Экология и краеведение для младших школьников
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Адаптированная программа кружка по экологии и краеведению для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lesnikovoy_z.n.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петъяльская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Адаптированная программа кружка

"Экология и краеведение для младших школьников"

Разработала: Лесникова З.Н.,

учитель начальных классов

д.Петъял

2015

Пояснительная записка

Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение энциклопедических представлений о природе младших школьников;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды своей местности.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

 В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, в окрестностях школы.

Планируемые результаты:

К концу года учащиеся должны знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Лекарственные растения своей местности, их полезные свойства.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  1. Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  2. Различать изученные группы растений и животных.
  3. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  4. Выполнять правила поведения в природе.
  5. Использовать полезные свойства растений для укрепления своего здоровья.
  6. Изготовлять домики для птиц.
  7. Изготовлять экологические памятки.

Планируется провести три экологических мероприятия для начальных классов, участие с проектом «Лекарственные растения нашего края» на школьном, районном, республиканском уровнях, участие в конкурсах по линии Марийского детского эколого-биологического центра.

Календарно-тематический план работы кружка

«Экология и краеведение для младших школьников»

Тема

Кол-тво часов

Дата

Выясняем, что такое «экология и краеведение» – 3 часа.  

 

 

  1. Экология – это наука о связях в природе.
  2. Краеведение – изучение отдельных местностей.
  3. Простейшие элементы ориентирования на местности. Составление экологической тропы в окрестностях школы.

1
1
1

 

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа. 

 

 

  1. Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать за природой.
  2. Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений своего края.
  3. Дидактическая игра «Растения и животные Марий Эл».
  4. Подготовка и проведение экологического праздника для начальных классов «В гости к Осени»

1
1

1

 

Знакомимся с лекарственными растениями нашего края.

 

 

  1. Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.
  2. Лекарственные растения нашего пришкольного участка.
  3. Старт проекта «Лекарственные растения нашего края».
  4. Составление гербария «Лекарственные растения нашего края».
  5. «Праздник чая». Волшебные свойства трав из пришкольного участка для здоровья человека.

1

1
1
1

1

 

Изучаем способы охраны природы – 2 часа. 

 

 

  1. Заочное путешествие по заповедникам нашей Республики  
  2. Творческая игра «Живи, ёлочка».

1
1

 

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов. 

 

 

  1. Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  2. Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  3. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.
  6. «Экологическая викторина» для учащихся начальных классов.

1
1
1
1
1
1

 

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа. 

 

 

  1. Экологические связи в живой природе на примере национального парка «Марий чодра»
  2. Конкурс рисунков « Роль человека в охране природы»
  3. Понятие «прямые и косвенные связи».  

2

1
1

 

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

 

 

  1. Охраняемые растения Марий Эл
  2.  Ядовитые растения края.
  3. Причины сокращения численности и меры их охраны.
  4. Составление буклета «Берегите эти растения»

1
1
1
1

 

Мастерим домики для птиц – 2 часа. 

 

 

  1. Практическая работа по изготовлению скворечников для птиц.

2

 

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа. 

 

 

  1. Изготовление условных знаков, экологических памяток.
  2. Проведение КВНа по краеведению для начальных классов.

1
1

 

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа.

 

 

  1. Пути попадания вредных веществ в организм человека.
  2. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

1
1

 

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час 

 

 

  1.   Творческая игра «Я знаток природы родного края».
  2. Итоги участия в конкурсах на муниципальном и региональном уровне.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

Презентация по краеведению для младших школьников "История заселения Самарского края"

В презентации рассказывается о народах, кочевавших и живших на территории Среднего Поволжья с 1 тыс. до н.э. до середины 19 века...

Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....

Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"

Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания  и уроках раз...

Рабочая программа по краеведению для младших школьников

Программа курса "Азбука родного края" составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нрвственных ценностей обучаю...