Урок марийского государственного языка во 2 классе "Идалык жап"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок марийского государственного языка во 2 классе "Идалык жап"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_idalyk_zhap.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Идалык жап

План-конспект урока марийского (государственного) языка во 2 классе

Цель урока:  формирование умений проектной деятельности на разных этапах, обогащение словарного запаса, развитие личности ребенка, его речевых способностей.

Задачи урока:

Обучающие: формировать лексические навыки говорения, способствовать общению на марийском языке.

Развивающие: развивать навыки правильного произношения слов, активизировать познавательную деятельность учащихся через групповую работу.

Воспитывающие: формировать положительное отношение к марийскому языку, воспитывать любовь к природе родного края.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Применяемые технологии: технология проектного обучения, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, технология оценивания.

Планируемый результат:

Предметные: овладение лексическим материалом и использование его в речи, умение отвечать на вопросы.  

Личностные: понимание значимости изучения марийского языка.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль за выполнение собственных действий по образцу; применение изученных грамматических правил, оценивание результатов своей работы.

Познавательные:  умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные: составление рассказа по рисунку, формирование умений работать индивидуально и в группе, сотрудничать с учителем, высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: окружающий мир

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические карточки,  готовые образцы деревьев, листьев, снежинок, цветов, картинный марийско-русский словарь, рисунки времен года.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке марийского языка мы распределимся на 4 группы. Выберите понравившуюся аппликацию дерева на партах, подойдите – это ваша группа. Назначьте командира вашей группы.  

2. Постановка цели и задач урока.

1) Мӧҥгысо пашам, шинчымашым тергымаш.

Слайд 1 с изображением отрывного календаря.

Учитель: Айста кодшо урокын темыжым шарналтена. Таче могай числа? Арнян могай кечыже? Тачысе числам тетрадьыш возена. Эрла могай числа  да арнян могай кечыже лиеш?  А кумышто? Кызыт идалыкын могай жапше?  Давайте вспомним материал прошлого урока. Скажите, какое сегодня число? Это какой день недели? Запишите число  в тетради. Завтра, какое будет число и день недели? А послезавтра? А сейчас какое время года?

Ученики: Сегодня 8 февраля, четверг. Завтра будет 9 февраля, пятница. Послезавтра – 10 февраля, суббота. Сейчас зима.

2) Побуждающий диалог.

Слайд 2: картинки с изображением времен года.

Учитель: Отгадайте загадку:

Стоит дерево райское,

На одном боку цветы расцветают,

На другом – листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвертом – сучья подсыхают.

                                (Времена года)

Учитель: Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

 Дети: О временах года.

Ученик: Откройте учебник на 88 странице, прочитайте тему урока и запишите в тетрадь.

3) Фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.

Учитель зачитывает письмо, полученное от Матти.

На 3 слайде:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я с вами вот уже полгода изучаю марийский язык. Теперь мне бы хотелось больше узнать о природе вашего края, чтобы выбрать время приезда к вам в гости. Создайте небольшой проект о своем крае в разные времена года. Жду с нетерпением встречи с вами!».

Учитель: Матти мом ышташ йодеш? Что просит создать Матти?

Дети: Создать проект о природе в разные  времена года нашего края.

-Учитель:  Молодцы, вы поняли просьбу Матти. Мы определили цель урока. На уроке мы с вами создадим мини-проект о временах года. По образцам  деревьев в разное время года, расположенных на ваших партах,  вы догадаетесь о теме времени года вашей группы. 1 группа будет рассказывать - о  зиме, 2 группа - о… весне, 3 группа – о лете, 4 группа – об осени.

Учитель: Где проживает Матти?

Дети: В Финляндии.

На 4 слайде карта Финляндии с информацией о климате.

Учитель: Финляндия расположена на севере Европы. Ее берега омывают воды Балтийского моря, ¼ часть ее расположена за Полярным кругом, поэтому зимы здесь снежные, холодные и влажные. Лето короткое, длится от 2 до 4 месяцев. Часто дуют ветры, льют дожди.  Весна – самое сухое время года. Воздух весной холодный и влажный, согревается только к осени.

3. «Открытие нового знания». Реализация построения проекта.

1) Построение проекта.

Учитель: Прочитайте вопросы на доске.

Тиде идалыкын могай жапше? – Какое это время года?

Тиде жапыште пӱртусыштӧ могай вашталтыш уло? – Какие изменения в природе происходят в это время года?

Идалыкын могай тылзе-влак улыт? Назовите месяцы времен года.

Тиде идалык жапыште йоча-влак мом ышташ йоратат? – Чем любят заниматься дети в это время года?

(Составляют предложения пользуясь картинным словарем)

2) Первичное закрепление.

Учитель: Йоча-влак проектым возаш тӱҥалына. Ребята, это наш план проекта.  Восстановим  последовательность вопросов. С чего начнем наш проект. Назовите следующий вопрос, на который мы будем отвечать письменно.  Как ответим на третий вопрос? В завершении нашего проекта   напишем о том, чем любите заниматься  в это время года.

Дети:

1.Тиде идалыкын могай жапше? – Какое это время года?

2. Идалыкын могай тылзе-влак улыт? - Назовите месяцы времен года?

3. Тиде жапыште пӱртусыштӧ могай вашталтыш уло? – Какие изменения в природе происходят в этого время года?

4. Тиде идалык  жапыште йоча-влак мом ышташ йоратат? – Чем любят заниматься дети в это время года?

 (Дети находят в конверте вопросы, нумеруют последовательность)

Учитель: Ынде проект план почеш пашаш куснена. Тендан ончылно сӱретан мутер да книга кият. Приступим поэтапному построению мини – проекта. На столах имеется картинный словарь, учебник.

4. Добывание знаний в новой ситуации. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Кызыт слайдыш ончалза. Айста тачысе уроклан келшыше мут-влакым каласен кодена. Сейчас посмотрим на слайд. Повторим за мной новые слова, предложения.

На 5 слайде

Шошо- весна

Шошым – весной

Модаш йоратат. – Любят играть.

Лум шула. – Тает снег.

Кеҥеж – лето

Кеҥежым – летом

Йуштылаш йоратат. – Любят купаться.

Шыже – осень

Шыжым – осенью

Йӱр - дождь

Йӱр йӱреш. – Идет дождь.

Поҥгым погаш. -  Собирать грибы.

Теле – зима

Телым – зимой

Лум лумеш. – Идет снег.

Ече дене мунчалташ. – Кататься на лыжах.

Идалык жап – Время года

(Слова произносятся индивидуально отдельными учениками, затем хором вслед за учителем)

Физкультминутка. 6 слайд

Нарашта куэ парчаште,

Шырчыкна чӱчкалте, пӧрд.

Тыланет мемнан пакчаште

Ямде чатката у пӧрт.

5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоконтроль и самопроверка.

Учитель: Кызыт проектыш куснена. Кузе икымше пунктын йодышыжо йоҥга?  Как звучит вопрос первого пункта проекта?

Дети: Тиде идалыкын могай жапше?

Учитель: Ынде ончалза, партыште шогышо пушеҥге идалыкын могай жапшылан келшен толеш? Давайте запишем название соответствующего времени года вашей группы на марийском языке в тетрадь, а командир на проектном листе.

Дети: Кеҥеж, шыже, теле, шошо.

Учитель: Командирлан келшыше сӱретым пижыктен шындаш темлем, молышт вуймутшым тетрадьыш возыза. Командиры запишите название времени года вашей группы и прикрепите рисунок на проектный лист о вашем времени года, а остальные  запишите  ваше название времени года в тетрадь.

На 6 слайде изображение рисунков времен года  и соответствующих месяцев.

Учитель: Ынде планын кокымшо пункт йодышым лудына да вашмутым тетрадьыш возена. Запишем ответ на второй вопрос пункта плана.

Дети: Идалыкыште  могай тылзе-влак улыт?

Шыжын (телын, шошын, кеҥежын) сентябрь, октябрь, ноябрь тылзе-влак улыт.

(Записывают предложение после проговаривания в тетрадь, а командиры на  лист проектного плана)

Работа по учебнику.

Учитель: Кумшо пункт йодышлан  вашмутым пуаш учебникыш куснена. Кумшо пункт кузе йоҥга? Как звучит 3 вопрос плана?

Дети: Тиде жапыште пӱртусыштӧ могай вашталтыш уло? – Какие изменения в природе происходят в этого время года?

Учитель: Айста учебникым почына, 88 страницыште 1 пашам муына. Откроем учебник на 88 странице, 1 упражнение.

(Дети каждой группы отвечают на вопрос 3 пункта, а командиры  записывают)

Учитель: Нылымше  пунктым ышташ сӱретан мутер полша. Йодышым лудына.

Дети: Тиде идалык  жапыште йоча-влак мом ышташ йоратат? – В это время года, чем любят заниматься дети?

(Дети отвечают, пользуясь картинным словарем, командиры записывают)

6. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Таче урокышто  могай пашам шуктышна? Мом пален налында? Что мы создали на уроке? Усвоили новый материал урока? Приготовьтесь защитить получившиеся проекты.

(Группами защищают свои проекты)

7. Домашнее задание на 7 слайде (дифференцированное, по выбору учащихся)

1) Запомнить новые слова

2) Составить кроссворд «Идалык жап»

3) Дополнить проект

8. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. Итог урока.

Учитель: Молодцы! Вы все разработали проект о временах года. Если вы хорошо усвоили материал урока, разукрасьте деревья листочками, цветочками, снежинками, если немного затрудняетесь – положите под деревом.  Вы можете дополнить свой проект, написать письмо Матти и пригласить в гости.  

 

 

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»

Цель проекта: Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других националь...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского (государственного) языка "Теле"(зима)

Конспект урка марийского (государственного) языка в 3 классе...

Презентация к уроку марийского (государственного) языка в 3 классе "Теле" (зима)

Презентация к уроку Марийского (государственного) языка в 3 классе "Теле" (зима)...

Презентация к уроку марийского (государственного ) языка "Шекланыза корнышто" (Осторожно на дороге)

Этот материал можно использовать на уроке марийского языка в 3 классе....

«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»

Статья-выступление на методическом семинаре конкурса "Лучший учитель марийского языка" по теме: «Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках мари...