Декоративно-прикладное искусство народов Севера.
методическая разработка (4 класс) по теме

Галлямова Вера Сергеевна

Методическая разработка урока по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_narodov_severa.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство народов Севера.

Галлямова В.С., учитель начальных классов

МБОУ « ООШ № 5»

город  Лесосибирск, Красноярский край

Цель:

1.Расширение  представлений о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.

2.Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства.

3.Учить применять изученную литературу о  декоративно-прикладном искусстве народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.
4.Заинтересовать учащихся данным видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут.

Оборудование:

1.Иллюстрации по теме, карточки.

2.Презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Севера».

3.Выставка сообщений учащихся.

4. Географическая карта Красноярского края.

5.Записи с песнями и мелодиями северных народов. Звучат фоном на уроке.

6. Мини-выставка поделок, книг.
7. Компьютер, проектор для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление

Учитель: Ребята, сегодня мы  продолжим наше путешествие по родному Красноярскому краю. Путь наш лежит на Север нашего края, где мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера, (слайд 1).

Определите тему и цели нашего путешествия.

Составим план нашего путешествия, (совместно с учителем планируется предстоящая работа по теме с фиксацией на доске).

3. Работа с картой Красноярского края

– Кто сможет показать на карте России территорию Красноярского края? (Дети показывают.)

Учитель: Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры и тундры – это северные районы Красноярского края. Что вы знаете и  можете рассказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.) С чем связаны такие природные условия? (удалённость от экватора…)

– Что же заставило людей, более двух тысяч лет назад, прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?

Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.

Красота этого северного края вдохновляет художников и поэтов на создание удивительных произведений.

4. Чтение учащимися стихов о Севере  (Слайды 2–9)

(К. Сальников)

Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстра

Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:

Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.

В безмолвном лагере царства льда – 
Мороз, покой и тишина.

5. Беседа о жителях Севера

– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)

На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы, селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)

Знаете ли вы, как переводится на русский язык слово «ненец»? (Человек).

– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему? ( предположения детей)

Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся, во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство и  поэтому правительство нашей страны считает, что необходимо помочь им в этом, потому что эта культура – частица нашей общей культуры.

Когда люди с большой Земли впервые оказались на севере  нашего края, многое в образе жизни, быте, культуре народов севера, казалось им чудным, диковинным, к примеру, их дом. 

Сообщение детей о доме народов севера. Выступают в роли учителя. ( готовили сообщения заранее) Все выступления детей представлены как вариант.

Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? Придумали теплое жилье. Жилище коренных народов севера называется чум. Из чего и как делают чум? Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер. ( слайд 11)

6. Народные промыслы

Учитель: – Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)

– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)

– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.

– Какие материалы для этого использовались?

Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости (Слайд 12)

Изделиями из кости украшали одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода: трубки для курения, шкатулки, подчасники (Слайд 13.)

Удивительна связь оленя и человека. Олень- пища, транспорт, одежда, обувь.

Сообщение детей об одежде народов севера. Какую одежду носят? Народы Севера носили малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, более зажиточные предпочитали парку из оленьих шкур. Зачастую на малицу или парку надевали “ сорочку” из плотной материи для предохранения мездры от снега. Ноги от холода предохраняли чижи – чулки из мягких оленьих шкур, “кисы” - сапоги из оленьего меха. В тайге, в тундре долгой полярной ночью при тусклом светильнике, мастерицы шили одежду, украшали её, воссоздавали на мехе цветы ушедшего лета. Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)

Виктор Кеулькут   ( читают дети)

 Надену я торбаса. (мягкие сапоги из оленьих шкур)

Он решительно сказал:

- Мама, дай мне торбаса.

Прежде чем идти из дому,

Я обуться сам хочу,

Ведь охотнику любому

Это дело по плечу…

Вот теперь порядок полный:

Я обулся сам – ура! – 

Тундра – море, кочки – волны,

В путь – ни пуха, ни пера!...

И вперед отважно мчится

Наш охотник в первый раз,

Но ведь надо же случиться – 

Развязался вдруг торбас.

Поплюем-ка на ладони:

- Что ж, давай чинить мотор,

А не то мы все потонем,

Если вдруг начнется шторм…

Устранили неполадки – 

Значит, снова все в порядке!

Сообщение группы о вышивке изделий. Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. Вышивкой покрывались рубахи, штаны, косынки, платки, рукавицы, интересны они тем, что сохранили орнаментальные мотивы, связанные с мифологией народа. В поверьях многих народов вышивка считалась магическим оберегом от зла и болезни. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом - это украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм- листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы. Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Как появился бисер на Севере? Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера, больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда  как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту. 

 Учитель: Орнаменты очень разные, но они состоят из геометрических фигур:

Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя) – источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.

Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.

Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.

 Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.

Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.

Что же чаще всего изображали на одежде? Отгадайте загадку (загадывают подготовленные дети)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)

Всех светлее, всех жарче. (Эвенкийская)
Золотая тарелка летит. (Долганская )
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.( Селькупская )

– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?

Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.

На севере солнышко называют ласково – Хейро.

Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.

Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)

– Хотели бы вы тоже иметь такой амулет “ Солнышко”?  Давайте его сегодня сделаем на уроке?

7. Практическая работа

– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)

–Какие материалы понадобится для изготовления “ Солнышка” ? (вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. )Используется техника выкладывания бисера на пластилине.

8. Составление плана выполнения работы.

План

  1. Вырезать из картона круг.
  2. Нанести на круг слой пластилина.
  3. Придумать рисунок.
  4. Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
  5. Закрепить шнурок.
  6. Представить работу

8. Выставка работ учащихся. Презентация работы

  1. Название поделки.
  2. Какие были трудности в работе.
  3. Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.

9. Подведение итогов урока.

10.Домашнее задание по выбору: подготовить выразительное чтение стихотворения о природе Севера современных поэтов и нарисовать к нему иллюстрацию, выполнить подобную работу « Солнышко» используя другой орнамент.

Список литературы:













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)

Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му...

Роль декоративно – прикладного искусства у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе

Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить ...

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

«Декоративно-прикладное искусство и человек» конспект + презентация к урокам изобразительного искусства в 4 классе

1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4Программа: «Изобразительное искусство» Тема урока:«Декоративно...

Тема: «Декоративно-прикладное искусство русского народа»

Тема: «Декоративно-прикладное искусство русского народа»Цель: создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве).Тип занятия: получение новых знанийОборудовани...