Программа спецкурса Юный краевед
рабочая программа (4 класс) на тему

Светлана Михайловна Козлова

Программа разработана для учащихся 4 класса. Может быть использована в 5 классе. На основе краеведческого материала Волгоградской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_kraeved_2015.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово

                                                                                                         Разработчики: С.М.Козлова

                                                                                                                                  Т.И. Постникова

                   

Программа по краеведению «Юный краевед»

Актуальность

        В настоящее время одной из главных задач школы является развитие и  воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности (из ООП НОО: раздел духовно-нравственное воспитание).

        Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую, учитель недостаточно уделяет внимание изучению родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Как достичь условий, способствующих решению задач обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия? Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны? Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Считаем, что введение краеведения в школах поможет добиться этих результатов, а собранный рабочей группой материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Пояснительная записка

        Цель программы – всестороннее, многоаспектное развитие личности. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов освоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеурочной, образовательной, поисково-творческой деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечательностями, со знаменитыми людьми города, области.

        Программа рассчитана на 34 часа в год (из расчёта 1 час в неделю).

        Аудитория – учащиеся 5 класса.

        При изучении данного курса учащимся должны быть созданы условия для формирования эмоционального восприятия мира, возникающего в процессе познавательной деятельности.

        В данной программе предусмотрено решение следующих образовательных задач:

-формирование понятийного аппарата;

-привитие навыков самостоятельного познания;

-умение работать с дополнительной литературой;

-освоение культурных ценностей своего края.

        Данная программа формирует целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических занятий дает возможность каждому ребенку в рамках занятий краеведением расширить сферу своих интересов.

        К методам изучения краеведения мы относим:

1.Исследовательский (работа с литературными источниками, встречи с интересными людьми).

2.Метод наблюдения  (экскурсии, посещение выставок, музеев, святых мест).

3.Деятельностный (зарисовки, фотографирование объектов).

По окончанию курса обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику своего региона и города; описывать достопримечательности родного края; находить на карте Российской Федерации свой регион и его главный город; знать знаменитых людей своего края;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и  литературу о своем крае, с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Программа курса «Юный краевед»

4 класс

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1-2

Мой край на карте России.

Карта Волгоградской области.

2

3-6

Святые места Волгоградской земли.

Усть – Преображенский Серафимовичский монастырь. Экскурсия

4

7-8

Символика городов и районов Волгоградской области.

2

9

Символика школы, класса

1

10 - 12

Художники Волгоградской области. Ю.Коваль

3

13

Проверь себя. Символы родного края. Анкетирование.

1

14

Викторина «Что ты знаешь о своём городе?»

1

15

Знакомство с литературой по изучению родного края. Выставка книг

1

16- 17

Знакомство с интересными людьми нашего города. Встреча с директором краеведческого музея, автором книги о городе Фролово – Ермольевым Н.В.

2

18

Знаменитые люди города Фролово. Земляки – Герои Советского Союза: Чеботарёв В.В., Бутенко И.Е.

1

19

Знаменитые люди города Фролово. Земляки – Герои Советского Союза: Ерёмин А.У., Петров Н.И.

1

20

Знаменитые люди города Фролово. Две удивительных судьбы: Жеребцов А.М., Ермольева З.В.

1

21

Проверь себя. Знаменитые люди города Фролово

1

22 - 25

Святые места Волгоградской земли. Церковь Петра и Павла. Лог. Ново-Почаевский источник

4

26- 27

Святые места моего города. Часовня Петра и Февроньи. Памятник «Добрый ангел»

2

28 -29

Памятные места города Фролово

2

30

Проверь себя. Святые и памятные места Волгоградской земли

1

31 -32

Мои современники. Встречи с творческими людьми города Фролово: Тамаренко Н.И., Горбанёв

2

33-34

Проверь себя. Защита проектных работ

 «Я и мой город»

2

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.П.Крутова «Здравствуй, милый город!» - Волгоград, «Комитет по печати», 1996
  2. В.Каменнов «Жизнь моего поколения» - Михайловка, «Михайловская типография», 2011
  3. А.Чушкин «Дело, которому служишь» (книга в 3-х частях)- Михайловка, «Михайловская типография», 2006
  4. А.Чушкин «След на Фроловской земле» - Михайловка, «Михайловская типография», 2003
  5. Н.В.Ермольев «Фроловский историко-краеведческий сборник» - Волгоград, «Альянс», 2003
  6. Г.П.Крутова «Фролово» - Волгоград, «Нижне-Волжское книжное издательство, 1983

СТЕПЕНЬ КОНТРОЛИРУЕМОСТИ

ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

        Возможность отслеживания динамики продвижения учащегося в изучаемом материале даёт описанная ниже система проверочных работ (в календарно – тематическом планировании раздел «Проверь себя»).

        Проверочные работы оцениваются количественно в процентах. В процессе освоения содержания одной микротемы проводится одна проверочная работа (4 работы за год).

        Данные фиксируются в диагностическом листе педагога.

ФОРМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЛИСТА

№ п/п

ФИ

учащегося

Оценка учителем выполнения проверочной работы, %

Динамика

№1

№2

№3

№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Программа кружка "Юный краевед"

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, раз...

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс

Рабочая программа  кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...