Кубановедение
учебно-методический материал на тему

Глек Елена Владимировна

Для использования на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_po_kubanovedeniyu.doc1.78 МБ
Microsoft Office document icon obychai_traditsii_nravy_kazakov.doc183.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Помни брат, что у казаков:

 Дружба — обычай;

Товарищество — традиция;

Гостеприимство — закон.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблю дает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влияни ем эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда бла годушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необы чайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объяс няется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они - философы и поэты в душе - часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формиро вании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не уби вай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не оби жай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые яв лялись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хуто ра или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляют ся, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

З. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

КАЗАКИ  И  РОДИТЕЛИ

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и доче ри. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался испол ненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замуж ней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, ру коделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалось главной обязанностью подготов ка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настоль ко почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решений по наиболее важным делам. Харак терно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без со гласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы созда ния семьи; родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явле нием.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обраща лись к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характе ра, которого требовали условия казачьей жизни.

ОТНОШЕНИЕ  К  СТАРШИМ

Уважение старшего - один из главных обычаев казаков. От давая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед ли цом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готов ность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого эти кета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разго варивать (вступать в разговор без его разрешения) и тем более — не пристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по воз расту), требовалось испросить разрешения пройти. При входе куда-либо первым пропускался старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в при сутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах,  драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на Кубани даже в обращении редко можно услышать «дед», «старый» и прочее, а ласково произ носится: «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

КАЗАКИ  И  ГОСТИ

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презре нию тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Счи талось неприличным в течение 3 суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель ело прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 года, когда руководство Казахстана во главе с Назарбаевым отказало в приеме казаков в гостиницах, прибывших в город Уральск по случаю празднования 400-летия службы яицких казаков государству Российскому, несколько сот казаков были разобраны по казачьим семьям и приняты с присущим казачьим гостеприимством.

В сентябре 1991 года при поездке в Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка). Казаки не были отпущены до тех пор, пока не были накормлены наваристым кубанским борщом домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, чтобы на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников хранящееся ныне в архиве, говорит:

«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, приедешь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку и чаркой водки попотчуют, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?»

- Ну, - скажешь, - ищу.

- Так у нас есть работа, приставай к нам».

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось свя щенным долгом каждого казака.

ОТНОШЕНИЕ  К  ЖЕНЩИНЕ

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. По чести и повелению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой опре делялись согласно христианскому учению (священному писанию).

«Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа», при этом придерживались вековых устоев - мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать - четко разделено. Считалось за позор, если мужчи на занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважи тельно и защищать ее - ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с крас ным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигал ся в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие - старики и женщины. Одна из женщин управ ляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это пле тью. Из колонны выехал казак и срубил его.

Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщина пользовалась таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необ ходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, ста нице было кратковременным. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на кото ром лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедли тельно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в при сутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его ро дителей, было только по имени и отчеству, так как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, а мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор поя виться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно сегодня по кажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с эле ментами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», к равной — «сестра», к младшей - «дочка» («внучка). К жене - индивидуально каждый, усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д., к пожилым годам - не редко «мать» а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы, казаки!» Казаки отвечали: «Слава Богу!» В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинскому уставу: «Здравия желаю, господин...!»

При исполнении гимна России, области войска согласно уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при про щании казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Хри стова, на Пасху, причем целование допускалось только среди муж чин и отдельно - среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже с незнакомым человеком, поя вившемся в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту, казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обраща лись; «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добав ляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины пред варительно снимали шапку, то же делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости, Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи - даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо в пути, помочь при подъеме или выходе» уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был пред ложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему (считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при про явлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже не воли, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к себе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был расплачиваться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умер шего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста в могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им сло ва или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям, до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комна те, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогла сия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыка ние, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не за канчивалось созданием семьи (свадьбой), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

КАЗАК  В  БЫТУ

        

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак вос принимал как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не на питься, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе), и если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь – пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить. Поговорка говорила: «Пода вать можно, неволить нельзя». Застольная песня напоминала: «Пей, но ум не пропивай!».

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин), можно услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице - она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили», и прочее.

Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а на встречу - другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа, с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, мама, а где мой батя?».

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины са дились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызы валось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки, скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до свадьбы - это было заботой о нравственных устоях молодежи, ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определен ные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда ка зак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою папаху во двор невесты.

У яицких казаков отец невесты не справлял приданое, а по договоренности уплачивал деньги за приданое, так называемую «кладку», отец жениха.

КОНЬ  У  КАЗАКА

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня - кобылицу.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости следили, чтобы конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу или корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. То же повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие.

КИНЖАЛ  У  КАЗАКА

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за по зор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передавался но наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крался или добывался в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне.

КАЗАК  И  КАЗАКИ

Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют руки», и больше всего почитали волю. Тоскуя по родине, казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:

Муза — только свобода и воля.

Песня — только к восстанию зов,

Вера — только в дикое поле.

Кровь — одной лишь стране казаков.

РОЖДЕНИЕ  КАЗАКА

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с боль шим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зуб, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца на чиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зуб ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала роди тельница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву возвращалась домой, отец наде вал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Иоанну-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» -понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

ЖЕНЩИНА-КАЗАЧКА

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензо ры. До первой половины XVI века еще сохранялось веяние Востока - власть мужа над женой была неограниченной. В конце XVII века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе - и своим влия нием.

Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложив шийся, как естественный отбор из плененных черкешенок, турча нок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и при влекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине XIX века Л.Н. Толстой писал:

«Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского липа с могучим сло жением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую - татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки довязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат состав ляют привычку и необходимость жизни».

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботли вость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличи тельная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери и воспитательницы грозных казаков старого времени.

ДУША  КАЗАКА

Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания пленных братьев, за вероломство, за несоблюдение мир ных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжёт» - говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательства среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг ата мана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал пове сить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.

КАЗАК  И  БОГАТСТВО

Некоторые историки, не понимая духа казаков - идейных бор цов за веру и свободу личности - упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию.

Однажды турецкий султан, доведенный до крайности страш ными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей еже годного жалованья, вернее, ежегодной дани. Султанский посол в 1627-1637 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей чести и ответили новыми на бегами на турецкие владения. После того, дабы склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок войску че тыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны.

МОРСКИЕ   ПОХОДЫ

Морские походы или поиски казаков поражают своей смелостью и умением пользоваться всякими обстоятельствами.

Буря и грозы, мрак и морские туманы являлись для них обыч ными явлениями и не останавливали их от достижения задуманной цели. В легких стругах, вметающих 30-80 человек, с обшитыми камышом бортами, без компаса, они пускались в Азовское, Черное, Каспийское моря, громили приморские города вплоть до Фарабада и Стамбула, освобождая своих пленных братьев-казаков, смело и дерзко вступали в бой с хорошо вооруженными турецкими корабля ми, сцеплялись с ними на абордаж и почти всегда выходили победи телями. Разметанные бурей по волнам открытого моря, они никогда не теряли своего пути и при наступлении затишья соединялись в грозные летучие флотилии и неслись к берегам Колхиды или Румелии. приводя в трепет грозных и непобедимых, по тому времени, турецких султанов в их собственной столице Стамбуле.

ЧЕСТЬ  КАЗАЧЬЯ

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и гер манские курфюрсты, но особенно соседние православные народы. В 1574 году молдавский господарь Иван прислал к гетману Смирговскому, преемнику Ружинского, просить помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно, отказу быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в пол торы тысячи казаков. Сам господарь с боярами выехал навстречу гетману, в знак радости молдаване палили из пушек. После знатного угощения казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на баню». Но казаки не захотели принимать гостинцы: «Мы пришли к вам, волохи, не за деньгами, не для жалованья, а един ственно затем, чтобы доказать вам нашу доблесть и сразиться с не верными, коли к тому будет случай», - ответили они озадаченным молдаванам. Со слезами на глазах Иван благодарил казаков за их намерение.

НЕДОСТАТКИ  КАЗАКА

Были в характере казаков и недостатки, большей частью уна следованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихваст нут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из замор ского похода, шикануть своим нарядом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках:

«В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг дру га, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззабот ные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог срав ниться в пьянстве с казаками».

Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отва жившегося напиться немедленно казнили. Но и в мирное время быть с водкой запанибрата могли только рядовые казаки, для «начальных людей», кто по существу руководил казачеством, пьянство счита лось серьезный» недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в дове рии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлым - разные убийцы, преступники, проходимцы, но никакого влияния они оказывать не могли, им приходилось либо в корне изменяться, либо принимать лютую казнь. Всему миру было известно, что законы у казаков, особенно у запорожцев, чрезвычай но строги и расправа быстра.

СЛОВО  КАЗАКА

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямоли нейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось.

Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи. Из преступлений самым великим считалось убийство товари ща, братоубийцу закалывали в землю живого в одном гробу с уби тым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краден ной вещи, связь с женщиной и содомский грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и про сто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра каза ка. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посме ет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дер зость против начальства.

Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполни телями же приговоров всегда были осужденные, обязанные пооче редно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к по зорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями, и только в последнее время в Сечи за это полагалась высылка в Сибирь. За великое воровство, или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница — виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъя вит желание выйти замуж за осужденного.

Кроме шибеницы, запорожцы в редких случаях применяли за имствованный у ляхов гак (крюк), на котором осужденный подвешивался за ребро и оставался в таком положении до тех пор, пока кости его не рассыпятся. Пользовались они иногда острой палей или колом. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

О  ТАИНСТВЕ  КРЕЩЕНИЯ

Прежде совершения таинства крещения должно было быть на речение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому че ловеку и по присоединению через крещение к святой церкви.

Во время крещения священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездяще гося в сердце его и сделать его членом церкви и наследником вечно го блаженства, крещеный же отрекается от дьявола, даст обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа Веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.

Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его, а равно и Символ Веры произносят от его лица восприемники, т.е. крестный отец и крестная мать, которые являют на себя обязан ность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански. Затем священник молит Господа освя тить воду в купели и отогнать от нас дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамения: крест, сначала своей рукой, а потом, освященный елеем, которым он помазывает и крещаемого в знак милости Божьей к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося «крещается раб Божий» (при этом упоминает его имя) «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». На крещеного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты после крещения, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещеного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов печать (т.е. знак) дара Духа Святого. В это время незримо подаются крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.

Чело или лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всякого поведения. Тро екратное затем хождение священника с новокрещенным и его вос приемниками (крестным отцом и крестной матерью) кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их ру ках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное постри жение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.

День крещения для родителей младенца, его родных и близких является величайшей радостью, отмечается застольем, радостными пожеланиями и подарками.

Примечание: крестным отцом и матерью не могут быть некре щеные, с порочными недостатками в жизни, поведением, поступка ми и легкими взглядами на жизнь.

В указанный для крещения день родственники с крестным и крестной являются в Храм к началу богослужения, а после оконча ния молитв - в отведенное место для крещения.

ПРОВОДЫ  КАЗАКА  НА  ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ

(СРОЧНУЮ)  СЛУЖБУ

При достижении призывного (приписного) возраста малолеток (призывник) проходит при станице в течение года военную подго товку под руководством казачьего управления станицы и приводит ся к присяге.

Для приема присяги казаки являются в церковь на Богослужение. После его окончания выстраиваются на площади напротив алтаря Господнего со знаменем.

Священник после исполнения молитвы, посвященной воину, уходящему на службу, дает разрешение на приведение казаков к присяге.

Назначенный атаманом казак с управления перед строем членораздельно построчно зачитывает текст присяги, а казаки повторяют зачитанное вслух.

Окончив прием присяги, каждый казак подходит к аналою или столу, где лежат Евангелие и Крест. Поцеловав Евангелие и Крест, преклоняет колена перед знаменем и целует его край, ставит свою роспись в книге приема присяги и становится в строй. Священник окропляет священной водой и дает напутствие.

Присутствующие при этом старики, родные, знакомые высказывают свои поздравления, пожелания, наставления.

В день приведения казаков к присяге организуется праздничное застолье.

Казаки, где их селения расположены недалеко от реки Кубань, выводятся на ее берег, делают общее строем коленопреклонение и осеняют себя крестным знамением. Старики поздравляют их с по лучением имени кубанского казака.

Примечание:

На прием присяги казаки являются в парадной одежде.

При получении извещения (повестки) для явки на сборный пункт в семье уходящего на службу организуется застолье близких, родных, друзей. В ходе застолья высказываются добрые пожелания, советы, надежды.

В день и час уходящего на сборный пункт мать вручает сыну переписанный ею псалом 90 - ЖИВЫЕ ПОМОЩИ, по давнему казачьему поверью защищающий воина от всех бед, несчастий, на сильственной смерти (пуль, снарядов, бомб).

В момент ухода из родительского дома на сборный пункт казак осенял себя крестным знамением перед святыми образами с коле нопреклонением, затем кланялся (в прошлом) отцу и матери в ноги, прося у них благословения на службу Отечеству и молитв на сохра нение жизни и здоровья.

Родители благословляли казака и вручали ему иконку благословления.

ВСТРЕЧА  КАЗАКА  

ПО  ОКОНЧАНИИ  СЛУЖБЫ

День возвращения казаков со службы всегда считался праздни ком. В семьях возвратившихся со службы казаков готовилась встре ча: наводился порядок в доме, готовилось праздничное кушанье. Ка заки по возвращении со службы шли в церковь и после окончания молебна возвращались в дом отца.

Казак, возвратившийся в дом отца, освящал себя крестным зна мением, с коленным преклонением. После чего просил благословления у отца повидаться с иконами и родными. Отец с радостью возвещал - разрешаю. После встречи с родными и близкими устра ивалось застолье.

В последующем казак в течение недели посещал дома родных и знакомых, а после приступал к обычной работе.

О  ПОГРЕБЕНИИ  УМЕРШЕГО

По смерти казака тело его обмывается и одевается на него чистая, по возможности новая одежда. Казачий обряд включает в себя: каль соны, нижнюю рубашку из полотна «бязь», при отсутствии - три котажную, бешмет, черкеску, на ногах - чулки - матерчатые типа ноговиц или легкие тапочки, по желанию родных не запрещались и туфли. На лоб умершего возлагался венчик с изображением Хри ста, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью «Святый Боже...» в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер в надежде на милосердие Божие и ходатайство Божией Матери и Иоанна Предтечи получить венец на небесах. На руки его полагается крест или какая-либо икона, в знак веры умер шего в Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих.

Тело умершего полагалось в гроб, который становился посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу) и наполовину покрывался священным покровом в знак того, что умерший находился под покровом Православной церкви.

Лицо умершего в гробу должно было быть обращено к выходу. Вокруг гроба зажигались свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начиналось чтение псалтыря с прибавлением молитв об успокое нии умерших и служились панихиды (краткие службы, состоящие из молитв о прошении грехов и успокоении в Царстве Небесном умершего). При служении панихиды собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь, в конце панихиды (при чте нии молитвы Господней) свечи эти тушились в знак того, что земная жизнь наша, горящая, как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.

До погребения тело для отпевания переносилось (перевозилось) в Храм; перед выносом (перевозом) в Храм совершалась краткая заупокойная служба («Лития»), а во время перенесения (перевозки) поют Святый Боже...

В Храме гроб с телом умершего ставили посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигали светильники.

В конце службы отпевания священник читал разрешительную молитву. Этой молитвой разрешались бывшие на умершем запре щения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не смог вспомнить, и умерший с миром отпускался в загробную жизнь, текст этой молитвы возлагался в руки умершего. Затем родные и знакомые давали умершему последнее целование, прощались с ним, после этого тело умершего обертывалось саваном, и священник по сыпал его крестообразно землей, гроб закрывался крышкой и умер шему пели «Вечная память».

После отпевания гроб с телом умершего переносился (перево зился) на кладбище и опускался в могилу, лицом к востоку; при этом совершалась краткая заупокойная лития. Участники похорон с молитвой бросали в могилу трижды горсть земли и следовали по приглашению к поминальному застолью.

При переносе (перевозке) тела покойного «траурная процессия» двигалась в следующем порядке:

1. Чаша с «кутьей».

2. Ордена на отдельных малых подушечках с траурной каймой,
медали, по несколько медалей на одной подушечке.

3. Венки в одну колонну или колонну в два ряда.

4. Крест.

5. Крышка гроба.

6. Гроб с умершим.

7. При похоронах казака, павшего в бою или на службе, за гро бом шел конь под черным чепраком и притороченным к седлу его холодным оружием, родные, близкие, друзья, знакомые.

При подходе процессии к катафалку, входу в церковь идущие с венками образовывали коридор, через который проносился гроб с умершим.

Переносящим гроб с умершим на левую руку повязывали по лотенце. На могиле христианина ставился святой крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, страшный суд Христов и последнее воздаяние каждому по делам его, святая Православная церковь не оставляет своих умерших без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших. Она молит ся за них в третий, девятый и сороковой день после их смерти.

В третий день святая Церковь, вспоминая трехдневное воскресе ние Христа, молит его воскресить умершего для блаженной жизни.

Примечание:

1. В поминальных обедах, застольях в дни поста, а также в среду и пятницу следует воздерживаться от мясных и скоромных закусок (сливочное масло, молоко, яйца, сыр) В эти дни основу блюд и заку сок должны составлять рыба, овощи, фрукты, блины, компот, мед.

2. В дни поминовения раздают милостыни нуждающимся и на поминальный стол Храма.

3. Спиртным умершего не поминают, а по желанию принимают для аппетита при поминальной трапезе.

Тот, кто не уважает обычаи своего парода,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего,

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

Традиции и обычаи казаков собрал

Председатель Совета Стариков

Кубанского казачьего войска

Павел Захарович ФРОЛОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс

Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...

# Кубановедение. Методические разработки по кубановедению.

Данные разработки помогут учителям начальных классов в проведении уроков и классных часов по кубановедению....