край» (подготовительная группа)

Познакомить с праздничными якутскими костюмами, активизировать предметный глагольный словарь, расширить лекционный запас, систематизировать знания детей о родном крае.Развивать познавательный интерес,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

Программа рассчитана на 1 год  для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях  связаны с краеведением....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...