Внеурочное занятие по курсу "Знай и люби свой край".
план-конспект занятия (4 класс) на тему
В ходе внеурочного занятия в 4 классе продолжаем знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов, собирать биографические сведения о некоторых из них, раскрывать значимость и самобытность кубанской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_4.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по курсу «Знай и люби свой край!»
Тема: Поэзия родного края.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: продолжить знакомство с произведениями кубанских писателей и поэтов.
Задачи:
- Расширить знания по теме;
- Собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах.
- Раскрыть значимость кубанской литературы;
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость прочитанного, удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения, формировать опыт поиска фактов и суждений, умение аргументировать найденную информацию.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить авторов с их произведениями.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
Мы очень любим читать. Книги учат нас, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи. Книги погружают нас в волшебный мир сказок, ведут за собой в путешествия. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.
Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Седая даль желтеющей Кубани.
Эти строчки написал Иван Фёдорович Варава.
Что любит поэт, чем он восхищается, что воспевает?
А все ли слова в стихотворении вам понятны? Куда можно обратиться, чтобы узнать значение того или иного слова. А как работать со словарём?
(Работа со словарём Ожегова)
Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. Нам хочется как можно больше узнать о «мастерах слова», о кубанских поэтах, выяснить тайны их мастерства.
В первой четверти мы начали работу по изучению творчества поэтов родного края. Каждая группа выбрала творчество понравившегося поэта и стала собирать материал по теме. Сегодня вы представите свою работу.
Первая группа ребят подготовила материал о кубанском поэте Крониде Александровиче Обойщикове.
Родился в 1920 году на Дону. Детские и школьные годы провёл на Кубани: в станице Брюховецкой. Первые стихи написал в четвёртом классе. Жил и в нашем родном городе.
С первого дня войны был на фронте, награждён орденами и медалями. Более двадцати лет служил в авиации. Автор двадцати поэтических сборников, из них - шесть написаны для детей. На эти стихи кубанские композиторы создали десятки песен и две оперетты.
А какие замечательные у него стихи о природе нашего края.
- Густой туман плывёт низиной. Покоем полнится земля.
И держат небо, как корзину,
Над хуторами тополя.
- Отчий край! Вишнёвые рассветы, Двух морей и неба синева.
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова
- Кубань – земля такая:
От края и до края две Дании войдет.
Омытая морями , укрытая лесами,
Пшеничными полями , глядится в небеса.
Кубань – земля такая : в ней слава боевая
И слава трудовая цементом скреплена.
Вторая группа расскажет о Владимире Дмитриевиче Нестеренко.
Владимир Дмитриевич Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. Родился в 1951 году. По образованию - учитель. Он работал в школе, служил в армии. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Вышли в свет 8 книг стихотворений для детей этого автора. «Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Моя песенка», «Раз - загадка. Два - отгадка!», «Сапоги не с той ноги», «Заветное желание».
Владимир Нестеренко сочинил для вас, ребята, литературную игру «Подскажи словечко».
- Круглый, сладкий он на вкус,
Как матрос, одет а...
- Будет щедрый урожай
Будет вкусный к…
- Доброте учиться нам
У кого? У наших м...
- Поросенок любит слушать
Имя ласковое - х...
- Любит небо и полет
С детства каждый с..
- Кто же знает
В зайцах толк?
Ну, конечно,
Серый в...
А теперь сделаем зарядку для язычка. Владимир Нестеренко в сборнике «Ладошка» написал скороговорки. Вот и посмотрим, кто из вас самый быстрый «говорун».
- Первый Назар
Шел на базар.
Второй Назар –
С базара.
Какой Назар
Купил товар,
Какой –
Шел без товара?
- Слышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат
- Макара укусил комар.
Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар
Проверим, кто из вас самый сообразительный. Владимир Нестеренко написал для вас целую книгу загадок «Раз-загадка, два - отгадка!»
1. Грозный, строгий, молчаливый,
И с большой роскошной гривой. ( лев)
2. Мычать умеет
Молока не имеет. ( бык)
3. Потихоньку тает, тает -
Быстро грязь зато смывает. ( мыло)
4. До чего ж цветок пригож-
Он на солнышко похож. ( ромашка)
Третья группа ребят подготовила сообщение о Любови Кимовне Мирошниковой.
Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара
Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. Детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия».
Ребята познакомят нас со стихи поэтессы в необычной форме, в виде сценок.
- Теленок и корова
Шли теленок и корова.
Хоть теленку мать сурово
Повторяла «му» да «му», -
Было весело ему.
- Аленка и теленок.
Собрала букет Аленка
Для любимого теленка.
Ест букет теленок - вкусно.
А Аленке очень грустно.
- Вкусный сон.
Облака из жирных сливок , Уплетал на крыше кот.
- Это просто сон счастливый -
Пел ему пустой живот.
4. Про свинку.
Воротилась свинка с рынка,
Но пуста её корзинка.
Вот бы был у свинки бедной
Пятачок, хоты бы медный.
А за мокрый и немытый
И арбуз не купишь битый.
- Как мы купали поросенка
Уж не мы ли,
Уж не мы ли,
Поросенка с мылом мыли
Он сердился и визжал,
Против бани возражал.
Мы старались целый час,
А теперь -
Купайте нас!
- О чем плачет крокодил.
Горько плачет крокодил:
Чем он всем не угодил,
Что к нему на день рожденья
Только ежик приходил?
Да и тот был почтальоном
И вручил ему с поклоном
Телеграмму от зверей.
В ней-два слова:
«Будь добрей!
Четвёртая группа детей подготовила рассказ о жизни и творчестве Ивана Федоровича Вараввы.
Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года, в городке Новобатайске. В трудное время его родители в поисках работы и хлеба переселились на Кубань. После окончания школы в 1942 г. Иван Фёдорович Варавва в 17 лет ушел добровольцем на фронт.
Прошел путь от Кубани до Берлина, где молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага.Он награждён боевыми орденами и медалями за своё мужество, за бесстрашие и отвагу. Война окончилась, и он поступил в Московский литературный институт. Свои стихи он писал о Родине, о маме, о войне. Он воспевал в своей поэзии родную Кубань, её красоту, духовность, историю.
- Шумят, шумят желтеющие нивы, Красою сердце веселя. Родимый край мой, Край судьбы счастливой, Земля отцов – моя земля.
- Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей, И тает в желтом океане Зеленый парус тополей. Стоят хлеба. В страде горячей Они земле поклоны бьют 3. За щедрость, выдержку казачью, За доблесть, мужество и труд. На поле жатки величаво , Слагают ровные валки, Они в венок своей державы, Вплетают чудо - колоски…
Все группы хорошо потрудились. А как итог всей работы, я предлагаю вам оформить стенгазету о каждом поэте. На столе лежит основа газеты – часть ватмана, клей и фломастеры. А материал для газеты раздам вам я. Но всё не так просто - сведения о вашем поэте нужно будет выбрать из множества материала и собрать в газету. Достаньте материал из файла, рассмотрите, что там есть. Это портрет писателя, годы его жизни, сведения из биографии и 2 стихотворения. Нужно всё расположить на листе ватмана и наклеить. Давайте вспомним, как правильно располагается материал в газете. А теперь вспомним о правилах работы в группах.
Работа детей в группах.
Сейчас каждая группа представит свою работу. А мы проверим правильность её выполнения. А поможет нам в этом презентация.
Вы молодцы. А я предлагаю вам досмотреть презентацию до конца. В нашем крае много талантливых людей. И не о всех мы рассказали. Мы продолжаем работу по изучению творчества кубанских поэтов. Вы сейчас посмотрите презентацию ипосовещавшись с ребятами, выберите поэта, который вам понравится и продолжите работу. А затем соберём все странички, которые вы сделали и ещё сделаете, сошьём их, и у нас получится книга. Эту книгу мы покажем ребятам из нашей параллели и расскажем оней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби свой край и воспевай!
Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педаг...
Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"
Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон воспитательной деятельности классного руководителя....
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
Конспект занятия путешествия « Знай и люби свой край» (подготовительная группа)
Познакомить с праздничными якутскими костюмами, активизировать предметный глагольный словарь, расширить лекционный запас, систематизировать знания детей о родном крае.Развивать познавательный интерес,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Программа рассчитана на 1 год для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях связаны с краеведением....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...